Открытый урок на тему "В царстве грибов"
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Грачёва Елена Владимировна

Открытый урок на тему "В царстве грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_carstve_gribov.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСКОУ «Валуйская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа

интернат III-IV видов»

Открытый урок  в 3 классе

окружающий мир

тема

урок получения новых знаний

«В царстве грибов»

Учитель Грачёва Е. В.

2011 год

Цели:

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах.

Создать условия для формирования умения правильно собирать грибы.

Способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к природе.

I Проверка домашнего задания

-Какие правила друзей природы вы запомнили?

- Как размножаются рыбы, птицы, звери?

 - Назвать цепь питания.

- Сегодня мы продолжаем путешествовать в лес по загадки.  Кто-то стучит в дверь. Учитель открывает дверь.

 - Никого. Но под дверью оставили корзину. А в корзине – загадки. Давайте их отгадаем и узнаем, зачем мы будем наблюдать в нашем путешествии.

  1. Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
    У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

  1. Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек, шляпа есть – нет головы.

 - Да, все эти загадки были о грибах. Тема нашего урока – в царстве грибов. О грибах мы уже слышали на различных занятиях, что же вы о них знаете?

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки

По грибы старик собрался,
А в грибах не разбирался…
Не запутаться дабы –
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел у елки,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
- Ишь ты, грамотный какой.

II. Работа по теме

1.        Беседа.

-        Назовите грибы, которые вы знаете.

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, мясистые «цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.

Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

2.        Работа по учебнику.
С. 118-119.

Прочитайте текст.

Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница.)
На доске схема строения гриба.

Учащиеся показывают на этой схеме все части гриба.

-        Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

- Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

- Чему способствуют грибы? (Трибы способствуют разрушению
остатков организмов и образованию перегноя)

- Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества)

     3.  Игра.

- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея.  Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?


Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!


Многие из вас ходили в лес за грибами. А хорошие ли вы грибники? Давайте проверим.

                             слайды

Отгадай загадку и скажи, дружок,
Можно есть или нет, этот грибок. Если гриб съедобный позовём его в свою корзинку:

Глубоко был спрятан он,

 Раз-два-три - и вышел вон,

 И стоит он на виду.

 Белый, я тебя найду! (Боровик)

Не спорю - не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

                             В березовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной

                               Никуда не годный.   (Мухомор)

Нет грибов дружней, чем эти,

-Знают взрослые и дети,

 -На пеньках растут в лесу,

 Как веснушки на носу.   (Опенки)

Я в красной шапочке расту

 Среди корней осиновых.

 Меня увидишь за версту,

 -Зовусь я - ...   (Подосиновик)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички золотистые (
Лисички).

4.  В разнообразном мире грибов есть   редкие виды.

Только в нашей стране 20 редко встречающихся грибов занесены в Красную книгу. Очень вкусный гриб трюфель теперь почти не встречается. А ведь его собирали целыми корзинками! Рассмотрите рисунок. Назовите грибы, которые изображены.

- Почему они занесены в Красную книгу?

III.         Физкультминутка

Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим.

 Дунул ветер - полетели.

 Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял.

Закружились, полетели

 И на землю тихо сели.

IV.        Работа по теме (продолжение)

        Работа по учебнику.
С. 120-121.

  1. На какие группы можно разделить грибы?
  2. Назовите съедобные грибы.
  3. Назовите несъедобные грибы.
  4. Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие грибы вы видели в лесу?

  1. Прочитайте текст.

Найдите правила, как собирать грибы.

Слайды

- Ребята к нам в гости пришли грибы. Они хотят рассказать о себе.

                                                            Маслёнок.

В лиственных лесах меня и не ищи. Живу я в еловых, а чаще – в сосновых лесах. Да не в одиночку, а целым семейством. В хорошую погоду моя шляпка шелковистая, блестящая и сухая. А вот в дождливую погоду она становится скользкой, маслянистой. За это меня и назвали… Маслёнок.

Сморчок конический

Сморчки - первые весенние грибы, которые появляются, лишь только пригреет весеннее солнышко и полностью освободится от снега лиственный лес. В это время на солнечных полянах, на склонах оврагов, в зарослях ивняка можно увидеть среди серой прошлогодней листвы округлые и островерхие светло-коричневые колпачки грибов на довольно высоких ножках.

Сморчки - это очень вкусные грибы, которые ценятся наравне с боровиками, поэтому не раз предпринимались попытки разведения сморчков в домашних условиях. Говорят, что я даже на гриб не похож. Всё у меня не так. Во- первых, появляюсь я раньше других. Во- вторых, шляпка и ножка у меня так срослись, что не поймёшь. А прозвали меня сморчком потому, что я весь сморщенный, будто вот- вот чихну.

                                              Дождевик.

Меня и грибом – то никто не считает. Я просто белый шарик, обычно появляюсь после дождя. Поэтому называют меня дождевиком. Созревая, я лопаюсь, и из меня вылетает коричневая пыль.

Бледная поганка

Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядовитого двойника - бледную поганку. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее, порой даже смертельное отравление.

Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном, так как эти грибы очень похожи друг на друга, особенно на первой стадии роста. Зрелый гриб отличить гораздо проще: его шляпка, в отличие от шляпки шампиньона, окружена вяло обвисающей к стержню бахромой; и на всей поверхности гриба выступают бородавчатые выпуклости.

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В ее мякоти обнаружено сразу несколько токсических веществ. Я самый ядовитый гриб, берегитесь меня! Во мне содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек сильнее укуса змеи. Редко кто выздоравливает, отведав меня. Моё имя – бледная поганка.

Начинающему грибнику очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, хорошо знать ядовитые грибы.

У самого ценного гриба- белого - есть опасные двойники. Желчный и сатанинский - называются эти ядовитые грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая, а розовая или даже красная.

Есть двойники и у опят – ложные опята. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато – жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. У ложных – жёлто – зелёная или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

Чтобы не спутать эти грибы пользуйся главным правилом грибника: собирать только те грибы, которые хорошо вам известны. Если сомневаешься - не бери!

V. Итог.

Вот и закончилось наше путешествие по царству грибов. На земле более 100 тыс. видов грибов, а мы назвали очень мало. Дома поищите материал о других грибах.

 Когда вы, ребята, пойдёте в лес по грибы, не вырывайте их вместе с грибницей, не нарушайте моховой ковёр под деревьями. Не давайте оскудеть нашим грибным богатствам. При встрече с красотой природы восхищайтесь, радуйтесь, смотрите, изучайте, но не уничтожайте. Тогда наша планета, Родина, край будут красивыми и богатыми.

 Чтобы не спутать эти грибы пользуйся главным правилом грибника: собирать только те грибы, которые хорошо вам известны. Если сомневаешься - не бери!

VII.        Домашнее задание

  1. Прочитать в учебнике статью «В царстве грибов» (с. 118-121);
    подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 122);

Приложение к уроку

Сморчок конический

Сморчки - первые весенние грибы, которые появляются, лишь только пригреет весеннее солнышко и полностью освободится от снега лиственный лес. В это время на солнечных полянах, на склонах оврагов, в зарослях ивняка можно увидеть среди серой прошлогодней листвы округлые и островерхие светло-коричневые колпачки грибов на довольно высоких ножках.

Сморчки - это очень вкусные грибы, которые ценятся наравне с боровиками, поэтому не раз предпринимались попытки разведения сморчков в домашних условиях.

Лисичка желтая

Хорошо собирать лисички. После теплых дожей они вылезают из земли целыми семействами и никогда не прячутся от грибника, красуясь на поляне, словно отблески солнца. От всех остальных грибов лисички отличаются, прежде всего, изящной формой плодовых тел.

Грибники считают лисички особыми грибами. Лисички не ломаются, поэтому их можно носить в рюкзаках, сумках, мешках и не опасаться, что домой принесешь лишь крошево и обломки. Лисички по праву заслуживают уважение домашних хозяек. Они хороши ив жарком, ив супе, и в соусе. По содержанию витамина А лисички могут сравниться с боровиками и рыжиками, а витамина В1 в них даже больше, чем в дрожжах.

Бледная поганка

Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядовитого двойника - бледную поганку. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее, порой даже смертельное отравление.

Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном, так как эти грибы очень похожи друг на друга, особенно на первой стадии роста. Зрелый гриб отличить гораздо проще: его шляпка, в отличие от шляпки шампиньона, окружена вяло обвисающей к стержню бахромой; и на всей поверхности гриба выступают бородавчатые выпуклости.

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В ее мякоти обнаружено сразу несколько токсических веществ.

Белый гриб

Белый гриб - мечта любого грибника. Это самый ценный из шляпочных грибов в пищевом отношении. Гриб обладает ярко выраженным приятным запахом.

Белые грибы бывают самых разных размеров. В среднем высота ножки достигает 7-12 см, ее диаметр может быть в пределах 2-6 см. После хорошего дождика можно найти в лесу множество белых грибов гораздо больших размеров. Бывают грибы, которые весят от одного до полутора килограммов. Но и это не предел: известен случай, когда белый гриб весил 6 кг!

Решеточник красный

Решеточник красный - один из фантастических тропических «грибов-цветов», получивший свое название благодаря экзотическому виду и яркой окраске. Молодой решеточник представляет собой белый шар или яйцо высотой 5-10 см. Созревший шарик раскрывается звездообразно, «лепестки» отгибаются в стороны, обнажая красивый яркий сетчатый купол гриба. Внешняя сторона гриба красная, реже желтоватая. Внутренняя сторона слизистая и окрашена в оливково-зеленый цвет. Растет решеточник красный на почве, предпочитает широколиственные леса Закавказья и Крыма. Растут грибы поодиночке, но могут составить целое гнездо удивительных красных куполов на земле. Эта красота имеет одно не очень привлекательное для людей свойство: зрелый гриб издает неприятный запах, на который слетаются насекомые, переносящие его споры.

(Большая энциклопедия природы. Грибы. «Мир книги». Москва, 2003)

Словарь

Грибница - вегетативное тело гриба. Подземная часть гриба, в виде тонких нитей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "В царстве грибов" 3 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)Тема: «В царстве грибов»УМК «Школа России»...

Открытый урок по теме: "В царстве грибов"

Познакомиться  с Царством грибов;Узнать о строении грибов;Классифицировать грибы;Узнать о правилах сбора грибов;Узнать о грибах, занесенных в Красную книг....

Технологическая карта урока по теме: В царстве грибов

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по курсу «Окружающий мир».     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале,...

Открытый урок по теме: « В царстве грибов»

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОСУчебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительн...

Конспект урока по теме: В царстве грибов

Цели деятельности учителя:обучающие: способствовать формированию представлений о грибах как об отдельном царстве природы; ознакомлению с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; рас...

Методическая разработка урока по теме "В царстве грибов" 3 класс

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме " В царстве грибов"...