Методическая разработка "Берегите лес от пожара!"
классный час (2 класс)

Шевченко Марина Викторовна

Классный час: «Берегите лес от пожара!»

Цель:

Формировать экологическое сознание учащихся. 

   Задачи:

  • активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;
  • воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Берегите лес от пожара!»

Цель:

Формировать экологическое сознание учащихся. 

   Задачи:

  • активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;
  • развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;
  • воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, плакаты и детские рисунки на тему: «Берегите лес!», презентация: «Берегите лес!», аудиозапись «Песни птиц».

Занятие разработано: для учащихся начальной школы.

Ход урока

1 слайд Орг. момент. Настрой на работу.

2 слайд Постановка темы, целей.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы совершим сегодня поход:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (лес) 

3 слайд

Лес - одно из главных богатств нашего народа.

- У нас в России лес связывают с понятием Родина. Это потому, что леса занимают более половины всей территории нашей страны.

4 слайд

Мы вчера ходили в лес

А сегодня он исчез.

После нашего костра.

Целый лес сгорел дотла.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? ( о лесе, пожарах).

- Сегодня мы с вами поговорим о лесе, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы сможем сделать.

5 слайд Показ фильма «Лес»

Беседа по фильму:

1.Что вы увидели на экране? (лес и лесных жителей).

2.Какими словами можно описать «лес»? ( красивый , зеленый, спокойный,

благородный...)

3.А без чего лес нельзя назвать лесом? ( без травы, животных, птиц, деревьев..)

Давайте, и мы попробуем представить себя деревцем и почувствуем, каково же ему

живется.

Открытие детьми нового.

6 слайд

А что это за звук? (звук пожара в лесу, треск горящих деревьев)

 Чтение стихотворения ( ученик)

«Лесной пожар» Вадим Шефнер:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.....

7 слайд Беседа о пожарах в лесу

 -Что является причиной лесных пожаров? ( Ответы детей)

Но чаще лесные пожары происходят по вине человека: незатушенные костры, непогашенные сигареты, поджигание старой травы, тополиного пуха, разбитые бутылки, через которые проходят солнечные лучи .

-Что же случится, если сгорит даже маленький участок леса? (Ответы детей)

-Погибнет дерево, бабочка, цветок, белочка и т.д.

-Люди должны помнить, что только через тысячу лет начинается возобновление хвойных пород.

-Люди должны помнить, что 5 минут беззаботности могут стоить тысячу потерянных для жизни леса лет.

Вывод:

У каждого живого существа на Земле есть цепочка жизни. И если такая цепочка порвется , то погибший цветок не сможет даст семена для продолжения своего рода; у погибшей белочки не будет деток).

-Итак, о какой цепочке мы начали говорить? (о цепочке жизни).

-Что же произойдет, если цепочка жизни порвется? (у птицы не будет птенцов, у белки бельчат, у цветка и дерева и семян).

Задания для закрепления изученного материала

8 слайд ( практическая работа)

Я предлагаю вам сейчас сделать свою цепочку жизни.

Перед вами нарезанные полоски бумаги, клей и ручка.

•Возьмите одну полоску и напишите на ней свое имя.

•Сверните полоску в колечко так, чтобы ваше имя было наверху и склейте.

•Возьмите вторую полоску, напишите на ней имя мамы и папы, склейте в гирлянду с первой.

-У каждого из вас получилась своя, ни на кого не похожая

Цепочка жизни, состоящая из ваших предков, вас самих и ваших потомков.

-Можно ли сделать цепочку жизни для птицы, бабочки, цветка и дерева? (да)

-А что произойдёт, если цепочка жизни порвется? (не будет продолжения жизни.)

-Так вот, при лесных пожарах сгорает большой участок леса и погибает очень много деревьев, жучков, птиц и животных. Рвутся миллионы и больше цепочек жизни .

Вывод: Как же нам сделать так , чтобы лесные пожары не случались и не рвали цепочки жизни?

( костры разводить в специально отведенных местах, около воды, тушить после себя, не бить бутылки и не разбрасывать осколки и мусор в лесу, рисовать открытки и раздавать взрослым людям, которые ходят в лес.)

Викторина «Хозяин леса»

Готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему, а не вредить.

Вопросы:

1.Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия. ( залью водой, сообщу об этом взрослым).

2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)

3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).

4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? ( подготовить место для разведения костра ,выкопать яму,разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).

5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).

6.Какие последствия возникают при пожарах в лесу( сгорают деревья, страдают животные и люди.)

7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)

Решение ситуативных задач:

«Ребята с разрешения взрослых пошли на речку купаться. С собою они взяли картошку, чтобы потом запечь ее в костре. У реки они нашли место в тени большого дуба, развели костер и пошли купаться. Накупавшись вволю, проголодавшиеся ребята вернулись к костру. А там горел уже не только костер, но и трава вокруг него, а ветер гнал огонь все дальше.

Вопросы для обсуждения ситуации:

-Какие правила пожарной безопасности нарушили ребята?

-Как надо было поступить?

-Что надо сделать ребятам, чтобы пожар не захватил большую территорию?

Предполагаемые ответы:

-Ребята нарушили такие правила:

* нельзя оставлять костер без присмотра;

* нельзя разводить костер, не расчистив для него место (убрав траву, сухие ветки вокруг него);

* нельзя разводить костер под деревом.

-Сначала надо было расчистить место под костер, тогда бы от него не загорелась трава вокруг. И обязательно возле костра нужно было оставить дежурного, который следил бы за огнем и не

допустил возгорания травы.

-Если загорелась трава только вокруг костра, ее можно попытаться затушить (водой, затоптать). Если огонь уже захватил большую территорию, нужно как можно быстрей сообщить взрослым о пожаре. Если же огонь перекрыл дорогу и нет возможности его

обойти, нужно спуститься к реке и ждать помощь

Игры-рифмовки

-Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет злой.... (пожар).

-Красный отблеск побежал. Кто со спичками.... (играл).

-Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег.... (траву)?

-Кто в огонь бросал при этом незнакомые.... (предметы).

-Дым увидел не зевай. И пожарных.... (вызывай).

-Ростом спичка невеличка, не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка может сделать много зла.

Крепко помните, друзья, что с огнем

шалить.... (нельзя).

Игра « Можно – нельзя»

( Вместо слова «можно» - хлопайте в ладоши; вместо слова «нельзя»- топайте ногами).

• Ломать деревья и ветки - (нельзя).

• Сажать деревья - (можно).

• Ходить и топтать траву и цветы - (нельзя).

• Ходить только по тропинкам - (можно).

• Рвать большие букеты цветов - (нельзя).

• Любоваться ими - (можно).

• Оставлять мусор в лесу - (нельзя).

• Собрать мусор в яму и закопать - (можно).

• Разжигать костры в лесу - (нельзя).

• Беречь лес от пожара - (можно).

• В лесу шуметь - (нельзя).

Итог занятия. Рефлексия.

(Дети читают стихи)

Я - огонь! Я – друг ребят.

 Но когда со мной шалят,

 Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

Не берите в руки спички!

 Чтобы лес, звериный дом,

 Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

 Не берите в руки спички!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Пожар в лесу"

Методическа разработка урока окружающего мира в начальной школе, чрезвычайная ситуация природного характера "Пожар в лесу"....

методическая разработка к экологической акции"Защитим лес от пожаров"

Сценарий предназначен для внеклассной работы в пришкольном лагере, в группе продленного дня, при проведении недели экологии.Адресован учителям начальной школы, учителям биологии, работникам дополнител...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лесная природа без пожара"

Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей и проблемы сохранения природных территорий и их обитателей от пожаров. Развивать у детей познавательный интерес.  Воспитывать любов...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...