Главные вкладки

    Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме:
    Методическая разработка урока "Пожар в лесу"

    Методическа разработка урока окружающего мира в начальной школе, чрезвычайная ситуация природного характера "Пожар в лесу".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obzh_2_klass_pozhar_v_lesu.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Пожар в лесу».

    Цель: Формировать у детей представление о правилах поведения в  

               лесу; об опасностях, которые подстерегают человека в лесу;  

               познакомить детей с причинами лесного пожара;  

               познакомить с правилами поведения при обнаружении огня в  

               лесу; воспитывать бережное отношение к природе, к жизни

               и здоровью человека.

                                        ХОД УРОКА.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    1 слайд

    а) ЗНАКОМСТВО.

    Учитель.      Познакомьтесь, ребята, это ваш новый друг – Мурзилка.

    Мурзилка.    Здравствуйте, мои дорогие друзья,

                          Надеюсь, к вам пришел не зря!

                          Ваш адрес мне дали цветы,

                          Деревья, травы, лес, кусты.

                          О вас, река мне прожурчала,

                          Про вас мне солнце рассказало,

                          А быстрый ветер подвывал,

                          Меня в дороге подгонял,

                          Стремился, чтобы точно в срок

                          Добрался я на ваш урок.

                          И уверяли все меня,

                          Что вы – их лучшие друзья!

    У.    Ребята, Мурзилка приехал к нам из большого города. Он еще ни  

            разу не был в настоящем лесу, и не знает что такое лес, как себя  

            в нем вести. Я предлагаю совершить небольшую прогулку в      

            наш Тоджинский лес.

           Вы согласны?

    Д.     Да!

    (говорят дети.)

         2 слайд

              Ты еще не видел леса?

              Никогда не видел леса?

              Вот беда –

              Не видел леса!

              Приезжай к нам,

              Посмотри.

              Ты увидишь,

              Лес наш – чудо,

              Замечательное чудо,

              Удивительное чудо

              Небывалой красоты.

    3слайд

              Здравствуй, лес, дремучий лес,

              «Полный» сказок и чудес,

              Ты о чем шумишь листвою

              Ночью темной, грозовою?

              Что там шепчешь на заре,

              Весь в росе, как в серебре?

              Кто в глуши твоей таится?

              Что за зверь, какая птица?

              Все открой, не утаи.

              Ты же видишь,

              Мы свои!

    4 слайд

    Дорогой Мурзилка!

    Мы живем в поселке, который со всех сторон окружает дремучая тайга. Куда ни взглянешь везде лес.

    5 -6 слайд

    Но мы, наш лес, не боимся, мы его любим.

    7 слайд

    В наших лесах растет много вкусных ягод: кислица, смородина, брусника, голубика, черника, клубника, клюква и черемуха.

      8 слайд

     Лес у нас очень красивый.

    Мы ходим туда за грибами. У нас растут маслята, грузди, волнушки, сыроежки, лисички.

       Еще можно найти белянки, обабки, подберезовики и опят.

    9 -10 слайд

       А еще в нашей тайге живут разные звери и птицы: медведи и волки, лисы и зайцы, лоси и маралы, соболя и норки, глухари и куропатки...

    11- 12 слайд

     В нашем районе есть заповедник. Он находится на берегу красивейшего озера Азас.

    13 слайд

    Заповедник охраняет различных животных, птиц и растения.

    14 слайд

    Главный обитатель заповедника, его гордость – Тувинский бобр.

    Но бобров, к сожалению, очень мало и они

    занесены в красную книгу.

    У.       Почему мы с лесом дружим,

               Для чего он людям нужен?

                 (говорят дети)

         Лес – это дом для птиц и зверей.

         Лес – дарит нам свои дары: орехи, ягоды, грибы.

         Лес нас согревает. Из его деревьев люди строят дома и топят    

         печи.

          Лес – наш друг!

          Лес – наше богатство!

          Мы любим лес в любое время года.

          Мы слышим речек медленную речь.

          Все это называется природа

          Давайте же ее всегда беречь.

    3.ФИЗМИНУТКА.

    Только в лес мы все зашли,

    Появились комары.

    Руки вверх – хлопок над головой.

    Руки вниз – хлопок другой.

    Дальше по лесу шагаем,

    И медведя мы встречаем.

    Руки за голову кладем

    И вразвалочку идем.

    Вдруг мы видим у куста

    Птенчик выпал из гнезда.

    Тихо птенчика берем

    И назад в гнездо кладем.

    Зайчик быстро скачет в поле,

    Очень весело на воле.

    Подражаем мы зайчишке,

    Непоседы – ребятишки.

    б) ОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ.

    У.       Молодцы ребята!

            Вот вы и рассказали Мурзилке что такое лес.

               А вы знаете, что в самом обычном лесу нас могу подстерегать    

            опасности?

            Как вы думаете, какие опасности таит в себе лес?

    Д.     Заблудились, напали дикие звери, гроза, огонь.

    У.     Вот вам зашифрованное предложение. Прочитаете и узнаете  

             какая самая страшная опасность в лесу.

    15 слайд

                К Л У Е Ч С Г Н В О Ы Й   Р П Д О Э Ж В А Т Р

    1 6слайд

    тема урока: «Лесной пожар»

    1 7слайд

    У.         Действительно, самая страшная опасность в лесу – пожар.

             Пожароопасный сезон в лесу начинается весной, когда растает      

             снег и длится порой до глубокой осени.

                Районы, в которых бушуют лесные пожары, объявляют зоной    

             бедствия.

    1 8 – 20 слайд

            И в наших Тоджинских лесах ежегодно бывают пожары. Вы  

             все о них слышали и даже видели.

    21 слайд

                Лесные пожары приносят огромный вред.

                А какой, подумайте и ответьте.

    22 -24 слайд

    Д.     В огне гибнут деревья, травы, цветы.

             Погибают животные, птицы, насекомые.

             Если лес горит недалеко от села, то от копоти и дыма      

             становится трудно дышать.

             От лесного пожара могут загореться дома.

    У.      А от чего может начаться лесной пожар?

    ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ЗОНУ ПОЖАРА?

    25  - 31 слайд

    Д.      Во время грозы молния ударила в дерево.

             Бросили непогашенную спичку или окурок.

             Выжигали траву на поляне.

             Оставили непогашенный костер.

             Загорелось от выстрела охотника...

    У.     Кто является главным виновником лесного пожара?

    Д.      Люди!

    У.   Есть несколько правил поведения, если вы попали в зону    

           пожара.

    1. Если вы увидели, что огонь только-только начал разгораться, при вас, можно попытаться сбить пламя веником из зеленых веток или забросать огонь песком (землей).
    1. Если пожар сильный – как можно скорее покиньте опасное место.    

         Бегите навстречу ветру. Выбежав, немедленно сообщите    

         о пожаре взрослым, или в пожарную службу по телефону 01.

    1. Если сильно задымлено, трудно дышать, нос и рот надо прикрыть мокрой тряпкой – платком, подолом рубахи...
    1. Если вы знаете, что недалеко то села бушует лесной пожар, не ходите туда, там опасно!

    Взрослые люди справятся с огнем без вас.

    Дети к тушению пожара не допускаются!

    1. Тушением лесных пожаров занимается специальная служба лесного хозяйства (лесхоз). Они же занимаются и охраной леса.
    1. Чтобы не случилось в лесу беды, лесного пожара, за лесом надо ухаживать, охранять его.

    Этим и занимается лесхоз. А чтобы сберечь лес, лесхозу нужна помощь всего населения и даже детей.

    4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    32 слайд   

                                   ТЕСТ.

    1. Какой номер телефона у пожарной службы?

    а) 01        б) 02          в) 03          г) 04

    1. Какие опасности подстерегают человека в лесу?

    а) леший и кикимора    б) ягоды и грибы

    в) зайцы и лисы             г) гроза и пожар

    1. Пожар  в лесу начинаются когда?

    а) зимой    б) весной    в) осенью   г) летом

    1. Какую травму может получить человек при неправильном обращении с огнем?

    а) порез    б) царапину     в) ожог       г) перелом

    5.  Где нельзя разводить костер?

    а) на старом кострище      б) в вырытой  ямке      в) под деревом

    Коллективная проверка теста.

    5. ИТОГ.

    33 – 36 слайд

    (рассказывают дети)

         Я узнал, что у меня

         Есть огромная родня:

         И тропинка, и лесок,

         И деревья, и кусток.

         Звери, птицы и жуки,

         Муравьи и мотыльки...

         Все, что рядышком со мною –

         Это все мое, родное!

         Как же мне в краю родном

         Не заботиться о нем!

    37 слайд

         Если я сорву цветок,

         Если ты сорвешь цветок,

         Если все – и я, и ты,

         Если мы сорвем цветы

         Опустеет вся земля

         И не станет красоты.

    38 слайд

         Если брошу мусор я,

         Если бросишь спичку ты,

         Если все – и я, и ты,

         Не погасим вдруг костры –

         Загорится лес тогда

         И погибнут все деревья,

         Звери, птицы, муравьи.

         Не останется на свете

         Этой дивной красоты!

    39 -40 слайд

         Дерево, трава, цветок и птица

         Не всегда умеют защититься.

         Если будут уничтожены они

         На планете мы останемся одни!

    41слайд

    Песня « Добрый лес». Сл. и муз. З.Роот.

     

    Манит лес своей доброй прохладой

    И звенит у пригорка ручей.

    Все танцуют: и звери, и птицы.

    Песнь свою им поет соловей.

    Припев.

    Милый лес, добрый лес

    «Полон» сказок и чудес.

    Мы к тебе все спешим,

    Подружиться с тобой хотим

    Ты с любовью нам даришь подарки

    Сладких ягод и вкусных грибов.

    На зеленой лежали мы травке,

    В небе плыл хоровод облаков.

    Припев.

    Милый лес, добрый лес

    «Полон» сказок и чудес.

    Мы к тебе все спешим,

    Сохранить мы тебя хотим.

    у.  Большое спасибо вам дети. Вы очень много знаете о  

         лесе. А вместе с вами мы узнали и о беде, которая может  

     обрушиться на лес. И мы теперь точно знаем, что лес надо любить и беречь.

    Используемая литература:

    ОБЖ 1 класс  А.А.Усачов  А.И. Березин

    Газета «Начальная школа» №47 2004год

    Н.Ф. Тихомирова «Лесные пожары».

    ПедСовет  № 2 1996год.

    Фотографии:

    Грек Н.И. и Абрамова Е.Ф.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Введение в образовательную пограмму" по Истокам + презентация

    Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов: ...

    Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

    Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...

    Методическая разработка урока В. В. Бианки "Мышонок Пик".

    Урок литературного чтения по теме В.В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс "Школа России". Урок разработан с применением ИКТ , применяются приёмы работы в технологии критического мышления....

    Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

    Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

    методическая разработка "Загадки о лесе".

    Данная методическая оазработка содержит загадки о лесе, которые рекомендованы к использованию при проведении праздника "Лес - наше богатство", при изучении темы по окружающему миру "Лес - природное со...

    Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".

    Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...