Урок окружающего мира по теме "Зона степей" (3 класс, по системе Л.В. Занкова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Грибанова Наталья Юрьевна

Открытый урок окружающего мира по теме "Зона степей" проведён в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс (II часть). На материале данного урока у учащихся формируется представление о степи, как об одной из природных зон России. Учащиеся знакомятся с расположением зоны степей, растительным и животным миром степей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_3_klass_zona_stepey.docx65.72 КБ

Предварительный просмотр:

Грибанова Н.Ю.  МОУ «СОШ № 2 п. Карымское»

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс

УМК Занков Л.В., автор  учебника Дмитриева Н.Я.,  Казаков А.Н.

Тема урока: Степь. Животный и растительный мир степи.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о природной зоне степей (географическое положение, животный и растительный мир степи).

Задачи: сформировать понятие «степь» и представление о природной зоне степей, т.е. познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром;

развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

формирование коммуникативных способностей, воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

объясняют значения загадок; правильно называют причинно - следственные связи; понимают главную мысль; работают с дополнительной литературой

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные:  

высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы:  географическая карта природных зон, карточки с разноуровневыми заданиями,  «Энциклопедии», дополнительная литература.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые способы деятельности

I.  Организационный момент

1.Приветственное слово:  

- Ребята, давайте встанем в круг. Все пожали друг другу руки, повернулись друг к дружке – пожелали друг другу удачи. Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям. Улыбнитесь, это просто, лучик солнца это вам.

2.Вводная часть.

Учитель:  В некотором царстве, в некотором государстве жили-были....Нет, не царь с царицею. Речь идет об особенных царствах. Царства эти находятся не за тридевять земель. А совсем рядом с нами, вернее вокруг нас. В некоторых из них мы уже побывали. Это царства....( живой природы)  

Дети вслух произносят слова и выполняют движения.

Дети высказывают свои мнения по данному вопросу

II. Актуализация знаний

Послушайте описание и догадайтесь, о каком царстве идет речь.

  1. Мох, лишайник у неё,
    Много есть болот.
    А оленей здесь пасёт
    Он – оленевод.

– О какой природной зоне идёт речь?  (Загадка о тундре.)

2.Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Вову – хворостинкой. 
(лес)                      

3.Природная зона

Со скудною флорой.

Сухой, жаркий климат -

Барханов  просторы. 

Безлюдное место,

Здесь мало осадков –

Песок, Миражи и,

Колодцев нехватка.

Тут Змеи, Верблюды,

И ветра картины.

Как люди назвали

Ландшафт тот? ... (Пустыня)                

4. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)                


 -  А это царство вы отгадаете послушав  фрагмент русской  народной  песни   (Песня Ой ты степь широкая…)                                
Слайд  7

- О каком же царстве шла речь? (О степи)

Слушают внимательно и отвечают на вопросы.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Постанов-

ка учебной

проблемы.

Какова же  тема нашего урока? Степи.  Сегодня  мы познакомимся с  растительным и животным миром  степи.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем,

На этот мирный дом имеем право.

Внимательно слушают,

Отвечают на поставленные вопросы

Принимают и сохраняют

учебную задачу.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Адекватно воспри-нимают

информацию, полученную из рас-сказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей

системе знании. Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотруд-ничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

V. Изучение

нового материала.

VI. Закрепление.

- Итак, мы с вами отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие по зоне степи, чтобы добыть новые интересные сведения. В научную экспедицию мы отправимся несколькими группами – командами.  Во время путешествия вам нужно вести дневник путешественника (Приложение 1).

Каждая группа будет изучать свой вопрос, а помогут вам для этого карточки, учебник, энциклопедии и  др. материалы, которые лежат на столах.

Но прежде чем начать наше путешествие – вспомним правила работы в группе.

№1 «Расположение зоны степей»

  1. Что такое степь? Найдите в толковом словаре понятие «степь». Дайте  определение  понятию «степь».
  2. Опишите  расположение этой зоны и покажите  на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)
  3. Рассмотрите  рельеф. Расскажите о рельефе степи всему классу (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)

№2 «Климат»

  1. Найдите  в учебнике и в дополнительном материале  описание климата природной зоны степей; дайте  его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)
  2. Определите, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое благоприятное время года –весна.)
  3. Определите, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)

№3 «Растительный мир»

  1. Найдите  и прочитайте   в учебнике, в энциклопедии и дополнительной литературе описание   растительного мира степей.
  2. Заполните  кластер

       

   

  1. Определите  особенности растений данной зоны и дайте  их характеристику.  Запишите.
  2. Работа с гербарием. Найдите растения степи.
  3. Подойдите  к столу № 1 (два ученика): прочитайте внимательно инструкцию № 1 и № 2, выполните задание по инструкции.

№4 «Животный мир»

  1. Найдите   и прочитайте  в учебнике, энциклопедии и в дополнительной литературе описание  животного мира степей.
  2. На интерактивной доске найдите животных степной зоны.
  3. Заполните  кластер

                                  ЖИВОТНЫЕ

               

                  НАСЕКОМЫЕ              ПТИЦЫ

ГРЫЗУНЫ           ХИЩНИКИ          ДРУГИЕ ЖИВ.

  1. Определите  особенности животных и дайте  их характеристику, запишите.

(Приложение 2 – дополнительный материал)

-  Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей? (выступление группы №1)

Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

-   А как вы думаете, почему зона степей не доходит до океанов  (Атлантического и Тихого) ни на западе, ни на востоке  (Близость океана, ветры, которые несут осадки, почва другая, значит, и растения другие.)

- Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая климат этой зоны? (выступление группы №2)

- Какие почвы преобладают в зоне степей? В чём особенность написания слова чернозёмы?

-  Как представляете себе эту почву? (Показать образец почвы)

-   Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности?

-   Как вы думаете, как же растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?

-  Что нам дополнит группа, занимающаяся изучением растительности степей? (выступление группы №3)

- Вопрос:

Представьте себе, что ветер занёс в степь семена деревьев – клёна и осины? Будут ли они там расти? Объясните.

-   Мы  с  вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а как вы думаете, какие животные смогут приспособиться к такой среде обитания?

-  Теперь предоставим слово группе, которая специально изучала этот вопрос (выступление группы № 4)

-   Вопрос:

Почему среди названных животных нет земноводных? Объясните.

-  Задание для всех групп: составьте «синквейн» по теме урока.

Синквейн «Степь»                       

                                         Степь

Чернозёмная, бескрайняя

Испаряет, выживает, кормит

Отсутствуют деревья, жарко, сухо

Зона

Внимательно слушают.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждае-мой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знании.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру

VII. Итог урока.

- Что такое степь?

- Какой климат в степи?

- Какие почвы преобладают в степной зоне?

- Какие растения растут в зоне степей?

- Назовите животных зоны степей.

VIII. Рефлексия

Все встали. Сделайте шаг вперёд те, кто для себя узнал много нового. Сделайте шаг вперёд те, кому было интересно. Сделайте шаг вперёд те, кто решил в энциклопедии   найти дополнительный материал о растениях и животных зоны степи.

Домашнее

задание

Задания по выбору:

- нарисовать рисунок животные и растения степи;

- составить кроссворд «Животный мир степи» или «Растительный мир степи»;

- подготовить пересказ  «Растения и животные степи»

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения


Дневник   путешественника

Что я знаю

Что я узнал

Климат

1. __________                                     – обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.

2. В зоне степей чётко выражены

____________________

                                      сезона.

3.Холодная и снежная _________________.

4.Тёплая ___________________

- самый влажный  сезон в степи.

5.Засушливым ____________

В степи дуют ветры – суховеи.

6. Сухая____________________.

Растения

Растения

Животные

Животные

№1 «Расположение зоны степей»

  1. Что такое степь? Найдите в толковом словаре понятие «степь». Дайте  определение  понятию «степь».
  2. Опишите  расположение этой зоны и покажите  на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)
  3. Рассмотрите  рельеф. Расскажите о рельефе степи.

№2 «Климат»

  1. Найдите  в учебнике и в дополнительном материале  описание климата природной зоны степей; дайте  его характеристику.
  2. Определите, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны. Объясните.
  3. Определите, какие почвы преобладают в этой зоне.

№3 «Растительный мир»

  1. Найдите  и прочитайте   в учебнике, в энциклопедии и дополнительной литературе описание   растительного мира степей.
  2. Заполните кластер.
  3. Определите  особенности растений данной зоны и дайте  их характеристику.  Запишите.
  4. Работа с гербарием:  выберите растения степи.

№4 «Животный мир»

  1. Найдите   и прочитайте  в учебнике, энциклопедии и в дополнительной литературе описание  животного мира степей.
  2. Заполните  кластер.
  3. Выберите картинки животных степной зоны. Покажите.
  4. Определите  особенности животных и дайте  их характеристику, запишите.


Зона степей

1. Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом
Зона степей расположена южнее зоны лесов  Зона степей намного меньше зоны лесов  Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири.   Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Климат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры  суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

 

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

 

4  Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут  тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный.

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище. 
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Степной орёл — хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными ( грызунами, птицами ). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное , с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Степи"

Презентация к уроку окружающего мира по изучению природной зоны степей...

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."

Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Степь."...

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...

Технологические карты уроков по окружающему миру по теме "Органы чувств" (2класс). Система Л.В.Занкова.

Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

Урок окружающего мира в 4-м классе на тему "Зона степей"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне  степей. Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить с географическим положением степей, климатическими ус...