Технологическая карта урока по теме: В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Балдан Лина Каадыровна

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по курсу «Окружающий мир».     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.

  1. Тип урока: «Урок изучения нового материала».

            Структура урока:

1.        Организационный этап.

2.        Этап актуализации знаний учащихся.

3.        Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

4.        Этап усвоения новых знаний.

5.        Этап закрепления новых знаний.

6.        Подведение итогов.

3.      Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего. При реализации цели и задач урока использовались технологии:

Ø  Здоровьесберегающие;

Ø  ИКТ;

Ø  Технология сотрудничества;

Ø  Развивающего обучения.

  1. Методы обучения:

Ø  По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.

Ø  По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

Ø  По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Ø  По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Ø  Фронтальная;

Ø  Коллективная;

Ø  Работа в парах;

Ø  Индивидуальная.

Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.

Характеристика класса

Урок апробирован в третьем классе МБОУ Чыргаландинской СОШ. Всего в классе 14 учащихся.  Класс активный. Отличников в данном классе 2, ударников 7. В классе преобладают дети с высоким  уровнем развития. Окружающий мир изучают по программе Плешакова А. А.УМК «Школа России». Всего 68 часов 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_v_tsarstve_gribov.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор урока: Балдан Л. К. 

Образовательное учреждение: МБОУ Чыргаландинская СОШ

Предмет\автор учебника: Окружающий мир А. А. Плешакова

Класс: 3 класс

Тема урока: «В царстве грибов» 

Классификация урока:  тип урока «Урок формирования нового  знания». Данный урок включен в тематическое планирование по интегрированному курсу «Окружающий мир». Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:

  • знают в чем отличие живой природы от неживой;
  • знают царства растений и животных;
  • учащиеся знают существенные признаки растений;
  • учащиеся знают существенные признаки животных;
  • знают в чем отличие растений от животных;
  • умеют различать существенные признаки живых организмов;
  • умеют обобщать и систематизировать;

Краткая характеристика класса: традиционный класс.

Цель: 

Образовательная: формирование представлений о признаках выделения грибов в отдельную группу, строении и способах питания шляпочных грибов, развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы;

Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять представления о грибах, развивать внимание, мышление,  речь навыки самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к объектам живой природы, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда,  чувства ответственности за свою жизнь и здоровье так же окружающую природу;

Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся, знакомство учащихся с правилами сбора грибов.

Задачи: 1. продолжить формирование навыков  работе с алгоритмами;

              2. развивать коммуникативные умения обучающихся при работе в группе;

              3.  воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы.

4. Формирование УУД.

Задачи для обучающихся:

  1. Знать признаки выделения грибов в отдельное царство;
  2. Характеризовать строение шляпочных грибов;
  3. С помощью атласа – определителя  различать съедобные и несъедобные грибы;
  4. Моделировать различие грибов-двойников
  5. Соблюдать правила сбора грибов.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальня,  парная, групповая

Оборудование: натуральные грибы: маслята и шампиньоны; муляжи шляпочных грибов, таблица «Строение шляпочных грибов». Компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик «Симбиоз гриба и дерева, грибы почвообразователи»; презентация «Шляпочные грибы», памятки «Правила сбора грибов», инструктивные карточки к лабораторной работе, карта оценки знаний и умений. Учебник «Окружающий мир», «Атлас-определитель», «Зеленые страницы»  Плешакова А. А.

Планируемые результаты –

Предметные умения: Сформировать умения:

 соотносить грибов в таксономическую единицу, которой они соответствуют, давать им характеристику;

умение различать с помощью атласа – определителя  съедобные и несъедобные грибы;

характеризовать строение шляпочных грибов;

освоить способы питания грибов на примере симбиоза гриба и дерева;

соблюдать правила сбора грибов.

Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, выполнять практическую работу; способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Дополнительная информация

  1. Данный урок включен в тематическое планирование по курсу «Окружающий мир».     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.
  2. Тип урока: «Урок изучения нового материала».

            Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний учащихся.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап закрепления новых знаний.
  6. Подведение итогов.
  1. Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего. При реализации цели и задач урока использовались технологии:
  • Здоровьесберегающие;
  • ИКТ;
  • Технология сотрудничества;
  • Развивающего обучения.
  1. Методы обучения:
  • По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
  • По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • Фронтальная;
  • Коллективная;
  • Работа в парах;
  • Индивидуальная.

Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.

Характеристика класса

Урок апробирован в третьем классе МБОУ Чыргаландинской СОШ. Всего в классе 14 учащихся.  Класс активный. Отличников в данном классе 2, ударников 7. В классе преобладают дети с высоким  уровнем развития. Окружающий мир изучают по программе Плешакова А. А.УМК «Школа России». Всего 68 часов 2 часа в неделю.

Конспект урока по интегративному курсу «Окружающий мир» в 3 классе

Тема: «В царстве грибов».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I.Организационный момент

Сегодня мы совершим необычное путешествие в лес. Отправляясь в лес, мы помним главное правило путешественников:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

– Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? 

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация опорных знаний.

- На какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая).

- Что вы можете сказать про живую природу? (Дышат, питаются, размножаются, живут, умирают).

- Приведите примеры неживой природы? (Воздух, вода, соль, парта, солнце, луна и т.д.).

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал. Характеризуют их.

Познавательные УУД

актуализация опорных знаний

II. Работа над новым материалом.

  1. Сообщение темы, актуализация знаний

Проблемное изложение материала о выделении грибов в отдельное царство

Построение проекта выхода из затруднения

III. Физминутка

- О чём идёт речь в загадке?

 Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб.)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

– Речь сегодня на уроке пойдет о грибах. Мы вспомним все, что нам известно о грибах, узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

 – Раз вы такие опытные грибники, отгадайте, о каких грибах сказано в загадках:

1. На пеньке растут в лесу

 Эти дружные ребята,

 Называют их…

(опята).

2. Серенькие шапки,

 Рябенькие ножки,

 Под березою растут,

 Как, скажите, их зовут?

(Подберезовики.)

3. В блестящей темной шапочке

 Средь молодых сосенок

 Растет грибок… (масленок).

4. Растут в лесу сестрички,  

 Рыжие… (лисички).

5. Люблю я в разных шапках быть:

 То в красной или сероватой,

 То в желтой, то в зеленоватой.

 Собирай, не мешкай,

 Это… (сыроежки).

6. Я стою на ножке толстой,

 Я стою на ножке гладкой,

 Под коричневою шапкой

 С нежной, бархатной подкладкой.

 (Боровик.)

– Какие это грибы? Можно их положить в лукошко? 7. У него невзрачный вид,

 Воланчик на ножке его не украсит.

 Ты не трогай этот гриб,

 Учти – он очень ядовит,

 Не бери его с полянки,

 Не нужны тебе… (поганки).

Б е с е д а.

– Как вы думаете, грибы –  это живая или неживая природа? Почему?

– А к какому царству живой природы можно отнести грибы? (К  царству грибов.) Почему?

– А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов?

– А еще мы знаем, что растения создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так «не умеют».

– Можем ли мы отнести грибы к миру растений? А к миру животных?

– Так что же такое – грибы?

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Во время беседы заполняется таблица:

Признаки характерные грибам:

Признаки сходные  с растениями

Признаки сходные с животными

Неспособность к передвижению

Неспособность к фотосинтезу

Неограниченный рост

Отсутствие хлорофилла

Поглощают питательные вещества всей поверхностью тела

Питание готовыми органическими веществами

Наличие клеточной стенки

Наличие хитина

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

      Все тропинки исходили.

   

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний

Развитие фонематического слуха

Создание проблемной ситуации «Почему грибов отнесли в отдельное царство?» Раскрытие основного содержания: Имеют схожие и отличительные признаки и с растениями и с животными. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока

Учащиеся отгадывают загадки.

Осознают противоречия, формулируют признаки, выявление странностей в существующих образах мира, решают проблему.

Заполняют таблицу.

Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков характерных грибам, моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

  1. Изучение строения грибов

Выполнение лабораторной работы

3.Способы питания грибов;

4.Роль грибов в  природе

Иллюстрация видеоролика

Классификация грибов: съедобные, несъедобные

    Физминутка

Изучение правил сбора грибов

IV. Закрепление.

Игры

«Логическая цепочка»

«Третий лишний»

«Найди пару»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Выполнение лабораторной работы

Изучение строения по натуральным объектам (масленок, шампиньон); выделение существенных признаков строения грибов: шляпка, ножка, грибница, по гименофору определить: трубчатые, пластинчатые.

Работа выполняется по четкому инструктажу.

Выполнение работы парами: 1) Внимательно рассмотрите грибы, понюхайте, потрогайте, запомните. 2) Найдите плодовое тело: шляпку и ножку, через лупу рассмотрите грибницу; 3) Сделайте поперечный срез шляпки и найдите отличия: пластинчатый и трубчатый. 4) Результаты оформляйте на тетрадях, зарисовав строение гриба и поперечный срез пластинчатого и трубчатого гриба. 5) Определите с помощью атласа определителя названия грибов (масленок и шампиньон); 6) Проверьте результаты друг  друга и сделайте выводы: шляпочные грибы состоят из плодового тела: шляпки и ножки, главным органом является грибница, по строению шляпки разделяются на трубчатых и пластинчатых.

Просмотр видеоролика

1)Подготовка детей к просмотру: 1) решаем проблемы: а) «Каким образом грибы питаются, если они не способны фотосинтезу?»; б) Во время просмотра подумайте какую пользу, приносят грибы?

2) Просмотр видео в течение 2 мин.

3) Обсуждение результатов и подведение итогов: Грибы питаются, всасывая готовые органические вещества, взаимовыгодно сотрудничают с деревьями, получая от них готовые питательные вещества, взамен на воду и минеральные вещества, участвуют в почвообразовании;

4) Закрепление увиденного с помощью учебника.

Выполнение самостоятельной групповой работы:

 1)Классификация: а)съедобные, несъедобные ;б) трубчатые и пластинчатые; в)грибы двойники; 2)систематизация выявленных признаков грибов; 3) сравнение иллюстраций учебника и атласа определителя с муляжам грибов; 4) моделирование различий  съедобных и  несъедобных; 5) моделирование различий грибов двойников; 6) моделирование различий пластинчатых и трубчатых грибов; 5) подведение итогов: заполнение таблицы:

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку,

срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу,

собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя,

срывая воображаемые грибы.

Идут вразвалку,

затем топают правой ногой.

Работа с учебником: прочитать название текста, представить, о чем пойдет речь;

2) чтение про себя, жужжащее;

3) чтение вслух: одному, бинарное;

4) закрепление: воспроизведение правил.

1. Обобщение и систематизация полученных представлений о грибах.

Грибы – это группа живых организмов выделенное в отдельное царство. Всего царств 4. Грибы имеют сходные признаки и с растениями и с животными. Шляпочные грибы имеют строение: плодовое тело, грибница. Различают съедобные и несъедобные грибы. Называть их. Имеют огромное значение в жизни человека и в природе.

Поиграем в игру «Логическая цепочка». С помощью презентации.

Я начну, вы должны продолжить логическую цепочку:

1) Царство растений, царство животных… - (царство грибов);

2) Шампиньон, маслята, белый гриб–...(съедоб.  грибы);

3)поганка, мухомор, желчный гриб – …(несъед. грибы);

4) грибница, шляпка, ножка - … (органы гриба);

5)всасывание готовых органических веществ- это … (способ питание гриба);

6) подземная часть гриба- это… (грибница);

«Третий лишний»

Учащиеся отгадывают третий лишний элемент. Например: 1.Шампиньон, масленок, белый гриб. Третий лишний (шампиньон – по строению шляпки пластинчатый);

2.Опенок, лисичка, подберезовик (подберезовик – труб);

3.Бледная поганка, мухомор, рыжик (рыжик-съед. гриб);

4.Неограниченный рост, неспособность к передвижению,  хитин (хитин;)

5.Грифола, рогатик, подосиновик  (подосиновик – не занесен в Красную книгу)

«Найди пару»

Раздать рисунки деревьев и грибов, дети должны найти пару (подосиновик-осина, подберезовик-береза, белый гриб – ель, дуб и т.д.). Закрепление способов питания.

Пару грибов –двойников (белый гриб-желчный гриб; опенок осенний – ложноопенок; шампиньон- бледная поганка).

2. Дифференцированная работа.

Тестовые задания по уровням сложности.

  

                   

– Что нового и  интересного   узнали на уроке?

-Что можете сказать про грибов?

– Назовите съедобные и несъедобные грибы.

– Как питаются грибы?

Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Спасибо за урок.

Используя атлас – определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки. Стр. 116 учебника.

Сильным ученикам было предложено вырастить плесень в домашних условиях.

Учитель наблюдает за работой, следит за четким следованием инструкций, помогает в затруднениях; проверяет результаты

Подготовка детей к просмотру, выделение существенных моментов, главной задачи просмотра,

иллюстрация видеоролика, подведение итогов

Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь 

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Помогает выявлять главное в тексте

Устанавливает осознанность ситуации.

Перенос знаний в новые условия

Развитие фонематического слуха.

Оценивает усвоение учащимися новой темы.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.

Учащиеся учатся работать в паре, выполняют четко по инструкции лабораторную работу, тренирующую отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, наблюдают за объектами, зарисовывают и запоминают результаты,

формулируют выводы.

Просматривают фильм, анализируют существенные главные признаки,

формулируют выводы, осваивают способы питания грибов на примере симбиоза гриба и дерева

Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками

Читают правила сбора грибов, анализируют, запоминают. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, изложение текста на своем языке

Учащиеся извлекают необходимую информацию из изученного материала введение полученных представлений в систему знаний

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков характерных грибам, формирование навыков  работе с алгоритмами;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в паре

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков характерных грибам, формирование навыков  работе с алгоритмами;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группе

Познавательные УУД.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста. 

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Обобщение по заданным критериям. Общеучебные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные
: формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации при выполнении тестов. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение  

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "В царстве грибов"

Открытый урок на тему "В царстве грибов"...

урок по теме "В царстве грибов" 3 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)Тема: «В царстве грибов»УМК «Школа России»...

Открытый урок по теме: "В царстве грибов"

Познакомиться  с Царством грибов;Узнать о строении грибов;Классифицировать грибы;Узнать о правилах сбора грибов;Узнать о грибах, занесенных в Красную книг....

Открытый урок по теме: « В царстве грибов»

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОСУчебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительн...

Конспект урока по теме: В царстве грибов

Цели деятельности учителя:обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; рас...