урок кожа 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

методическая разработка урока - исследования      4 класс      УМК "ПНШ"  окружающий мир 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kozha_4_klass.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок по окружающему  миру

                  « Самый большой орган»         4 класс

    (О.Н.Федотова,  Г.В. Трафимова      УМК « Перспективная начальная школа» )

Цели:

Формирование знаний о коже, её особенностях, функциях.

Расширение представлений о правилах гигиены тела.

Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Активизировать речь детей.

Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.

Оборудование. Мультимедиа, учебник, лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная ткань, лист бумаги, мыло, шарики - теннисный, резиновый, деревянный.

                                           Ход урока:

1.  Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Откроем содержание нашего учебника. Посмотрите и вспомните, кто  является главным объектом изучения ? (Человек, его организм и меры для сохранения здоровья).

У - Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас, и знания о своём организме и мерах принимаемых для охраны здоровья - всем очень полезны.

Сегодня мы продолжим изучать организм человека и я верю в то, что вы узнаете много нового, интересного.  Отгадайте загадку :

:сверху прикрываю,

защищаю и дышу,

пот наружу выделяю,

температурой тела руковожу. (кожа).

- Её называют естественной одеждой. Древние люди пользовались только этой одеждой.

Презентация

 (Слайд-1) "Кожа. Особенность кожного покрова"

- Какие функции кожи упомянуты в загадке?

- Что вам известно об этих функциях кожи?

(Ответы детей: защитная, осязательная, терморегуляция, дышит, выделительная)

У - Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем  из чего она изготовлена, правила использования и ухода. Считаем эти знания очень важными, так как заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно дольше сохраняла вид, дольше нам прослужила.

Про свою естественную одежду - кожу мы просто обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше сохраняла свою природную красоту.

-Как выполняет свою работу кожа,  поможет нам  узнать строение кожи .

( слайд)

Исследование-1

Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев).

- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи? (Криминалистика,:)

Возьмите лупу и рассмотрите кожу.

Наблюдения .( Углубления - поры, волоски - доказательство того, что человек животного происхождения)

- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом? (защитная)

- От чего защищает кожа человеческий организм? (От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь,:)

-  Рассмотрим строение кожи.

(Слайд-) Строение кожи.

Эпидермис (Эпителиальные клетки).

У- Наружный слой кожи образован клетками эпидермиса, особенность клеток такова, что они постоянно обновляются. Верхний её слой  отшелушивается  и отпадает… Клетки  постоянно обновляются.

Исследование-2

Потереть руку о тёмную жёсткую материю.

- Беловатый след на ткани подтверждает выше сказанное.

У - Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не даёт им проникнуть внутрь.

- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?

3. Рефлексия.

- Существует утверждение : "В здоровом теле здоровый дух". Как вы это понимаете.

- Как добиться того, чтобы был здоровый дух и тело?

Ответы детей.

4 . Физ. минутка  (музыкальная)

У- Продолжим изучение строение кожи.

(Слайд-). Строение кожи. Внутренний слой кожи.

В коже есть потовые и сальные железы. Их функция - выделительная.

Исследование-3

Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить, растянуть лист.

- Что удалось выполнить? Что не удалось?

Выполните так же  с кожей на тыльной стороне руки.

- Почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?

У -Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.

Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в неё вещества.

Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, понижает температуру, а заодно удаляет ненужные ему вещества - отходы.

- Можете ли вы теперь объяснить, почему больному, при высокой температуре, кладут на лоб компресс.

(ответы детей)

(Это интересно: В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения несколько литров воды!)

С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к. кожа - прекрасный терморегулятор

(Слайд). Кровеносные сосуды.

К коже подходит много  кровеносных сосудов. С их помощью она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. После урока физкультуры вы заходите в класс красные, вам жарко. Почему это происходит?

У - Вы бегали, физически работали или если жарко сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа краснеет.

Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.

Вывод:    кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)

Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё в клетки.

- Какую роль выполняет одежда: она греет или сохраняет тепло?

Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно выделяет тепло, а слой воздуха между телом о одеждой не даёт теплу уходить.

- Зависит ли наша одежда от сезона и температуры воздуха?

Работа в группах : ( карточки )

У - Дайте характеристику погоды и  рекомендации относительно того, во что нужно быть одетым, чтобы не простудиться?

Это интересно

Какие болезни кожи вы знаете?

(слайд)

У - Как ухаживать за кожей?

Ответы детей: мазь, крем, обрабатывать зеленкой, йодом, …

Исследование-4

Определи предмет. (Шарики - деревяный, резиновый, теннисный, железный)

Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу.

(Слайд)

Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку - боль не чувствуется.

Работа с учебником стр.14

Рефлексия.

Мы познакомились с основными особенностями строения кожи, её значением. Предлагаю вам представить модель, отражающую основные функции кожи.

(форма произвольная)

Работа в тетрадях.

Проверка выполненной работы.

- Какие основные функции кожи вы включили в свою модель?

- Ребята увлекла ли работа на уроке, , заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?

На следующем уроке мы продолжим изучать особенности кожи. Кроме того, что прочитаете материал в учебнике, дома познакомьтесь с памятками, которые я каждому напечатала.

Я вам предлагаю дописать, какой узелок на память считаете обязательным и мы это обсудим.

                                         Памятка.    Узелки на память.

1. На коже и под ногтями живёт огромное количество микробов, которые могут вызвать тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед едой и каждую неделю подстригайте ногти.

2. Солнечный свет - друг здоровья.

3. Если хочешь быть здоров - закаляйся.

4. 1-2 раза в неделю  мыть тело мочалкой (погибает 1,5 млрд. микробов!)

И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы сказали о том, что узнали на уроке, продолжив фразу: "Теперь я знаю, что…..:"

У – Молодцы! Спасибо за труд!

Выставление  отметок.

Домашнее задание.

Литература.

"Человек и окружающая среда" А.П.Анастасова.

"Занимательная анатомия" М.Залесский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Кожа -"пограничник" организма" 4 класс ОС "Школа 2100"

Конспект и презентация помогут коллеге провести достойно урок. Особую благодарность выражаю учителю начальных классов МОУ Солнцевской СОШ Кураш Наталье Владимировне....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Конспект урока "Кожа- "пограничник" организма"

Конспект урока по окружающему мирудля 4 класса.Образовательная программа "Школа 2100".Тема "Кожа-"пограничник" организма.На урок интересен тем,что на нём  проводится практическая работа и работа ...

Презентация к уроку "Кожа - надежная защита организма"

Цель урока: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями.Задачи:1.     Рассмотреть строение кожи;2.     Обучить правильному уходу за кожей;3....

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...