Методическая разработка внеклассного мероприятия "Природа - наш дом"
методическая разработка на тему

Горяева Татьяна Владимировна
Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Цель: научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_-_nash_dom.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №410

Внеклассное занятие – экологическая игра

«ПРИРОДА – НАШ ДОМ»

Конспект + презентация

Работу выполнила

воспитатель группы продленного дня  

Горяева Татьяна Владимировна    

Санкт-Петербург

2016 год

Ход игры.

Ведущий (Слайд 1). 

Сегодня у нас экологическая игра «Природа – наш дом». Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы!

(Слайд 2.)

Цель: научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней.

Задачи:

  • закрепить навыки бережного отношения к природе;
  • развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, фантазию, мышление, наблюдательность, внимание;
  • воспитывать экологическое сознание и культуру;
  • формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

(Слайд 3.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природой дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда.

  1. Раунд (слайд 4).  Представление команд (название команд и девиз) и жюри.

Каждая команда должна придумать себе название и эмблему. За лучшее название команда получает дополнительный балл.

  1. Раунд (слайд 5).   «Разминка»

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках ромашки. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.

 

 Вопросы конкурса:

1.Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (вода.)

2.Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (нет.)

3.Какое животное бежит задними ногами вперед? (заяц.)

4.Что в пустыне дороже золота? (вода.)

5.Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (бобр.)

6.Название какого лесного зверя дано созвездиям? (медведица.)

7.Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка.)

8.Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (оляпка.)

9.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест.)

10.Самая колючая жена на свете (ежиха).

11.Коровье собрание (стадо).

12.Окрыленный почтальон (голубь).

13.Овощ, без которого не может обойтись снежная баба (морковь).

14.Самое лопоухое животное (слон).

15.Будущий лягушонок (головастик).

16.Плавающий фонтан (кит).

17.Лошадь в тельняшке (зебра).

18.Лесная гадалка (кукушка).

19.Сухопутный осьминог (паук).

20.Еж в горшке (кактус).

  1. Раунд (слайд 6-8)   «Лесная аптека» .

 

Определи лекарственное растение. (слайд 6 с растениями)

Ответы: одуванчик, крапива, иван-чай, мать-и-мачеха, подорожник, репейник (лопух), полынь, пустырник (глухая крапива).

(Слайды  7- 8)

1.Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?(приложить лист подорожника)

2.Какое болотное растение можно использовать при ссадинах вместо йода и ваты? (торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и содержит дезинфицирующее вещество)

3.Какая ягода заменит лимон?(клюква, она содержит лимонную кислоту)

4.Плоды, каких кустов очень богаты витамином С? (черной смородины, шиповника)

5.Какое лекарственное растение любят кошки?

6.Соком какого растения сводят бородавки?

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной,

Под кедровой сосной.(женьшень)

Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечит, и калечит.(зверобой)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа.(липа)

Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.(земляника)

  1. Раунд (слайд 9)   "Музыкальный калейдоскоп"  

                       (слайд с изображением разной погоды).

Участникам команд предлагается вспомнить и через одну минуту назвать или спеть строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга. Команды отвечают по очереди.

(Примерные ответы: "У природы нет плохой погоды", "А я с утра не по погоде одет", "Главней всего погода в доме", "Если снова ветер переменится", "От улыбки радуга проснется", "Одна снежинка еще не снег", "Снег кружится, летает, летает", "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной", "Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай", "Дождик босиком по земле прошел, клены по листкам хлопал", "И уносят меня в звенящую снежную даль" ит.д.)

  1.    Раунд.  «Засели дом»  (слайд 10)

Давайте построим 2 дома, выберите кирпичики для своего дома.

Счастливые люди.           Печальные люди.

Кислотный дождь, радуга, затоптанные цветы, грибной дождь, очистительные сооружения, зеленые насаждения, грязные реки, чистый воздух, горы мусора, браконьерство, цветущие растения, пожары.

Ответ:

Счастливые люди: радуга, грибной дождь, очистительные сооружения, зеленые насаждения, чистый воздух, цветущие растения.

Печальные люди: кислотный дождь, затоптанные цветы, грязные реки, горы мусора, браконьерство, пожары.

  1. Раунд.  «Ребусы»  (слайд 11)

Ответы: вода, волк, ученик, волна, кабан, лиса, крот, ворона, корова.

клык, крот, зверь, заря, туча, стриж, береза, аист, тигр.

Конкурс с болельщиками (слайд 12)

Какую траву можно определить закрытыми глазами? (Крапива)

Где зимует рак? (В иле)

У кого ухо на ноге? (У кузнечика)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Какие животные спят зимой? (Медведи, суслики, барсуки)

С прилетом каких птиц считается начало весны? (Грачи)

Когда температура тела у воробья выше зимой или летом? (Одинаковая)

Какие птицы не летают? (Страусы, пингвины)

  1. Раунд (слайд 13)  «Экологический светофор»

Каждой команде дается три цвета светофора, каждый цвет его сигнала означает то же, что и на проезжей части дороги: красный – опасность, желтый – соблюдать правила поведения, зеленый – все правильно.

Входит в зал мальчик с рюкзаком (из кармана торчит рогатка).

Ведущий. Ты куда идешь?

Мальчик. В лес, конечно.

Ведущий. Я смотрю, гость ты у нас странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигналы светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес.

Мальчик достает из рюкзака вещи.

-Я собрался походить по кромке озера, собирать ракушки (достает резиновые сапоги).

Дети показывают желтый свет.

- Я хотел ножом содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер (достает нож).

Дети показывают красный свет.

- Я решил, когда устану, посидеть у костра.(достают зажигалку)

Дети показывают красный свет.

- Я собирался послушать новые записи песен (достает магнитофон)

Дети показывают красный свет.

- Я хотел собрать по берегу речки мусор (достает мусорный пакет)

Дети показывают зеленый свет.

- Это я взял для уток, которые живут на речке. Хочу подкормить их.(достает пакет с крошками хлеба, крупой)

Дети показывают зеленый свет.

  1. Раунд:  Задание.  «Фотоохота»  (слайд14).

Каждая команда получает лист с контурами животных. За 3 минуты надо записать названия изображенных животных.

Ответы: носорог, кенгуру, собака, бабочка, лев, рыба, петух, лось (олень), козел (коза), заяц, дельфин, муха, мышь (крыса), верблюд, лягушка.

  1. Раунд:  Домашнее задание  «Защита экологических знаков»  (Слайд 15)

 

Команды подготовили экологические знаки – символы о правилах поведения и нормах действий в природной среде. Оценивается интересный замысел (5 баллов), аккуратность исполнения (2 балла), грамотность и образность изложения (3 балла).

Не рвать дикорастущие растения.

Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.

Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.

Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.

Не разжигать в лесу костры.

Не оставлять в лесу бытовой мусор.

Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.

Не уносить из леса диких животных.

  1. Задание  «Гнездо» (слайд16)

Каждой команде надо построить гнездо. Дети встают в круг, в затылок друг другу, плотно – плотно. По команде учителя все медленно начинают садиться на колени сзади стоящего. Когда все сядут, надо поднять руки вверх и крикнут «ура» - гнездо построено.

Подведение итогов и награждение команд (слайд 17).

Литература:

Герасимов, В.П. Живой мир нашей Родины.- М. Просвещение, 1985.

Лобкодина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. –Волгоград:Учитель,2007.

Я познаю Мир. Детская энциклопедия: Экология.- М.:ООО Издательство АСТ, 1997.

Оценивание конкурсов:

1й конкурс. Представление команд. Максимально 5 баллов;

2-й конкурс. Разминка. Каждый правильный ответ оценивается баллом. Еще балл набавляется той команде, которая быстрее справляется с заданием.

3й конкурс. Лекарственные растения. За каждое правильно определенное растение  и правильный ответ дается один балл. Еще балл добавляется той команде, которая быстрее всех справлялась с заданием.

4й конкурс. Музыкальный калейдоскоп. За каждую песню дается по баллу. Если вся команда поет можно начислить дополнительные баллы (по усмотрению жюри).

5й конкурс. «Засели дом».  За каждый правильный ответ дается балл. Дополнительные баллы добавляют за быстрое решение всех ребусов.

6-й конкурс. Ребусы. Максимально 5 баллов. Дополнительные баллы за слаженную работу команды.

Конкурс с болельщиками.  В конкурсе болельщиков за каждый правильный ответ начисляется балл той команде, болельщик которой дал правильный ответ.

7й конкурс. Экологический светофор. Максимально 5 баллов. Дополнительные баллы за слаженную работу команды.

8й конкурс. «Фотоохота». За каждое правильно названное и найденное животное 2балла, оценивается быстрый и правильный ответ. Дополнительные баллы за быструю «фотоохоту».

9й конкурс. Домашнее задание. Защита экологических знаков. За каждый экологический знак 3 балла. За полный ответ (объяснение знака) начисляется дополнительные баллы и за творческий подход к домашнему заданию.

10-й конкурс. Игра «гнездо». Максимально 5 баллов. За крепкое, правильное гнездо. Оценивается слаженная работа команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у светофора"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....