Методическая разработка "Берегите воду!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Харитонова Алена Ивановна

Урок- исследование с использованием элементов технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_vodu.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока:   «Берегите воду!»

Тип урока: Урок-исследование.

Учитель: Харитонова Алена Ивановна

Цели урока:

  • определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции);
  • развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);
  • воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок.

Доброе утро Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

2. Проверка домашнего задания.

Тест

– Предварительно оцените свою работу.

– Сравните свои ответы с правильными ответами.

– Поставьте себе реальную отметку.

– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”

А) Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Чтение учителем. (презентация)

Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”

4. Работа по  теме урока.

Б) Работа в группах сменного состава.

Каждому выдается цветной жетон (по 5 жетонов  5 цветов). В группы рассаживаются по цвету. Получаются 5 групп по 5 человек.  Группа получает 5 разных заданий.  Задания пронумерованы. (Задание №5 - для слабых учащихся)

Затем каждый участник покидает свою группу и присоединяется к группе «экспертов» для решения своей задачи.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа. Раскрыть тему “Значение воды в жизни планеты Земля”. Доказать, что вода – источник жизни на планете.

2 группа. Раскрыть тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.

3 группа. Выявить причины загрязнения воды.

4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

5 группа. (Наиболее слабые учащиеся) Составить схему-аппликацию “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)

В) Выступление каждой группы.

5. Итог урока. Рефлексия.

– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)

– Я хочу закончить наш урок словами, и  еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

6. Домашнее задание.

Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Тетрадь с. 26 № 2 (нарисовать плакат “Берегите воду!”).

Тексты.

 Значение воды в жизни планеты. -  1 группа

       Из космоса  космонавты видят, что вода занимает   ¾ поверхности нашей планеты  - это реки, моря и океаны. Вода повсюду:  в воздухе -  в виде пара, облаков, туч; под землей - это родники, подземные озера; на Северном и Южном полюсе - огромные скопления  льда и снега.

     Вода входит в состав любого живого  организма.

     Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами.

     В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Например,  тело медузы на 90% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Если массу своего тела разделить на 3 и полученное число умножить на 2, можно узнать, сколько воды в нашем теле.

 Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

      Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.  Вода – место обитания водных видов животных и растений.

     Значение воды в жизни планеты не просто велико, а огромно! Вода – источник жизни на планете! Без воды существование живых существ на планете невозможно!

Вода и человек. (Как человек использует воду).-  2 группа

       С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение.

  Сначала она несла на себе первые суда, корабли. Потом ею начали орошать поля, построили первые водяные мельницы, создали первые водопроводы.  И вот  сегодня, вода уже вращает турбины современных гидростанций, дает электрический ток людям.

   Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это большая и удобная дорога. По ней днем и ночью идут суда, везут разные грузы и пассажиров.

  Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу, ткань для одежды, резину, конфеты, лекарства, - ничего не сделать без воды.

  Если посмотреть на карту мира, то можно увидеть, что все столицы государств расположены на берегу моря, или реки. Действительно,  Москва стоит на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке Темза. Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где, прежде всего, была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как защита от неприятеля (даже крепости окружались рвами, заполненными водой), и как удобный путь для общения и торговли с соседями. Печальная судьба постигла древнюю индийскую цивилизацию Мохенджо-Даро. Когда река Инд изменила свое русло и вокруг воцарилась пустыня, эта цивилизация погибла.

       Можно утверждать, что цивилизация не сможет существовать без больших количеств воды, потому что вода необходима человеку для жизни, питания, поддержания чистоты, для жизнеобеспечения и развития. Без воды человечество просто исчезнет.

Почему воду нужно беречь. (Запасы пресной воды) – 3 группа

   Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская  соленая вода непригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища)

     Запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

 Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами  транспорта.

     Сегодня человек широко использует моющие средства. Они – один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистными сооружениями. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы (например, водоросли) погибают.

    Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки, плавающие в воде, мусор. Можно увидеть, как водители моют свои автомобили на берегу реки.

    А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!

Как люди охраняют воду от загрязнения? (Способы защиты) -4 группа

    Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Поэтому воду необходимо очищать.

    Для этого строят очистные сооружения.

    Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.

    Создаются  водоохранные  зоны – места особо охраняемые (водохранилища, реки, откуда берут питьевую воду). В этой зоне не разрешается никакое строительство. Запрещено сбрасывать в воду стоки, мыть машины у берега. Охраняются не только берега реки, но и леса, растущие по этим берегам. Леса помогают водоемам выжить, оберегают реки от загрязнения.

   За состоянием водоемов следят специальные ученые – гидрологи* и экологи*.

   Каждый человек должен беречь воду! Не бросать мусор в водоемы. Следить, чтобы краны были закрыты и исправны. Ведь от каждого из нас зависит, какой будет окружающая нас природа, в том числе и вода.

Найди значение слова в толковом словаре !

Гидролог – это ученый, который    …

Эколог – это ученый, который     …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема: Берегите воду!

Конспект урока окружающего мираТема: «Берегите воду!»Тип урока: открытие новых знаний.Цели деятельности учителя: рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от...

Методическая разработка презентации по предмету окружающий мир "Берегите воду " 3 класс

Методическая разработка презентации по предмету окружающий мир "Берегите воду " 3 класс...

Методическая разработка урока Воды

Вода преподносит нам свои уроки на протяжении всей истории цивилизации. Опыт челове­чества, его достижения и ошибки заставляют нас вновь и вновь переосмысливать, казалось бы, привычные вещи. Будем...

Методическая разработка "Берегите лес от пожара!"

Классный час: «Берегите лес от пожара!»Цель:Формировать экологическое сознание учащихся.    Задачи:активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в п...

Методическая разработка "Береги природу!"

Что мы можем сделать для сбережения природы....

Методические разработки "Очистка воды".

По типу урок – изучение нового материала с использованием ИКТ, (исследование, на котором экспери­мент служит наглядным пособием).Использовалось следующее оборудование: УМК «Гармон...

Методическая разработка урока "Берегите воду!"

Технологическая крта урока по окружающему миру "Берегите воду" , 3 класс...