Методическая разработка "Две недали в лагере здоровья" тема "Какую пищу можно найти в лесу"
методическая разработка (3 класс) на тему

Крышова Валентина Игоревна

Описание конкурсной работы смотреть в самой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx671.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

        МБОУ СОШ №6

        Г.ПЯТИГОРСК

        УЧИТЕЛЬ

        НАЧАЛЬНЫХ

        КЛАССОВ

        КРЫШОВА В.И.

Название конкурсной работы

Методическая разработка

Автор(ФИО)

Крышова Валентина Игоревна

Школа

МБОУ СОШ №6 г.Пятигорск

Адрес, электронная почта

vallentika@bk.ru

Возраст учащихся

10-11 лет

Используемая часть программы

«Разговор о правильном питании»,

«Две недели в лагере здоровья» ,

«Формула правильного питания»

«Две недели в лагере здоровья»

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать

  • формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности
  • расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений
  • расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

Описание  конкурсной работы

Разработка занятия: «Какую пищу можно найти в лесу»

Цель и задачи:

  • Сформировать представление детей о том, как вести себя во время похода, какие реквизиты должны быть с собой, что из продуктов можно употреблять в походных условиях.
  • Акцентировать внимание детей на  полноценной и вкусной пище, независимо от места ее приема.
  • Показать влияние неправильного питания на здоровье.  
  • Сформировать осознанный подход к употреблению пищи в походных условиях.

Оборудование: презентация, проектор, экран, карточки с изображением предметов(для конкурсов), карточки с изображениями животных(для конкурсов), карточки для рефлексии, ручки и листы бумаги формата а4(для конкурсов), карточки с названиями команд.

 Данное занятие может быть подготовительным к однодневному походу, участниками которого будут ученики 3 класса и их родители.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Учитель:

-Я приветствую вас-

Следопыты, мечтатели.

Вас - туристы отважные,                

«Пионеры» дорог.

Если трудный поход для вас не проблема,

Если вы, изыскатели, рветесь вперед-

Приготовьтесь, нас ждут испытания,

Радость новых открытий принесет наш урок!

  1. Вступительное слово учителя

Слайд №1

-Ребята, внимательно ли вы слушали? Куда мы с вами сегодня отправляемся?

В поход.

-Верно. Сегодня мы отравимся в веселое путешествие по Стране природы и здоровья.

  1. Создание проблемной ситуации
  2. -Тему нашего разговора вы постарайтесь определить сами, разгадав загадки.

Слайд №2. Летом одевается,

Зимой раздевается. (Лес)

Слайд №3. Один в земле живет,

Другому нужен свет.

Когда один умрет,

Другому жизни нет. (Корень, стебель)

Слайд №4. Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Земляника)

Слайд №5. Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Слайд №6. И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Слайд №7.

- Вы догадались, куда именно мы сегодня отправимся. Правильно. В лес. Во время нашего похода мы узнаем, какую пищу можно найти в лесу.

  1. Беседа по теме

-Часто ли вы с семьей выезжаете в лес?

Ответы детей.

-Как нужно одеться? Что нужно взять с собой? И как вести себя во время похода?

-На эти вопросы мы ответим после того, как разделимся на команды.

Учитель делит учеников на команды. Команды совещаются и сообщают учителю свои названия («Лесовички», «Пилигримы», «Путешественники» и др.).

-Итак, внимание, ваше задание. На столах у каждой команды лежат перевернутые карточки. По моей команде вы их переворачиваете и выбираете те вещи, которые вы возьмете в поход.

1 команда. На картинках: ковер, котелки, ножи, веревка, кружка, ложка, продукты(хлеб, крупы, сахар, морковь, картофель, чай и т.д.), телевизор, полотенце и прихватки.

2 команда. На картинках: шнур, тарелка, ведро, веник, вода, крупы, швабра, аптечка, лопатка, полиэтиленовая пленка.

C:\Documents and Settings\Солнце\Рабочий стол\фото 3 класс\Новые_1_DSCF6477.jpgC:\Documents and Settings\Солнце\Рабочий стол\фото 3 класс\Новые_1_DSCF6472.jpg

 

C:\Documents and Settings\Солнце\Рабочий стол\фото 3 класс\Новые_1_DSCF6491.jpg

-Молодцы. Помимо вещей, с собой нужно взять еще и продукты. А какие продукты и в каком количестве, я расскажу.

  1. Рассказ учителя.

Слайд №8.

-Из того, что мы можем взять в поход, мы должны знать, что на человека в день приходится: хлеб-500г или 200г сухарей, крупы-200г, масло сливочное и растительное- 30-40г и 10г соответственно, мясные консервы- 125г, сахар- 150г, молоко сухое-15г, сыр-50г, леденцы-10г, морковь, картофель-100г, чай, соль, перец, лавровый лист, лук - по 50г.

Из круп в поход лучше всего взять с собой манную, гречневую, овсяную или рис. В походе при трехразовом питании должен быть очень сытный завтрак, еще более калорийный обед, а ужин более легкий и не позже чем за 1,5 часа до сна. В походе особое значение имеет питьевой режим. Основное питье в походе — чай. Желательно пить только на привалах, так как питье в пути не приносит пользы и является излишней нагрузкой для организма.

Целесообразно в непродолжительных походах (1—2 дня) по средней полосе России брать с собой воду для питья во флягах, которые каждый несет сам. Все продукты, кроме консервов, надо расфасовать в полиэтиленовые мешочки по 1—2 кг, чай лучше упаковать в металлическую банку и оклеить крышку по шву изоляционной лентой.

Необходимо правильно разместить вещи в рюкзаке. На дно рюкзака лучше положить кусок полиэтиленовой пленки. Таким образом можно сохранить вещи от намокания в случае сильного дождя. Ближе к спине рюкзака нужно разместить более мягкие вещи — одежду, полотенца, клеенку и т. п. На дно рюкзака укладывают более громоздкие и тяжелые предметы — банки консервов, запасы продуктов. Колющие и режущие предметы (топорики, ножи, иголки) должны вкладываться в специальные чехлы.

-Итак, наш поход продолжается. И нас ждет первый привал «Веселая поляна».

Слайд №9. Встречает вас Петрушка!

        Настоящий, не игрушка!

        Подходите, ребятишки:

        И девчонки, и мальчишки!

                               Вопросы у меня к вам заковыристые, необычные.

                               Но уверен, что знания у вас отличные!

                               Так что давайте

                               Быстрее отвечайте.

Слайд №10.

1 .Самое большое млекопитающее на Земле? (Кит.)

2. Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой.)

З. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

4. Кто такой гиппопотам? (Бегемот.)

5.  Бык, в названии которого всего две буквы? (Як.)

6.  Как называют ребенка овцы и барана? (Ягненок.)

7.  Какое животное больше всего похоже на человека? (Обезьяна.)

Ответ детей.

Слайд № 11. Петрушка: Давайте пообезьянничаем. Какие звуки издают воробьи, лягушки, гусята, вороны, козлята? Давите все вместе, дружно почирикаем, поквакаем, погогочем, покаркаем, поблеем.

Дeти все это выполняют.

Петрушка. Отлично получается! А теперь покажите мне, как двигаются эти животные (птицы).

Дeти изображают.

Петрушка. Прекрасно! А теперь давайте все вместе попробуем изобразить и голосом, и движением!

Дети изображают.

Учитель:

-Одним из самых запоминающихся и интересных занятий во время похода может стать грибная, ягодная «охота», сбор лесных трав.

-О том, какие грибы и ягоды пригодны в пищу человека, а какие – нет, расскажут вам наши ученики.

  1. Сообщения учащихся

Слайд №12. Первый ученик.

Грибы занимают особое место среди пищевых продуктов растительного происхождения. Они характеризуются высоким содержанием белков, в состав которых входят все незаменимые аминокислоты, в том числе в больших количествах лизин и триптофан. Наиболее богаты белком шампиньоны (4,3 %) и белые грибы (3,7 %). В грибах сравнительно много ценного жира с высоким содержанием свободных жирных кислот. Наиболее богаты жиром белые грибы (1,7 %). Клетчатки в грибах немного. Очень широк минеральный состав грибов, особенно много в них калия. Грибы богаты витаминами группы В, некоторые содержат достаточное количество витамина С (лисички, белые). Особую питательную ценность представляют сушеные грибы, содержание белка в них доходит до 20—35 %, калия до 4000—4500 мг. В сушеных грибах хорошо сохраняется витамин С.

Второй ученик.

Свежие, сушеные, маринованные грибы можно применять в питании детей в качестве закусок, первых, вторых блюд, а также как добавки к различным мясным, овощным и другим блюдам.

Однако нужно помнить, что использование грибов требует очень большой осторожности. При сборе грибов (впрочем, как и ягод и трав) нужно соблюдать определенные правила. При сборе грибов и ягод рядом с детьми обязательно должен быть взрослый— опытный грибник и ягодник, хорошо знающий флору данной местности и различающий съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Дети могут срывать ягоду или срезать гриб только после разрешения взрослого.

Нельзя собирать старые или червивые грибы, даже если они относятся к съедобным. В них накапливается большое количество продуктов жизнедеятельности червей и продук- тов разложения. Грибы — самый скоропортящийся продукт, уже через не- сколько часов после сбора они могут стать непригодными для употребления в пищу.  Особое внимание во время сбора грибов следует уделять тому, чтобы среди съедобных грибов не оказался  так называемый ложный гриб. К наиболее распространенным ложным относятся ложный белый и ложный опенок.

Третий ученик.

При сборе грибы необходимо очень осторожно срезать ножиком у самого основания, чтобы не повредить грибницу. У небрежно срезанного гриба оставшаяся на земле часть ножки может загнить. Нельзя разрывать подстилку из опавших листьев или слой мха вокруг гриба.  Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов, прежде всего витамина С. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад и пр., приготовленные из ягод, — один из способов сохранения витаминов на зиму.

В мякоти плодов шиповника содержится до 4 % витамина С — в природе больше нет столь насыщенного аскорбиновой кислотой продукта (черная смородина содержит витамина С в 10 раз меньше). При сборе плодов можно различить высоковитаминные шиповники — у них на верхнем конце плода остаются жесткие торчащие вверх чашелистики, а у низковитаминных (2 % витамина С) чашелистики опущены вниз и прижаты к стенкам бокальчиков.

Плоды шиповника используются для добавления в различные кулинарные и кондитерские изделия, из них готовят пюре, пасту, повидло, мармелад, конфеты, компоты, кисели, морсы, квас и т. д. Из сушеных плодов шиповника повсеместно готовят вкусный и витаминный чай.   Шиповник заготавливают при покраснении листьев на кустах, до заморозков, так как при замораживании витамины быстро разрушаются.

В русской народной медицине шиповник применяется для лечения более 40 различных заболеваний.  Смородина черная богата витаминами С, А, Р и В, каротином, сахарами, эфирными маслами. Используются ягоды в пищу в любом виде — свежем, сушеном, замороженном, консервированном. Из смородины делают пюре с сахаром, готовят сиропы, соки, компоты, кисели, начинки для конфет. Ее замораживают на зиму или сушат. Листья смородины добавляют в чай и используют для консервирования.

Четвертый ученик.

Земляника лесная — ценное пищевое и лекарственное растение. Ягоды содержат сахара, органические кислоты и витамины, дубильные и пектиновые вещества. Землянику можно хранить и в сухом, и в замороженном виде, перетирать с сахаром или варить варенье. Однако следует помнить, что плоды земляники у некоторых людей, особенно у детей, могут вызывать аллергические реакции.

Пятый ученик.

Малина обыкновенная обладает высокими вкусовыми качествами. Свежие плоды улучшают пищеварение. Ягоды и другие части растения также используются в медицинских целях, прежде всего как жаропонижающее. Ягоды можно перетирать с сахаром, консервировать, замораживать или сушить. Экстракты, приготовленные из плодов малины, широко используются в производстве мороженого, молочных, кондитерских изделий.

Шестой ученик.

Голубика. Голубика содержит сахара, органические кислоты, дубильные вещества, витамины. Ягоды голубики едят свежими, перетирают с сахаром на зиму, варят из них варенье, джемы, кисели. Собирают голубику в середине лета. Голубику часто называют лесной нежностью, ангельской ягодой, потому что по народным поверьям «голубику ночами ангелы собирают».

Седьмой ученик.

Черника обыкновенная. Очень вкусная и полезная ягода. Содержит много витаминов С, В, пектиновые вещества, сахара. Получают из черники вкусные джемы, варенье, пюре, желе, вино. Лечебная ягода. Сок черники используют для улучшения зрения. Рекомендуют использовать при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Ежевика сизая. Ягоды содержат сахара, органические кислоты, витамины С и В, каротин, пектин, дубильные вещества и микроэлементы. Из плодов готовят соки и компоты, варенье, из листьев — чаи.

Слайд №13.

- А сейчас мы остановимся передохнуть на «Целительной поляне».

Медуница. Ребята, вы пришли на поляну с необычным названием - «Целительная». А что означают слова «целить», «исцелять»?

Ответы детей.

Медуница. Целить, исцелять - значит лечить. А лечит нас кто? (Целитель, врач, доктор, знахарь, медсестра и т. п.)

-А вы знаете, ребята, что многие растения лечат людей: и деревья, и кусты, и травы, и цветы. Только нужно уметь их правильно использовать. Вот послушайте загадку об одном таком растении

Слайд №14.

 Она весну встречает,

 Сережки надевает.

 Накинута на спинку

 Зеленая косынка,

 А платьице в полоску.

 Ты узнаешь? (Березка.)

-Какими же целительными свойствами обладает береза? (В бане - душистый веник, настой листьев - для умывания, очень полезен березовый сок.)

 А теперь следующая загадка:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки -

Махонькие лопушки.

Нам он как хороший друг

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

-Вот еще одна загадка:

Сверху листик гладкий,

Но с бархатной подкладкой.

(Мать-и-мачеха. Используется при кашле.)

А попробуйте-ка отгадать, что это за растение?

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то - медок.

Лечит от гриппа.

 Кашля и хрипа. (Липа.)

Эту загадку, я думаю, все отгадают, отвечайте хором:

Обжигает без огня                              

И тебя, и меня.

(Крапива. Используется как общеукрепляющее средство, из нее варят щи.)

-А что можно использовать для заварки чая, какие лесные растения? (Душица, чабрец, листья малины, земляники, цветы боярышника, липы.)

-В лесу есть много растений, которые лечат людей. Но лучше все-таки не болеть. А для этого нужно заниматься спортом, физкультурой.

  1. Физ.минутка.

Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко заяц барабанит.

Дети (хлопают по коленкам).

Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать начал он спросонок.

Дети (топают ногами).

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! 
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! 
Лягушата делают зарядку, 
Пляшут, пляшут весело вприсядку.

Дети (приседают).

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! 
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! 
Стало рядом пусто на полянке, 
Звонко, звонко дождик барабанит.

Дети (хлопают в ладоши).

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Вот такая песенка,

Песенка-чудесенка!

  1. Игра «В гостях у главного лесничего»

-Наш поход в лес окончен. Мы побывали в Стране природы и здоровья. А теперь мы снова в классе, и пришло время проверить, как вы усвоили материал. Поиграем. Команды, займите свои места, приготовьтесь. Вас будет судить, и выставлять баллы Эксперт правильного питания Георгий.

Конкурс №1. Разминка.

Команды поочередно отвечают на вопросы:

  1. Почему «дрожат» листья осины? Из-за длинного черенка.
  2. Зайцу удобнее бежать с горы или в гору? В гору, т.к. передние ноги у зайца короче.
  3. Какие звери летают? Летучие мыши.
  4. Какие птицы не умеют летать? Куры, пингвины, страусы, киви.

Конкурс №2. Угадай, кто это?

У учителя картинки с изображением зверей, птиц, насекомых. Представители команд берут по одной карточке и составляют рассказ о конкретном животном, не называя его. Другая команда должна угадать, о ком идет речь.

Конкурс №3. Что делать?

Команды предлагают друг другу ситуации, обмениваются мнениями.

Например: «Ты пошел с классом в поход в лес. Несколько ребят, увидев полянку мухоморов и поганок, стали сбивать их и топать ногами. Выскажите мнение по этому поводу»

Конкурс №4. «5 НЕ»

Команды получают листы и ручки. За 5 минут они должны записать 5 правил грибника, которые начинаются с «не». Например: «Не собирай грибы рядом с автомобильной магистралью» или «Не собирай неизвестные тебе грибы»

Конкурс №5. Кулинары.

Команды демонстрируют свои кулинарные способности (к этому конкурсу заранее готовились) и предлагают рецепты блюд с грибами и одно из блюд (например, салат) предлагают для дегустации соперникам.

C:\Documents and Settings\Солнце\Рабочий стол\фото 3 класс\Новые_1_DSCF6588.jpg

Конкурс №6. Конкурс капитанов.

Учитель задает вопросы. Капитаны должны выбрать правильный ответ и обосновать его.

  1. У какого дерева самый звонкий голос?

-у березы

-у клена

-у ели

У ели. Из нее делают музыкальные инструменты.

  1. Когда растет трава?

-ночью и  в тени

-днем и на солнце

Днем и на солнце, когда образуются питательные вещества.

  1. Растет ли дерево зимой?

-да

-нет

Нет.

  1. Ранней весной ворона купается. К похолоданию или к теплу?

К теплу.

  1. Итог. Рефлексия

В заключении подводятся итоги, и происходит награждение по различным номинациям. Например, «За лучшее знание правил сбора грибов», «Лучшему кулинару», «Самой дружной команде» и т.д.

-Если вам понравилось занятие и не возникло затруднений, вы узнали много нового и интересного, то возьмите съедобный полезный лесной продукт и прикрепите его магнитом на доску. Если возникли затруднения, вам не понравилось, возьмите ядовитую ягоду и гриб, прикрепите магнитом на доску.

-Дома составьте памятку о том, как вести себя во время похода.

-На следующем занятии мы узнаем, какое блюдо можно приготовить из рыбы.

Участие родителей в реализации конкурсной работы

Участие родителей в реализации данной конкурсной работы можно описать в следующих  уровнях:

  • Организационный уровень. Родители подростков используются как консультанты при подготовке к конкурсу №5, где учащиеся должны продемонстрировать свои кулинарные способности и продегустировать предложенные блюда.
  • Второй уровень. Родители учеников начальной школы используются как непосредственные участники курса в следующих ролях:

- помощники своим детям при подготовке к занятию;

- помощники своим детям  в подготовке домашнего задания;

- непосредственные участники на уроках и мероприятиях.

Оценка эффективности конкурсной работы

Младшие школьники - это учащиеся, которые придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех проводимых мероприятиях, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и родителей. Организация таких форм деятельности будет способствовать личностному развитию ребёнка, сплочению классного коллектива.

Данные занятия в комплексе послужили толчком для организации выездов и походов на природу как с семьей, так и всем дружным коллективом. Дети стали более внимательными в выборе продуктов для длительного отдыха на природе. Дети стали интересоваться у родителей вопросами о пользе для роста организма лесных даров(ягод, грибов, растений), а так же содержании витаминов в этих продуктах и растениях. По материалам, собранным во время похода, сделали выставку.

        

Источники информации:

  1. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова и др. «Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь». – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.-72 с.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Две недели в лагере здоровья». Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 21012.-80 с.
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию» 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2007.-208с.
  4. Дик Н.Ф. «Веселые классные часы во 2-3-х класса».- Изд. 4-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 331 с.
  5. Азбука правильного питания. 1 -2 класс /Е. В. Езушина.  – Волгоград: Учитель, 2008.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

"Родителям четвероклассников - советы классного руководителя" здесь можно найти советы и для родителей с 1 по 3 класс

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расс...

Какую пищу можно найти в лесу.

Интегрированный урок по Забайкаловедению с использованием программы "Разговор о правильном питании" по рабочей тетради "Две недели в лагере здоровья"....

Внеурочное занятие "Какую пищу можно найти в лесу" 3 класс

Внеурочное занятие по курсу М. М. Безруких, Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании».Тема: «Какую пищу можно найти в лесу»....

Методическая разработка урока изобразительного искусства тема "Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»"

методическая разработка урока  "Изображать можно линией.Рисование на тему "Рассказ про себя"....