Урок окружающего мира "Жизнь домашних животных"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Материал знакомит  учащихся о пользе домашних животных для человека. Воспитытвает бережное отношение к домашним животным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Жизнь домашних животных.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1 класс

Цель: углубление, расширение знаний обучающихся о роли домашних животных для человека

Задачи:

  1. обобщить и расширить знания обучающихся о пользе домашних животных для человека;
  2. воспитывать бережное отношение к домашним животным;
  3. готовить к домашней исследовательской работе.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

-  различают домашних животных: определяют значение животных в жизни человека, понимают необходимость заботы человека о животных.

Метапредметные умения:

  • Познавательные умения:

- общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;                              

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  • Регулятивные умения:

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;  

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать  им.

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Технологии: развития критического мышления, игровая технология 

Формы урока: фронтальная, групповая, парная

Дидактические средства и материалы:        

Для учителя: 

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс;

презентация урока;

наглядно – дидактический материал «Животные» (домашние питомцы);

энциклопедия «Мир животных»;

 «ящик» с вещами, которые подарили нам домашние животные.

Для учащихся: 

учебник Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс;

карточки, рисунки для работы в группе;

таблички «да», «нет».

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок           Слайд 1

Начинаем наш урок.

Не кричат и не шумят

Все за партами сидят.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший, дружный класс,

Все получится у вас!

II. Формулирование темы урока, постановка цели и задачи урока.

Стадия «Вызов»

Учитель: Ребята, наш урок я хочу начать с загадок. Послушайте внимательно и отгадайте их.         Слайд 2 - пустой

Вместо хвостика – крючок,      Он и строгий, и красивый,

Вместо носа – пяточок.             У него густая грива!

Пятачок дырявый,                     Он копытами «цок-цок».

А крючок  вертлявый.                – Покатай  меня, дружок!

                       (Свинья)   Слайд  3                                          (Конь)  Слайд 3

Сено день и ночь жуёт,                 По горам, по долам

Много молока даёт.                       Ходит шуба, да кафтан.

                               (Корова)  Слайд  3                                      (Овечка.)  Слайд 3

Не птица, а с крыльями,               Наша добрая подружка

Над цветком летает,                      Даст нам перьев на подушку,

Медок собирает.                            Даст яичек для блинов,

                              (Пчела.)   Слайд 3         Куличей и пирогов.  Слайд 3

                                                                                      (Курица.)

Учитель. Молодцы, ребята! Всех животных разгадали. А как одним словом можно назвать всех этих животных? (ответы детей). 

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  (ответы детей)

Ребята, что вы знаете о домашних животных? (Ответы детей)

А что мы о них должны узнать побольше?( в течении урока попытаемся найти ответ)

Учитель: Спасибо за ответы. Вы помогли поставить задачи на урок.

1.Узнать, каких животных мы называем домашними;

2.Какую пользу приносят домашние животные.

3.Познакомиться, как люди заботятся о них;

Учитель. (Подводит итоги и формулирует тему урока). Правильно, ребята, сегодня мы познакомимся с домашними животными, узнаем какую помощь они оказывают человеку, где живут, чем питаются. И тема нашего урока «Жизнь домашних животных».        Слайд 4

III. Актуализация знаний.

А почему же этих животных: собаку, кошку, корову, козу - называют домашними?  (Они живут рядом с человеком, человек заботится о них, строит жилища, кормит, заботится о потомстве). Можете ответить, как они стали домашними? (ответы детей).

 Чтобы получить ответ на вопрос, мы прочитаем текст, который лежит у вас на парте. Найдите этот текст. (Чтение по цепочке)

Давным – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Домашних животных становилось больше. Человек уже не мог жить без домашних животных.

Учитель: Итак,  вы прочитали текст. О чем в нем говорится? (ответы детей).

(Мы  из текста узнали, как люди постепенно из диких зверей сделали себе друзей и помощников.)   Слайд 5

- Как же они помогают человеку жить? (ответы детей).

Учитель. Домашние животные – это животные, которых разводят люди и используют в своем хозяйстве. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.

IV. Физкультминутка.

Ребята, вы, наверное,   устали? Отдохнуть нам  помогут животные – друзья человека.

Вышли уточки на луг

Кря- кря –кря.

Пролетел весёлый жук

Ж-Ж-Ж-

Гуси шеи выгибают

Га- га-га

Клювом перья расправляют

Да- да –да.

Ветер ветки раскачал.

Шарик громко зарычал:

Р-р-р!

Зашептал в траве камыш:

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь:

Ш-ш –ш!

V. Стадия «Осмысление» (усвоение новых знаний).

Проводится игра «Угадай, что это?» ящик» с вещами, которые подарили нам домашние животные):

Стук в дверь, заходит почтальон.

- Ой, ребята, кто пришёл?

Почтальон: Здравствуйте! Вам пришла посылка.

Учитель. Ребята, мы должны за неё  расписаться. Кто из нас может это сделать? (ответы детей). 

- При получении посылок необходим  паспорт, а его выдают только с 14 лет. Значит, могу расписаться только я, он у меня есть –вот, посмотрите.

(Учитель получает, расписывается).

Учитель: Спасибо Вам. (Почтальон уходит).

-От кого же эта посылка? Прочитаем. (читает) Ваши друзья-помощники. Что за помощники и что за друзья? Посмотрим, что они отправили нам? (Учитель открывает посылку и достаёт пакет молока, десяток яиц, шерсть, пух, мёд). Ничего не понимаю. Молоко – от кого?  Шерсть – для чего? Зачем всё это? Друзья-помощники?

Может, дети, вы догадались, от кого же посылка? (ответы: молоко – от коровы, козы, пух - от гуся, уток…) 

Учитель: В Верх-Ушнурском сельском поселении есть знаменитый колхоз «У илыш».      Слайд 6 - пустой

- Чем же он знаменит? (ответы детей: одним из первых заканчивает сев озимых и яровых культур, убирает хлеб с полей, заканчивает заготовку кормов на зиму).

Ребята, наш колхоз занимает первое место в районе по надою молока, а в республике 6-7 место.

-А кто даёт молоко? (ответы детей)   Слайд 7

-А где они содержатся? - (на ферме, в коровнике)    Слайд 8

- Кто доит коров? (ответы детей)     Слайд 9

-А какие же ещё есть животные в нашем колхозе, кроме коров? (ответы детей)- телята, а за ними ухаживают телятницы.

Вы знаете, не так давно, когда ваши родители были детьми, в нашем колхозе был свинарник, была конюшня.

- Какие животные там содержались? (ответы детей)     Слайд 10

- Как называется профессия человека, которая ухаживает за лошадью? За поросятами? (ответы детей)- конюх, свинарка.

Учитель: Ребята, а может быть вы знаете, кто ещё даёт молоко? (ответы детей).  Сейчас мы посмотрим фильм о них.      Видео Сернурский ООО «Лукоз»

.

        Учитель: Козье молоко - это полезный и целебный напиток. Оно хорошо подходит для детского питания, улучшает самочувствие пожилых людей и страдающих желудочно-кишечными заболеваниями.

Учитель. Как человек использует для себя продукты животноводства? (ответы детей): ( показать продукты из «ящика»)

молоко (творог, сметана, масло, йогурт, простокваша, кефир, сливки, сыр);

 яйца (цыплята, яичница);

шерсть (носки, варежки, свитер, тапочки)

 пух (подушка, куртка, перина)

 мёд (лекарство: прополис, пыльца),  продукт питания).

Учитель: Домашние животные, действительно, наши помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них.

VI. Работа в группах. Игра «Магазин» (продукты на доске). 

Учитель: Сейчас вы пойдёте в магазин и купите продукты. Первая группа покупает  продукты от домашних птиц,  2 – от животных, 3 – от пчёл.  (Дети работают у доски по группам, оценивают правильность выполнения задания)

Яйца, окорочка, подушка, молоко, мясо(говядина), свитер, сыр, сметана, мёд, мазь пчелиная, юла, мяч.

Оценивание.

Учитель: Оцените, правильно ли первая группа купила продукты от птиц? (Учащиеся отвечают на вопрос.) А вторая группа от животных? Затем третья - от пчёл?        

-А какие предметы оказались лишними? (Ответы детей)- юла, мяч.

-Почему? (Ответы детей)- их человек выпускает на фабрике.

Учитель: Мне интересно узнать: а все ли ребята в вашей группе участвовали в выборе продуктов питания?

VII.  Фронтальный опрос.

Учитель: А чтобы корова давала молоко, овца- шерсть, курица- яйцо, домашним животным нужно хорошо питаться. Заботу о них взял на себя человек. Как заботятся люди о своих питомцах? (Ответы детей)

         Учитель: Корове и овце люди заготавливают сено, овощи, силос (квашеная трава). Лошадям запасают впрок овёс, курице - зерно. За здоровьем животных смотрят врачи – ветеринары.

VIII. Работа в паре «Найди домик».

Корова                             конура           Карточки

Лошадь                            овчарня      

Овца                                 курятник  

Курица                             конюшня

Собака                              коровник

Учитель: Ребята, вам даны животные. Вы их должны поселить в домики. Нужно определить,  кто где живёт? (Ученики выполняют группами  задание на листочке, а потом проверяют друг у друга.). А теперь ещё раз проговорим, как вы запомнили жилища животных: корова - в коровнике, овца – в овчарне, лошадь –в конюшне, курица – в курятнике (птичник), собака – в конуре.        Слайд 11

Вывод: Люди ухаживают за домашними животными, а животные оказывают помощь человеку: кормят, одевают, возят, охраняют.

IХ. Стадия « Рефлексия». Обобщение полученных знаний.

-  Что мы нового узнали на уроке?

- Что вам было интересно?

- Какие у вас были трудности на уроке?

– Где вам, ребята, пригодятся знания, полученные на уроке?

- С каким настроением, вы покинете урок?   Сигнальные карточки

- Чему научил урок?

Итак, прочитав текст в начале урока  и узнав много нового, можем сделать вывод:

-  Человек не сможет жить без своих помощников - домашних животных.

- Мы будем продолжать заботиться о них, потому что люди в ответе за тех, кого приручили. 

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и  щенков беззаботных,

Кто может любить и  козла, и осла,

Тот людям вовеки  не сделает зла!

Х.  Ребята, тема нашего урока очень богатая. Кто желает, может выполнить следующие творческие задания.        Слайд 12 

1. Может нарисовать своего любимого питомца.

2. Узнайте у родителей, какие  животные могут  предсказать  погоду.

3. Найти марийские пословицы и поговорки о домашних животных.

1. Собаки мало едят, много спят, катаются по земле… к плохой погоде.

2.Лошадь храпит … перед ненастьем.

3.Гусь стоит на одной ноге и хлопает крыльями… к непогоде.

4.Кошка свернулась клубочком и прячет нос – к морозу.

Учитель: Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!"

- Урок окончен. Всем спасибо!

  1. Викторина. «Я знаю!»

Учитель: А теперь очень хочется проверить, хорошо ли вы знакомы со знаменитостями из мира животных.

(Учитель зачитывает вопрос. Командам даётся время на обдумывание, после чего ответ даёт выбранный детьми участник.)

1. Кто любил повторять: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

2. Собака, которая любит поохотиться с фоторужьём? (Шарик)

3. Собаки, которые первыми полетели в космос? (Белка и Стрелка)

4. Вечный противник мышонка Джери. (Том)

5. Артист, который руководит целым кошачьим театром. ( Ю.Куклачёв)

6. Он- кот, звезда экрана,

Практичен, мудр и деловит.

Сельскохозяйственными планами

На всю Россию знаменит. (Матроскин)

Учитель: Молодцы!

  1. Учитель: Люди придумали разные полезные механизмы, которые заменили труд домашних животных. Каких?

Отгадайте загадки.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

-Кто это?  (Петух). Какой механизм заменил петуха?  (часы – будильник)

В поле помощник, большой он трудяга,

В пояс ему поклониться бы надо.

В поле крестьянину столько веков

Было нельзя обойтись без … (коней)

-Какой механизм заменил труд коней? ( трактор)

С  хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, хвост колечком. (собака)

-Какой механизм заменил собаку? (замок). Но ни один замок, никакая машина не заменит такого верного друга, как собака.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.  (Корова).

- Какой механизм может заменить корову? Ни одна машина не сможет дать молоко вместо коровы.

Вывод: машины – это хорошо, они облегчают труд человека, но всё- таки люди не могут жить без своих помощников – домашних животных. 

Физкультминутка

Наши уточки с утра — (Дети шагают на месте вперевалочку, подражая походке уток).
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
 — (Дети вытягивают шеи, отставив руки назад).
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно
 — (Дети бьют руками по бокам, делают небольшие частые наклоны головой).
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
 (Дети поднимаются на носочки, машут руками).
Рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

  1. Давайте поиграем в игру «Мама и детеныш».

 У меня есть картинки с животными. А как же зовут их детенышей? Итак, выбираем картинку с изображением взрослого животного и называем его детеныша. ( Теленок, жеребенок, щенок, котенок, поросенок ,козленок, ягненок, утенок, цыпленок.)

Молодцы! Вы хорошо знаете животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку окружающий мир "Домашние животные"

Электронную презентацию "Цап-царапки" можно использовать на уроках окружающий мир пр изучении домашних животных, на внеклассных занятиях, во внеурочной деятельности....

урок окружающего мира "Домашние животные"

Урок окружающего мира с использованием элементов исследовательской деятельности . Тема "Домашние животные"...

Урок окружающего мира "Домашние животные" 2 класс ПНШ

Тип урока: урок изучения новых знаний.        Преподавание окружающего мира ведется по учебнику УМК «Перспективная начальная школа» О.Н. Федотова Г.В. Трафимова...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

презентация к уроку окружающего мира "Домашние животные весной" 1 класс ПНШ

Данный материал содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме "Домашние животные весной" 1 класс к УМК «Перспективная начальная школа». В содержании слайдов прослеживается ход урока:1) Организ...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...