Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Харитонова Лариса Николаевна

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса  "Лес и его обитатели. Ярусы леса" учебно - методический комплект "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект интегрированного урока80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  урока по предмету «Окружающий мир. Технология».

 ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Тема урока: Лес и его обитатели. Ярусы леса.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: дать представление о природном сообществе; познакомить с  многообразием представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса.

Задачи:

-  Научиться применять знания, полученные ранее, при  изучении нового материала;

 -  Сформировать представление о лесе как о природном сообществе.

 -Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе,  распознавать растения, животных.

- воспитывать  бережное отношение к обитателям леса.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, тетрадь для самостоятельных работ.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I.Организацион-ный этап.

1.Знакомство, (30 секунд) эмоциональный настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Николаевна. Сегодня я проведу у вас интегрированный урок окружающего мира и технологии. Толковый словарь С.И.Ожегова  даёт определение слова «интегрировать». «Интегрировать» - это объединять в одно целое, то есть мы с вами объединим уроки окружающего мира и технологии. Я уверена, что вы справитесь со всеми предложенными заданиями, и у нас всё получится.

Дети здороваются с учителем.                        

II.Актуализация опорных знаний. Постановка целей, задач урока.

2. Определение темы и цели урока. (2 мин. 30 сек.)

-Для того чтобы определить тему урока, отгадайте загадку. Внимательно послушайте до конца и продолжите фразу:

-В нём растут берёзы, ёлки,                                                             В нём живут ежи и волки.                                                                                                В нём есть дуб – тяжеловес,                                                                      А зовётся место - лес.

- Как вы думаете,  о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тема нашего урока «Лес и его обитатели».

- А теперь давайте все вместе сформулируем цель нашего урока. Откройте учебник окружающего мира на стр. 43.

-Прочитайте название главы, которую вы начинаете изучать, ещё раз прочитайте тему урока,  подумайте, с чем мы сегодня должны познакомиться? Что нового узнать?

-Мы не должны забывать, что у нас интегрированный урок, поэтому откройте учебник технологии на стр. 38, прочитайте название работы. Найдите слева условное обозначение «Коллективная работа» и прочитайте задание.

- Встретились ли вам слова или словосочетания, значения которых вы не знаете?

-Необходимо узнать значения  и этих слов и задание  также становится целью нашего урока.

-Итак, мы с вами определили тему и цель урока.

Отгадывают загадку.

- Мы будем говорить о лесе и о его обитателях.

- «Природные сообщества», «Лес и его обитатели»

-Нам нужно узнать, что такое «природное сообщество», познакомиться с обитателями леса.

- «Открытка – ландшафт»,

- Сделать открытку «Этажи леса» для уроков окружающего мира.

-«Ландшафт», «этажи леса».

Тема урока - «Лес и его обитатели».

Цель урока - узнать, что такое лес, «природное сообщество», «ландшафт», «этажи леса»; познакомиться с обитателями леса; выполнить коллективную работу «Этажи леса» для уроков окружающего мира.

(Убрать учебник по технологии на край стола)

III.Совместное открытие новых знаний.

3. Работа по учебнику. (4 мин.)

А) (Пиктограмма «Повтори пройденное»)

- О каких растениях и животных  леса вы знаете из книг, наблюдений, телепередач?  

                                                               

-Есть ли в нашем крае леса?

- А что это за лес?                                                                                                - Это тайга, смешанный лес или лиственный лес?                                             - Чтобы ответить на этот вопрос, откройте «Словарик» в учебнике на стр. 142 – 143 и найдите информацию о том, что такое «тайга» и «смешанный лес».

- Какие деревья преобладают в лиственном лесу?

- Какие же леса есть в нашем крае?

-Саратовская  область относится к малолесным регионам.  Леса занимают лишь 6 % от всей площади. Преобладают широколиственные леса из дуба, клена, липы, осины.                     А сосновые леса произрастают в Вольском и Хвалынском районах.

-Ребята, а какие животные встречаются  в лесах нашего края?

-В лесах Саратовской области распространены такие животные, как лось, кабан, белки, зайцы, лисы. Из птиц – это дятлы, соловьи, совы, ястребы и другие.

Б) Работа с текстом из хрестоматии по окружающему миру.

- Итак, что же такое лес? За ответом на этот вопрос обратимся к тексту  из хрестоматии по окружающему миру. Текст распечатан на листках, он так и называется «Что такое лес?»,  почитаем первый абзац.

- О каких обитателях  леса идет речь?

Выделите слова, называющие жителей леса, цветом.

- Как учёные называют лес?

- Обратите внимание на слово «сообщество», с какими словами оно созвучно?                                                                          - Толковый словарь С.И. Ожегова даёт определение слова «сообщество». Сообщество - это группа растительных и животных организмов живущих вместе.                                                                - Итак, какой вывод можно сделать? Что такое лес?

-Читаем второй абзац.

- С чем сравнивают  лес?

-Как растут растения в лесу?

-Какие слова в этом абзаце являются главными?

-Работа в парах. 

 - Прочитайте следующий абзац и определите:

- Сколько ярусов выделяют в смешанном лесу?

 -Какие растения располагаются в каждом ярусе?

 - Названия ярусов и растений выделите цветом.

-Определите общие характерные признаки растений  по ярусам?

Д) Формулировка вывода

-Итак, что же  помогает растениям жить рядом,  не мешая друг другу.

- Оказывается, корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. У самых высоких деревьев наиболее длинные корни, образующие самый нижний подземный ярус. Выше располагаются корни низкорастущих деревьев, кустарников, а у поверхности корни трав.

5. Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Растения: ель, тополь, сосна, дуб, кедр, береза и т.д

Животные: лиса, волк, заяц, белка, барсук и др.

Да, есть.

Работа со словарем в учебнике.

- Тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья – ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются берёзы, осины, ольха.

-Смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья.

-Лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели.

- Дети по собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае.

Ответы детей. (Лиса, волк, кабан, заяц...)

 (Убрать учебник по окружающему миру на край стола)

-Один ученик читает.

Учащиеся выделяют слова – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные.

-Ученые называют лес «сообществом».

- Общество, сообща.

- Лес –  сообщество. (Выделите цветом).

Один ученик читает.

-Лес сравнивают с многоэтажным домом.

-Растения в лесу растут в несколько этажей или ярусов.

-Многоэтажный дом, ярусы (выделите цветом).

Учащиеся выделяют цветом название ярусов и растений.

1 ярус – деревья: сосна, берёза, лиственница.

-высокие светолюбивые лиственные и хвойные деревья, имеющие четко выраженный ствол.

2 ярус – деревья: ель, пихта, кедр, липа.

- низкорослые деревья, имеющие четко выраженный ствол, приспособились жить в тени.

3 ярус - кустарники: можжевельник, калина, шиповник, смородина.

-кустарники – теневыносливые растения, у которых нет четко выраженного ствола, у них есть несколько твердых стволиков,  покрытых корой.

4 ярус -  кустарнички черники, брусники и травы. 

- теневыносливые травянистые растения с мягкими зелеными стеблями.

5 ярус - мхи и лишайники.

-теневыносливы, впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав.

-Растения в лесу растут в несколько ярусов.

IV. Самостоятель ная работа .

6. Подготовка к практической работе

-Чтобы наглядно продемонстрировать ярусность леса, выполним коллективную работу «Этажи леса».

- Откройте  учебник по технологии на стр. 42. Рассмотрите иллюстрацию.

-Из каких частей состоит работа?

- Определите количество ярусов.

 

- При выполнении коллективной работы, вы будете взаимодействовать в паре. У каждой пары будет свое задание. Например: сделать дерево, кустарник или детали поляны. Послушайте несколько рекомендаций:

-Для того, чтобы сделать дерево или кустарник, необходимо распределить работу в паре  следующим образом:

один ученик вырезает крону деревьев или кустарников,

другой вырезает стволы, ветки деревьев или кустарников,

потом сообща, наклеиваете крону на стволы и ветки.

- Для того, чтобы сделать детали поляны, нужно помнить, что детали должны быть разной формы, размера и цвета, следует учесть, что при наклеивании одна часть будет накладываться на другую.

Тот, кто выполнит свою работу, — приклеит деревья и кустарники на основу по ярусам.

-Какие инструменты понадобятся при работе с бумагой?

-Вспомним правила безопасной работы с ножницами?

 -Какие правила работы с клеем вы знаете?

 

На каждом столе лежит конверт с заданием.

7. Практическая работа.

(По окончании работы дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; собирают  мусор в коробку для  отходов)

- Основа с выпуклыми полосками из плотной бумаги

- Кроны деревьев и кустарников — из цветной бумаги

- Стволы, ветки деревьев и кустарников — из цветной бумаги                                             (будем делать из картона)

- Детали поляны — из цветной бумаги

1 – высокие деревья

2 - низкорослые деревья

3 – кустарники

4- поляна (объединили кустарнички, травы, мхи и лишайники)

-Ножницы, клей, карандаш.

Ответы детей.

1.Работай ножницами только на своем рабочем месте.

2.Подавай ножницы кольцами вперед.

3.Не оставляй ножницы открытыми.

4.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

1.Клей наносите кисточкой или используете клей - карандаш.

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Наноси клей от середины детали изделия к её краям

4.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

Учащиеся работают в группе.

Тот, кто выполняет свою работу, — приклеивает деревья и кустарники на основу по ярусам.

VII.Итог урока.

Рефлексия.

8. Подведение итогов работы.

-Коллективная работа «Этажи леса» готова. Ребята, вы справились с заданием, видно, что детали точно размечены, ровно вырезаны; чисто наклеены. Молодцы!  

- Как в дальнейшем мы сможем использовать эту работу?

(На следующем уроке вы познакомитесь с животным миром леса, и узнаете, кто из животных на каком ярусе живёт?                Вы можете нарисовать этих животных или найти картинки с их изображением и распределить  по ярусам).

 

- Подводим итог нашего урока.

  • Назовите тему урока?

Выскажитесь об информации на уроке

- Мне было интересно узнать о ………

- Я обязательно найду дополнительную информацию о………….

- Я поделюсь новыми знаниями  с …………………

-Урок окончен. Ребята, спасибо вам за работу.

Ответы детей.

Тема урока - «Лес и его обитатели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....

Урок окружающего мира в 4 классе "Путешествие в мир клеток" Перспективная начальная школа

Урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. В основу урока положен адаптированный для начальной школы "кейс-метод"....

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс

Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...