Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели. Ярусы леса" учебно - методический комплект "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект интегрированного урока | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по предмету «Окружающий мир. Технология».
( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).
Тема урока: Лес и его обитатели. Ярусы леса.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: дать представление о природном сообществе; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира леса и возможности их совместного обитания; учить видеть и раскрывать связи между обитателями леса.
Задачи:
- Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала;
- Сформировать представление о лесе как о природном сообществе.
-Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных.
- воспитывать бережное отношение к обитателям леса.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, тетрадь для самостоятельных работ.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
I.Организацион-ный этап. | 1.Знакомство, (30 секунд) эмоциональный настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество. - Здравствуйте ребята, меня зовут Лариса Николаевна. Сегодня я проведу у вас интегрированный урок окружающего мира и технологии. Толковый словарь С.И.Ожегова даёт определение слова «интегрировать». «Интегрировать» - это объединять в одно целое, то есть мы с вами объединим уроки окружающего мира и технологии. Я уверена, что вы справитесь со всеми предложенными заданиями, и у нас всё получится. | Дети здороваются с учителем. |
II.Актуализация опорных знаний. Постановка целей, задач урока. | 2. Определение темы и цели урока. (2 мин. 30 сек.) -Для того чтобы определить тему урока, отгадайте загадку. Внимательно послушайте до конца и продолжите фразу: -В нём растут берёзы, ёлки, В нём живут ежи и волки. В нём есть дуб – тяжеловес, А зовётся место - лес. - Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тема нашего урока «Лес и его обитатели». - А теперь давайте все вместе сформулируем цель нашего урока. Откройте учебник окружающего мира на стр. 43. -Прочитайте название главы, которую вы начинаете изучать, ещё раз прочитайте тему урока, подумайте, с чем мы сегодня должны познакомиться? Что нового узнать? -Мы не должны забывать, что у нас интегрированный урок, поэтому откройте учебник технологии на стр. 38, прочитайте название работы. Найдите слева условное обозначение «Коллективная работа» и прочитайте задание. - Встретились ли вам слова или словосочетания, значения которых вы не знаете? -Необходимо узнать значения и этих слов и задание также становится целью нашего урока. -Итак, мы с вами определили тему и цель урока. | Отгадывают загадку. - Мы будем говорить о лесе и о его обитателях. - «Природные сообщества», «Лес и его обитатели» -Нам нужно узнать, что такое «природное сообщество», познакомиться с обитателями леса. - «Открытка – ландшафт», - Сделать открытку «Этажи леса» для уроков окружающего мира. -«Ландшафт», «этажи леса». Тема урока - «Лес и его обитатели». Цель урока - узнать, что такое лес, «природное сообщество», «ландшафт», «этажи леса»; познакомиться с обитателями леса; выполнить коллективную работу «Этажи леса» для уроков окружающего мира. (Убрать учебник по технологии на край стола) |
III.Совместное открытие новых знаний. | 3. Работа по учебнику. (4 мин.) А) (Пиктограмма «Повтори пройденное») - О каких растениях и животных леса вы знаете из книг, наблюдений, телепередач?
-Есть ли в нашем крае леса? - А что это за лес? - Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? - Чтобы ответить на этот вопрос, откройте «Словарик» в учебнике на стр. 142 – 143 и найдите информацию о том, что такое «тайга» и «смешанный лес». - Какие деревья преобладают в лиственном лесу? - Какие же леса есть в нашем крае? -Саратовская область относится к малолесным регионам. Леса занимают лишь 6 % от всей площади. Преобладают широколиственные леса из дуба, клена, липы, осины. А сосновые леса произрастают в Вольском и Хвалынском районах. -Ребята, а какие животные встречаются в лесах нашего края? -В лесах Саратовской области распространены такие животные, как лось, кабан, белки, зайцы, лисы. Из птиц – это дятлы, соловьи, совы, ястребы и другие. Б) Работа с текстом из хрестоматии по окружающему миру. - Итак, что же такое лес? За ответом на этот вопрос обратимся к тексту из хрестоматии по окружающему миру. Текст распечатан на листках, он так и называется «Что такое лес?», почитаем первый абзац. - О каких обитателях леса идет речь? Выделите слова, называющие жителей леса, цветом. - Как учёные называют лес? - Обратите внимание на слово «сообщество», с какими словами оно созвучно? - Толковый словарь С.И. Ожегова даёт определение слова «сообщество». Сообщество - это группа растительных и животных организмов живущих вместе. - Итак, какой вывод можно сделать? Что такое лес? -Читаем второй абзац. - С чем сравнивают лес? -Как растут растения в лесу? -Какие слова в этом абзаце являются главными? -Работа в парах. - Прочитайте следующий абзац и определите: - Сколько ярусов выделяют в смешанном лесу? -Какие растения располагаются в каждом ярусе? - Названия ярусов и растений выделите цветом. -Определите общие характерные признаки растений по ярусам? Д) Формулировка вывода -Итак, что же помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. - Оказывается, корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. У самых высоких деревьев наиболее длинные корни, образующие самый нижний подземный ярус. Выше располагаются корни низкорастущих деревьев, кустарников, а у поверхности корни трав. 5. Физминутка Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. | Растения: ель, тополь, сосна, дуб, кедр, береза и т.д Животные: лиса, волк, заяц, белка, барсук и др. Да, есть. Работа со словарем в учебнике. - Тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья – ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются берёзы, осины, ольха. -Смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. -Лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели. - Дети по собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае. Ответы детей. (Лиса, волк, кабан, заяц...) (Убрать учебник по окружающему миру на край стола) -Один ученик читает. Учащиеся выделяют слова – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные. -Ученые называют лес «сообществом». - Общество, сообща. - Лес – сообщество. (Выделите цветом). Один ученик читает. -Лес сравнивают с многоэтажным домом. -Растения в лесу растут в несколько этажей или ярусов. -Многоэтажный дом, ярусы (выделите цветом). Учащиеся выделяют цветом название ярусов и растений. 1 ярус – деревья: сосна, берёза, лиственница. -высокие светолюбивые лиственные и хвойные деревья, имеющие четко выраженный ствол. 2 ярус – деревья: ель, пихта, кедр, липа. - низкорослые деревья, имеющие четко выраженный ствол, приспособились жить в тени. 3 ярус - кустарники: можжевельник, калина, шиповник, смородина. -кустарники – теневыносливые растения, у которых нет четко выраженного ствола, у них есть несколько твердых стволиков, покрытых корой. 4 ярус - кустарнички черники, брусники и травы. - теневыносливые травянистые растения с мягкими зелеными стеблями. 5 ярус - мхи и лишайники. -теневыносливы, впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав. -Растения в лесу растут в несколько ярусов. |
IV. Самостоятель ная работа . | 6. Подготовка к практической работе -Чтобы наглядно продемонстрировать ярусность леса, выполним коллективную работу «Этажи леса». - Откройте учебник по технологии на стр. 42. Рассмотрите иллюстрацию. -Из каких частей состоит работа? - Определите количество ярусов.
- При выполнении коллективной работы, вы будете взаимодействовать в паре. У каждой пары будет свое задание. Например: сделать дерево, кустарник или детали поляны. Послушайте несколько рекомендаций: -Для того, чтобы сделать дерево или кустарник, необходимо распределить работу в паре следующим образом: один ученик вырезает крону деревьев или кустарников, другой вырезает стволы, ветки деревьев или кустарников, потом сообща, наклеиваете крону на стволы и ветки. - Для того, чтобы сделать детали поляны, нужно помнить, что детали должны быть разной формы, размера и цвета, следует учесть, что при наклеивании одна часть будет накладываться на другую. Тот, кто выполнит свою работу, — приклеит деревья и кустарники на основу по ярусам. -Какие инструменты понадобятся при работе с бумагой? -Вспомним правила безопасной работы с ножницами? -Какие правила работы с клеем вы знаете?
На каждом столе лежит конверт с заданием. 7. Практическая работа. (По окончании работы дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; собирают мусор в коробку для отходов) | - Основа с выпуклыми полосками из плотной бумаги - Кроны деревьев и кустарников — из цветной бумаги - Стволы, ветки деревьев и кустарников — из цветной бумаги (будем делать из картона) - Детали поляны — из цветной бумаги 1 – высокие деревья 2 - низкорослые деревья 3 – кустарники 4- поляна (объединили кустарнички, травы, мхи и лишайники) -Ножницы, клей, карандаш. Ответы детей. 1.Работай ножницами только на своем рабочем месте. 2.Подавай ножницы кольцами вперед. 3.Не оставляй ножницы открытыми. 4.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 1.Клей наносите кисточкой или используете клей - карандаш. 2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. 3.Наноси клей от середины детали изделия к её краям 4.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее. Учащиеся работают в группе. Тот, кто выполняет свою работу, — приклеивает деревья и кустарники на основу по ярусам. |
VII.Итог урока. Рефлексия. | 8. Подведение итогов работы. -Коллективная работа «Этажи леса» готова. Ребята, вы справились с заданием, видно, что детали точно размечены, ровно вырезаны; чисто наклеены. Молодцы! - Как в дальнейшем мы сможем использовать эту работу? (На следующем уроке вы познакомитесь с животным миром леса, и узнаете, кто из животных на каком ярусе живёт? Вы можете нарисовать этих животных или найти картинки с их изображением и распределить по ярусам).
- Подводим итог нашего урока.
Выскажитесь об информации на уроке - Мне было интересно узнать о ……… - Я обязательно найду дополнительную информацию о…………. - Я поделюсь новыми знаниями с ………………… -Урок окончен. Ребята, спасибо вам за работу. | Ответы детей. Тема урока - «Лес и его обитатели». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе «История Московского Кремля» УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспектоткрытого урокапо окружающему мируво 2 классе«История Московского Кремля»УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»...
Урок по окружающему миру в 3 классе "Здоровье человека. Вредные привычки"" УМК "Начальная школа XXI века"
Разработка урока....
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....
Урок окружающего мира в 4 классе "Путешествие в мир клеток" Перспективная начальная школа
Урок построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. В основу урока положен адаптированный для начальной школы "кейс-метод"....
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс
Видео-урок окружающего мира на тему "Ориентирование на местности. Компас."(УМК "Перспективная начальная школа") 3 класс...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Среда обитания", УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока и презентация....
Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...