Конспект урока "В мире звука"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Собаева Виктория Ивановна

Конспект урока окружающего мира во 2 классе ОС "Планета знаний" по теме "В мире звука"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала

Собаева Виктория Ивановна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ №1» ЭМР

Класс

2 а класс

Название материала

Урок окружающего мира «В мире звука»

Учебный предмет

Окружающий мир

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Окружающий мир», 2 класс,  УМК «Планета знаний».

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ, презентация, аудизапись.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

учебники, линейки, стакан, резинка, ложки, карандаш, интерактивная доска, проектор, компьютер, фрагменты видеофильмов, карточки с заданиями.

Цели,

Задачи материала

Цели:  знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.

Задачи:

1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу;

- сформировать умения находить источники звуков;

- воспроизводить некоторые звуки.

2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

3.Воспитывать интерес к предмету;

- чувство прекрасного;

- формировать экологическое воспитание.

Технологическая карта урока «В мире звука»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, дети!

- Давайте улыбнемся друг другу!  И пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Дети, покажите ваше настроение.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Определяют своё настроение с помощью карточек.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

2.Актуализация  

знаний.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести

детей  к  теме  урока. Создать  проблемную ситуацию.

  • Давайте  закроем глазки и прослушаем аудиозапись.
  • Что в ы услышали?

  • Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Человек живет в мире звуков.

-Как вы думаете, что такое звук?

-Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

-Какие звуки вы слышали в жизни?

-Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы,  шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок….

Мир наполнен разнообразными звуками.  

- Для чего нам нужны звуки?

Звук для человека является источником информации.  

Прослушивают аудиозапись.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют тему урока.

- дождь, пение птиц, шаги, бой часов.

- о звуках

- это то, что мы слышим

- чтобы получать информацию

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

3.Этап целеполагания

Сообщить  тему  урока,  создать условия для проблемной ситуации.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Итак, тема нашего урока:

« В мире звука»
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

  • Что является источником звука?
  • В результате чего возникает звук?
  • Откройте учебник на странице 22.

На слайде изображена скрипка, что будет являться источником звука

-Совершенно верно, колеблющая струна.

- А когда человек разговаривает, что тогда является источником звука? (Как вы считаете?)

-Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

-Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

-Что происходит дальше?

-Воздух передает колебания органам слуха.

-Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

Определяют тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают проблемный вопрос.

Строят гипотезу.

  • колеблющаяся струна
  • голосовые связки

  • звук возникает в результате колебания предметов.
  • Воздух передает колебания органам слуха.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

4.Решение учебной задачи.

Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований

-Сейчас вы будете работать в  группах. Давайте вспомним правила работы в группах?


– Откройте учебник, стр. 22

 Работа в группах.
опыт № 1.

-

-Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленую нотку, если нет- то красную.

 
-Что является источником
звука?
– Что привела она в движение?
– Как мы услышали этот звук?
- Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
– Одинаково ли звучат звуки?

-Какой вывод можно сделать?

 -Давайте оценим работу

– Назовите источник звука?
– Что она привела в движение? А еще что?
– Как мы услышали этот звук?

– Когда звук был слышен сильнее?

Какой можно сделать вывод?

- Давайте оценим работу.

 

 

 

 

 


– Что является источником звука?
– Какой звук слышали
сразу?
– Что передает колебания от ложки?
– Каким стал звук?
– Когда звук  был сильнее?

-Подумайте, какой можно сделать вывод?

 -Давайте оценим эту работу.

 

 

 

 

 

– Что является источником звука?
- Когда телефон лучше работает?
– Почему передаются колебания?

-Какой вывод можно сделать?

-Давайте, оценим работу.

1.Будь вежлив с товарищем в группе                      

 2.Умей выслушать мнение каждого.                  

3.Доказывай своё мнение.  

 4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.  

6.Задай вопрос на понимание.

Работа с учебником

Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.

Опыт № 1.

  • Положили линейку на край стола.
  • Крепко прижали ее рукой.
  • Слегка ударили по ней.
  • Услышали звук.                          

Колеблющаяся линейка.

Воздух.                            

Воздух передал колебания уху.

                                                   

Нет.

Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.

Опыт № 2.

  • Надели резиновое кольцо на стакан.
  • Пробренчали натянутой резинкой.
  • Приложили стакан дном к уху.
  • Снова побренчали                              

Колеблющаяся резинка.

Воздух.
Стенки стакана.        

 Воздух передает колебания к уху.

Когда стакан приложили дном к уху.

Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

Опыт № 3.

  • Взяли металлическую ложку.
  • Стукнули по ней карандашом.
  • Прислушались к звуку.
  • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
  • Поднесли нитку с ложкой к уху.
  • Стукнули по ложке карандашом.

                                                         Ложка.

Негромкий.

Нитка.                      

Мелодичным, сильным.
Когда поднесли ближе к уху.

Когда ложка  находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.

Опыт № 4.

  • Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой.
  • Сначала говорили при ослабленной веревке.
  • Затем при натянутой.

Голос, голосовые связки.

При натянутой веревке.

По веревке.

Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

5.Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

 Вышли уточки на луг 

 Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)

 Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж!

(Машем руками-крыльями.)                       Гуси шеи выгибают, Га-га-га!

(Круговые вращения шеей.)                        

 Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево-вправо.)                                 Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками.)                        Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)  

Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш!

(Подняли вверх руки, потянулись)                            

 И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

– Какие звуки вы имитировали?

Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

6.Первичное закрепление.

Игра “Что за звук?

( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)

        

-Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.

 

Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему.
– В результате чего возникает звук?

– Как передаются эти колебания?
– При помощи чего мы улавливаем эти звуки?

-Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде.

-Встаньте, кто правильно выполнил задание.

-Дети, а кто допустил ошибки, мы с вами поработаем на следующем уроке.

Угадывают звук.

Воспроизводят звук.

Отвечают на вопросы.

Восстанавливают схему.

Самостоятельно проверяют задание по эталону.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

 умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия.

– Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

-А как мы это доказали.

Д/з. Учебник стр. 24 сделать веревочный телефон.

– Оцените себя:

Прикрепите, пожалуйста, ваши нотки на нотную строку

Кто понял тему – зеленая нотка на верхние строки;

испытывал затруднения – желтая нотка на средние строки;

а кому было трудно – красная нотка на нижние строки.

Оценка обучающихся.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:  самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения " Звуки б, б" . Буква Б."

Этот урок разработан к учебнику "Азбука" для 1 класса по программе " Школа России"....

Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

Конспект урока «Согласные звуки [с] [с,], буквы С,с».

Занятия-развлечения. В гости к ребятам приходит знайка .Проводят различные игры, тем самым дети закрепляют знания, которые получили до этого. Так же учимся с ними читать слоги и слова.Цель: Закреплять...

Конспект урока "Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м".

Урок полностью посвящен изучению нового материала. Использовались наглядные и практические методы, а также метод стимулирования и мотивации учебной деятельности....

Конспект урока.Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Образовательные задачи данного урока: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита "Ф",  "ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф\']...

Конспект урока "Согласный звук Ш. Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте....

План-конспект урока Тема :Звуки [c], [c,], буква Cc

Урок разработан с использованием ЭОР в учебной деятольности, прилагается презентация к уроку....