Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лесная природа без пожара"
методическая разработка ( класс) на тему

Безрукина Надежда Васильевна
  1. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей и проблемы сохранения природных территорий и их обитателей от пожаров.
  2. Развивать у детей познавательный интерес.
  3.  Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Лесная природа без пожара

Цели:

  1. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей и проблемы сохранения природных территорий и их обитателей от пожаров.
  2. Развивать у детей познавательный интерес.
  3.  Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Оборудование: карточки с буквами, магниты, презентация «Лес необходим нам, как воздух, вода, пища», листочки с рассказом на экологическую тему: «Поездка в лес», карандаши, плакат с надписью: «Забота о лесах, о воссоздании их – это сохранение и приумножение богатств нашей страны», карта

Ход урока.

  1. Психологический настрой.

- Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!

Здравствуйте, горы, луга и поля!

Здравствуйте, избы родных деревень!

Радостным будет сегодняшний день!                           Г. Ладонщиков

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

     2.    Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

- Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя. Его имя

будем узнавать так: я называю вопрос, вы – ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

               На доске карточки с буквами (как в «Поле чудес»). Ответ: ЛЕСОВИЧОК

Вопросы:

  1. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  2. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки)
  3. Животное, которое строит дом на реке. (Бобёр)
  4. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
  5. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц)
  6. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
  7. Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь)
  8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
  9. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  10. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа)

- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живёт? (В лесу)

- Вот туда мы совершим прогулку. Поговорим о значении леса для человека, о том, как защитить наши леса от пожаров. Слайд 1

Первая девочка из Дружины юных пожарных:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.

 -- Лес… Одно из самых коротких слов в нашем языке. А как много вобрало оно в себя! Нет у него соперников. Эра атома, космоса, техники, фантастических открытий в физике, химии, биологии, бурное развитие промышленности и всех отраслей знаний… Любое из этих явлений можно провозгласить знамением века. Но ни одно из них не было бы возможно, не имей планета того что получило название «природные ресурсы». Земля, воздух, вода, минералы, животные, растения,

лес – всё это природные ресурсы. Лес одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.

3.   Изучение нового материала «Роль леса в природе».

Учитель: Давайте поговорим о роли леса в природе. Слайд 2

  • Растения выделяют кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
  • Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой.
  • Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеивания. Сажают даже лесные полосы, которые предотвращают выдувание почвы.

  • Огромна роль леса в круговороте воды в природе. “Лес и вода — брат и сестра”, — говорит народная пословица.
  1. Совместное «открытие» знаний о значении леса в жизни человека.

Учитель: Внимательно послушайте стихотворения.

Вторая девочка из Дружины юных пожарных:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Третья девочка из Дружины юных пожарных:

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок (выходит Лесовичок)

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему  напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.

 Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

 Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
 А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

Учитель:

- С чем сравнивается лес в стихотворении? (С храмом, который свят в любое время суток)

- Какое же значение имеет лес в жизни человека? (В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь)

– Значит, лес – это место отдыха. (В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит)

– Значит, лес – аптека. (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая     вода)

– Значит, лес- источник чистой воды и пищи. (Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу)

– Значит, лес – это источник топлива. (Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники)

– Значит, лес – это источник древесины. ( В лесу растут разные растения, живут всякие животные)

– Лес – это дом для растений, животных, грибов. (В лесу чистый воздух)

-- Лес – защитник воздуха. (В лесу очень красиво)

-- Значит, лес – это красота.

У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса в жизни человека». Слайд 3

  1. Постановка проблемы.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что очень велика роль леса в природе и жизни человека, но из-за чьей-то халатности, безответственности это богатство может исчезнуть. Слайд 4

Четвёртая девочка из добровольческой команды:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушёл, а вешки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель:

-  Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар)

- Что должен был сделать охотник? О каких правилах он забыл? (Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится)

- К каким последствиям приводит лесной пожар? Кто от этого страдает? (Пожар выжигает травы и цветы, уничтожает деревья и обитателей леса.)

- В последние годы в России полыхали многочисленные пожары, в том числе и на территориях наших лесов. Подавляющее их большинство возникает по вине человека. Ответственность каждого человека необходима для того, чтобы избежать разрушительных последствий природных пожаров.

- О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?

6.   Причины возникновения лесных пожаров. Слайд 5

Учитель: По данным МЧС 70—90 % лесных пожаров возникает от неосторожного, преступно-халатного обращения с огнем или в результате нарушения требований пожарной безопасности, а не от природных факторов (сухих гроз, самовозгорания лесного хлама и т.п.). В наше время массовыми становятся вспышки лесных пожаров в периоды, когда в лесу появляется черемша, грибы, ягоды, орехи и люди устремляются за дарами леса, при этом неблагодарно относятся к дарящему. В выходные дни количество загораний в лесу достигает 40 % от общего числа их за неделю, а в 10-километровой зоне вокруг населенных пунктов, наиболее посещаемой населением, возникает до

93 % всех загораний. Подавляющее большинство лесных пожаров возникает от костров, которые раскладываются для обогрева, приготовления пищи, отпугивания комаров, а иногда даже из баловства.

        В излюбленных местах отдыха работники лесной охраны в выходные дни тушат множество брошенных без присмотра костров и загораний в лесу.

        Многочисленной армией поджигателей стала в последние годы отдыхающая на природе молодежь, зачастую пускающая огонь просто ради удовольствия. По сведениям работников лесхоза, до 30 процентов нарушителей составляют компании молодежи, выехавшей порезвиться на природе.

       Большое количество лесных пожаров  возникает от сельхозпалов. Существует так называемая вековая народная мудрость, утверждающая, что после пала трава лучше растет. Безуспешная борьба с "мудростью" ведется уже на протяжении четырех веков, хотя наука давно доказала вредность последствия палов даже в том случае, если не возник лесной пожар. Гибнут от огня смена спелому древостою (подрост и всходы деревьев), грибница, семена и корневища ценных лесных растений (лилейных, бобовых), муравьи — санитары леса, бабочки — опылители цветов, черви и прочие необходимые для жизни леса организмы. Деревья заселяются вредителями, в составе трав начинают преобладать осоки, репейники, грубостебельные дудки. Огромный вред наносится глухарям, тетеревам, рябчикам, куропаткам, жаворонкам, откладывающим яйца прямо на земле.

      В последнее время, в связи с бурным развитием садоводства, участились случаи загорания лесов по вине владельцев садовых участков.

      Немало пожаров возникает по вине курильщиков, бросающих в лесу непотушенные спички и окурки. В стране ежегодно пылают тысячи лесных пожаров, поэтому трудно недооценить ущерб, который наносит  лесу беспорядочное курение.

       Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара от незначительного источника огня, особенно в сухое, теплое, ветреное время.

7.    Береги лес! Слайд 6

Учитель: Причины возникновения лесного пожара мы узнали. А вот что может сделать каждый из нас, мы узнаем из заметки В.Бианки «Береги лес!» (книга «Лесная газета»).

      «Беда, если на сухой лес падёт молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костёр.

     Тонкой змейкой перебежал с кострища живой огонёк – и скрылся во мху в грудке сухой хвои, листвы. Вдруг выскочил из неё, лизнул куст, побежал к куче валежника…

     Не теряй ни секунды: это беглый пожар, ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток – и бей ими, бей огонёк, сбивай его, хлещи что есть силы, не давай ему радости, перебегать с места на место! И зови на помощь товарищей.

      Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, - копай землю, забрасывай огонь землёй и кусками дёрна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошёл перекидываться с дерева на дерево, - это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям – бей тревогу».

  1. Другие проблемы леса.

Учитель: сегодня мы не можем оставить без внимания и другие проблемы леса. Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Пятая девочка из Дружины юных пожарных:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.

Учитель:  О какой экологической проблеме здесь идет речь?  (Как вырубали лес, как убегают звери) Слайд 7

Учитель: Посмотрите, как в настоящее  время  идет заготовка древесины. Если раньше лес  вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные  массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Учитель:  Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

       « Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида». 

Учитель: Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку).

Учитель: Какую проблему раскрывает рассказ? (Загрязнение леса).  Слайд 8

Учитель: Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

9.    Знакомство с правилами предупреждения пожара. Правила поведения в лесу

Правило 1. В лес без транзисторов!

Грохот транзисторов перекрывают голоса леса, птицы и звери теряют связь друг с другом. Это – сигнал опасности! 

 Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может не вернуться.

Говорят, что транзистор может издавать звуки с колебаниями даже болем 600Гц. И некотрые насекомые – шмели, жуки, пчёлы – просто не когут летать из-за этого и садятся на землю…

Правило 2. Беречь дары леса!

Мы очень любим ландыши. И набираем их охапками. А кто помнит, сколько лет проходит, пока вырастет и зацветёт ландыш? (Шесть лет!) А чтобы зацвела брусника, нужно ждать 9 лет! Многие не знают этого и выдёргивают её вместе с корнями. А она всего по 1 мм в год прибавляет.

Исчезает кув шинка – реликтовое, редкое и очень полезное растение.. Если зацветёт кув шинка, - значит, вода хорошая, в загрязненных реках кув шинку не встретишь.

Правило 3. В костёр только сушняк!

Встречаются туристы, которые не хотят потрудиться и поискать сушняк. Рубят они то, что поближе растет; лома ют деревья по берегам рек, озёр, у лесных бочажков.

Правило 4. Ни одного деревца на колышки для палаток!

Металлические колышки сей час продаються в спортивних магазинах вместе с палаткой.

Для костра стоит принести стальне скобы и укрепить их в земле.

Правило5. Убирать за собой мусор!

Остатки еды и всякий мусор лучше собрать и унести с собой. Бумагу сжечь. Консервные банки можно закопать в лесу, только надо обжечь их на костре, чтобы уничтожить все остатки пищи и защитный слой. Закапывать надо на глубину лопаты ( на 30 см), если же глубже, то металл не будет разрушаться: там мало кислорода.

Правило 6. Береги почву!

Создаётся почва очень медленно, слой толщиной сантиметра в полтора – за 150 – 300 лет.

Зато погибает почва быстро.

Старайтесь ходить по лесу, высоко поднимая ноги, чтобы не очень ворошить лесную подстилку, не сгребать листья: они защищают почву. И если постоянно ходить под деревьями, почва уплотнится, в ней останется мало воздуха. А при недостатке кислорода корни задыхаются, растение плохо развивается.

Правило 7. Не оставляйте горящих костров!

10.   Самостоятельное применение знаний.

 Учитель:

- А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. Слайд 9

Внимательно прочитайте рассказ на экологическую тему “Поездка в лес”.  Найдите в этом рассказе ошибочные действия ребят.

     “За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё  же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

     Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

     Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

      В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

       Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

       С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.

11. Закрепление

-- Что нового о правилах поведения в лесу вы узнали сегодня?

-- О чем нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?

-- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения, находясь на природе?

-- Как добиться, чтобы все относились к природе бережно?

Фонограмма «Туристская песня». Появляется шагающий отряд туристов в кепках. Они выходят вперед, становятся в одну шеренгу.

  1. участник: Мы в лесу костер зажгли,
    Посидели и пошли
  2.  участник: А огонь не затушили.
    Сам погаснет – мы решили.
  3. участник: Ветром пламя разметало,
    И вокруг, как в печке стало.
  4. 4 участник: До небес огонь поднялся,
    И за нами вслед погнался.                                                                                                                                        
    Лесовичок: Гибнет лес. Пропали звери –
    Всех несчастий не измерить.                                                                                                                                            
    Лесные насекомые: Турист, костер не оставляй!
    Нам дом лесной наш очень жаль.
    Нам жаль траву, деревья жаль.
    Какая ж в сказке сей мораль?                                                                                                                      
    Хором: турист, костёр не оставляй!                                                                                                                7 участник с ведром: Его можно залить водой                                                                                                   8 участник с лопатой: А можно забросать землей                                                                                                      9 участник: А можно просто закопать.                                                                                                        Все: Но главное – не оставлять!                                                                                                    Лесовичок: Не оставляйте горящих костров –
    Останется лес и цел, и здоров.
  5. Подведение итогов урока -- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Хочется отметить активных участников внеклассного мероприятия:…. Также объявляю благодарность учащимся из школьной Дружины юных пожарных:…

Лесовичок:

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

Домашнее задание:

-- нарисовать открытку к школьному конкурсу открыток «Лесная природа без пожаров!»

Список испльзованной литературы:

1. Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа», 2008.

2.  «Воспитательная работа в начальной школе» (практическое пособие для учителей начальных классов) Воронеж, 2001;

2. В. Бианки «Лесная газета», Ленинград «Детская литература», 1983;

Использованы произведения русских поэтов и писателей:

1. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

 2. В.С.Шефнер «Лесной пожар».

3.  C.Никулина «Русский лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

Методическая разработка внеклассного занятия «Весенние явления в неживой природе» для детей 3-4 класса с ОВЗ.

Методическая разработка внеклассного занятия для детей с ОВЗ 3-4 класса по теме "Весенние явления в неживой природе". Занятие входит  в комплекс внеурочных занятий по теме "Времена года. Изменени...

Методическая разработка "Сочиняем с природой"

Методическая разработка  "Сочиняем с природой"Конспект открытого занятия по хореографии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Природа - наш дом"

Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. ...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Методическая разработка предназначена для педагогов начальной школы, направлена на формирование бережного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомл...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...