Урок " Окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Косинцева Вера Владимировна

Урок по окружающему миру по теме " Растительноядные и хищные животные на Земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2.docx59.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта учебного задания

Учитель: Косинцева В.В

Класс:   1 класс

Реализуемая  программа: УМК «Система Л.В. Занкова». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., «Окружающий мир». 1 класс.

Тема урока: Растительноядные и хищные животные на Земле.

Тип урока:  Урок  «открытия»  нового знания.

Место данного урока в теме: Первый урок в разделе «Становление человека».

Цель:  Знакомство с растительноядными и хищными животными, развитие умения  выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Планируемые результаты:

личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

метапредметные:

-познавательные:

-находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков;

-понимать  заданный  вопрос  и  в  соответствии с ним строить ответ в  устной форме;

-сравнивать  рисунки  с  опорой  на  выделенные  учителем критерии.

-на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по  заданному основанию;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия;

-регулятивные:

-принимать  учебную  задачу,  соответствующую  этапу  обучения;

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном  материале;

-оценивать  совместно  с  учителем  результаты  своих действий;

-рефлексия своих действий на уроке;

-высказывание своей точки зрения, предположений, версий;

-коммуникативные: 

-оформление своей мысли в устной речи, понимание речи других;

 -умение работать коллективно, в паре, в группе, вести диалог;

  -адекватно  реагировать  на  обращение  учителей.

  -признавать свои ошибки или неудачи при выполнении задания, понимание других позиций, контролировать действия               партнёра;

   -учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве.

предметные:

- формировать  у детей понятие хищное и растительноядное животное;

- объединять животных в группы по заданному признаку;

-устанавливать связь между образом жизни и типом питания животных.

Методы обучения:

  • Организационные (целевая установка на работу, постановка задач);
  • Объяснительно-иллюстративный ( с использованием мультимедиа)
  • Диалог, беседа, рассуждении, доказательство;
  • Практический, частично-поисковый, наглядно-практический, выбор;
  • Самоконтроль с поощрением, взаимоконтроль, взаимооценивание, самооценивание;
  • Метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности;
  • Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная, индивидуальная, групповая.

Этапы урока

Деятельность  учителя.

Ход урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

№ слайда

I.Мотивирование к учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне (1мин)

1,2

Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Управляет оценкой готовности обучающихся.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Ребята, я дарю вам свою улыбку и желаю удачи  в открытии новых знаний. И вы друг другу тоже пожелайте успеха!

-Как вы думаете, дети, что необходимо для того, чтобы урок прошёл успешно?

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Дети хлопают в ладоши.

Называют правила успешного урока.

Личностные УУД

-самооценка готовности к уроку;

-осознание  необходимости самосовершенствования;

 желание  учиться;

Регулятивные УУД

-оценка  своей  деятельности;

Коммуникативные УУД

-оформление своей мысли в устной речи;

Познавательные УУД

-переработка информации для получения необходимого результата;

Оценка результатов:

-оценивание себя по алгоритму.

«Сижу правильно».

«Проверю, все ли принадлежности на своих местах».

«Готов ли слушать учителя  и  одноклассников»

-ведение диалога;

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

(5 мин.)

3

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.

На прошлом уроке мы с вами говорили о древних и современных растениях и животных.

-Найдите, пожалуйста, пару: древнее  животное и растение – современное животное и растение.

Посмотрите, есть ли одинаковые?

Да, некоторые древнейшие растения и животные сохранились до наших дней такими же, какими были в эпоху динозавров.

Как вы думаете, почему изменили свой вид древние растения и животные?

Что повлияло на это?

Почему не нашлось пары динозаврам?

Сейчас они существуют?

А почему их не стало?

Докажите своё предположение.

Верно, ребята, динозавры не смогли приспособиться к новым климатическим условиям.

Воспринимают задание, наблюдают, сравнивают животных: ищут пару животному и растению из верхнего  и  нижнего ряда, находят общие и отличительные признаки.

 Доказывают своё предположение: почему вымерли динозавры.

Личностные УУД

- ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки;

-рассуждение о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Регулятивные УУД

-определение задачи;

- высказывание  своих предположений,  версий;

- оценивание выполнения задания;

Коммуникативные УУД

- ведение  диалога;

 -в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания

-оформление  своей  мысли   в  устной  речи;  

-понимание  речи других;  

       Познавательные УУД

-ориентировка в своей системе знаний;

-высказывание собственной точки зрения;

-установление причинно-следственной связи;

предметные:

-устанавливать связь между внешним видом животного и климатическими условиями;

Оценка результатов:

-оценивание выполнения задания;

-ведение диалога;

-высказывание собственной точки зрения;

III.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

(2 мин.)

Организует работу по выявлению обучающимися места и причины затруднения.

Как вы думаете, ребята, по  внешнему виду животных можно сказать: одинаковой пищей они питались или разной?

Как вы догадались?

Молодцы!

Ребята, кто- то из вас уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

А может кто-то подскажет мне главную задачу нашего урока?

-Умница!

Мы будем изучать различные группы животных и на основе наших исследований делать выводы.

Скажите, ребята, а дома у вас есть животные?

Расскажите, чем  они питаются?

Высказывают свои предположения.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Личностные УУД

-ценностное отношение к умению видеть, формулировать учебную задачу;

Регулятивные УУД

-определение цели деятельности;

Коммуникативные УУД

-оформление своей мысли в устной речи;

-понимание речи других;

Познавательные УУД

-понимать  заданный  вопрос  и  в  соответствии с ним строить ответ в  устной форме;

предметные:

-устанавливать связь между внешним видом и способом питания;

Оценка результатов:

-оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности;

-определение темы урока;

IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: устранение возникшего затруднения

(10 мин.)

4

5

В коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий.

Работа  по учебнику.

-Рассмотрите внимательно разворот с. 12-13.

Что вы видите?

Какие животные изображены на картинке?

Чем они питаются?

Сравните животных в рамках слева и справа.

Чем питаются животные, помещённые в рамке слева?

Чем они похожи?

Можно ли по питанию объединить в одну группу обезьяну с козой и волком?

Докажите, почему?

А в группу с обезьяной кого ещё можно добавить?

Прочитайте в учебнике, как называют животных, которые питаются растениями.

Чем питаются животные, помещённые в рамке справа?

Что особенного в строении животных-охотников?

Прочитайте, как называют животных, которые питаются другими животными?

Опираясь на текст, назовите признаки хищников.

Что объединяет таких внешне непохожих животных, как коза и обезьяна?

Среди животных на странице вы видите обезьяноподобных существ – это древнейшие предки человека.

Чем они питались?

Какой можно сделать вывод?

Рассматривают разворот учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают внешний вид животных.

На основе сравнения делают выводы.

Читают определение в учебнике.

Называют признаки хищных животных.

Рассматривают картинку.

Дети делают вывод: предок человека был растительноядным животным.

Личностные УУД

-осознание необходимости самосовершенствования, желания учиться;

Регулятивные УУД

-умение удерживать учебную задачу;

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

Коммуникативные УУД

- ведение диалога;

-понимание других позиций;

-в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;

Познавательные УУД

- находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков;

-уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия;

предметные:

- формировать  у детей понятие хищное и растительноядное животное;

Оценка результатов:

-оценивание своей деятельности;

-высказывание своей точки зрения;

-умения различать животных по способу питания;

V.Физминутка

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

(1 мин.)

Раз – присядка,

Два – прыжок.

Это заячья зарядка

А лисята как проснутся

(Кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться,

(Потянуться)

Обязательно зевнуть,

(Зевнуть, прикрыв рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(Движение бёдрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть

(Прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть.

(Лёгкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый,

(Руки полусогнуты в локтях,

Ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы,

(Ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(Переступая с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

(Раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает всё с начала!

(Развести руки в стороны

 На уровне пояса ладонями вверх)

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

Личностные УУД

-принятие установки на здоровый образ жизни;

Оценка результатов:

-выполнения упражнения физкультминутки;

-оценка выполнения упражнений;

-снятие усталости и напряжения;

VI. Открытие нового знания

Цель: устранение возникшего затруднения

(7-8 мин.)

6

 

7

8

8

9

Организует исследовательскую деятельность.

Загадывает детям загадки.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Это зверь – лесной … (медведь)

Под соснами под ёлками

 Лежит клубок с иголками. (ёжик)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дыбы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Организует работу по группам.

На парте лежат карточки с рассказом о животном.

Прочитайте самостоятельно эти рассказы и сделайте карандашом пометки:

! – уже знал;

+ - новое узнал;

? – не понял, возник вопрос;

1 группа              «Медведи»

Есть бурые и белые медведи.

Белые медведи живут на Севере.

От холода их спасает толстый слой жира и густая шерсть.

Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.

Белый медведь занесён в Красную книгу.

Бурые медведи живут в лесу.

Они едят не только мясо, но с удовольствием лакомятся ягодами, корнями, орехами, злаками.

Чтобы полакомиться  мёдом мишки готовы даже терпеть укусы пчёл.

2 группа                       Ёжик

Лесной зверь близко человека не подпустит.

А вот к ёжику можно подойти очень близко.

Он свернётся в клубок, выставит свои острые колючки. Попробуй, подступись!

При малейшей опасности ёжик сворачивается в клубок и выставляет свои колючки.

Он уничтожает немало лесных мышей и других грызунов.

Может ёжик и с ядовитой гадюкой справиться.

Ёж – полезный зверёк: он истребляет мелких грызунов и многих вредителей-насекомых.

Из растительных кормов он предпочитает жёлуди,  грибы, ягоды и фрукты.

3 группа                   Белка

Белка никому не причиняет вреда.

Зимой и летом живут белки в хвойных лесах.

На зиму они запасают корм.

Летом и осенью сушат шляпки грибов.

В зависимости от времени года белка ест плоды и семена, почки, кору, ягоды, зёрна и грибы.

Главная её пища – сосновые семена, почки и молодые побеги.

Иногда белка поедает насекомых, яйца и птенцов, мелких грызунов, ящериц.

О чём вы прочитали?

Расскажите ребятам из другой группы?

Что вас заинтересовало?

Какую новую информацию узнали?

В какую группу можно отнести этих животных по способу питания?

Докажите свою точку зрения.

Животных, употребляющие как растительную, так и пищу животного происхождения, называют всеядными. (белки, ежи, медведи, кабаны)

А есть ещё животные, которые питаются насекомыми. Их называют насекомоядными (муравьи, стрекозы, дятел).

Отгадывают загадки.

Исследуют текст. Самостоятельно делают пометки: что знают, что узнали нового, что в тексте непонятно.

Ребята рассказывают друг  другу о прочитанном.

Возникает коллизия. Дети в недоумении: в какую группу отнести таких животных, которые употребляют и растительную пищу, и пищу животного происхождения.

Личностные УУД

-осознание необходимости самосовершенствования, желания учиться;

Регулятивные УУД

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

-умение работать коллективно, в паре, в группе, вести диалог;

Познавательные УУД

-уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия;

предметные:

-систематизация знаний по определению группы животного по способу питания;

Оценка результатов:

-определение группы животного по способу питания;

VII. Первичное закрепление учебного материала.

Цель:

закрепление имеющихся знаний о растительноядных и хищных животных

(4 - 5 мин.)

10

Организует работу в парах.

Определите по внешним признакам: хищник это или растительноядное животное.

Орёл

Филин

Заяц

Исследуют картинки и на основе наблюдений определяют, к какой группе относятся данные животные.

Обосновывают свой ответ.

Личностные УУД

-умение отстаивать свою точку зрения;

-ценностное отношение к умению понимать весь ход работы над заданиями;

Регулятивные УУД

-осознание качества и уровня усвоения материала;

-осуществление действий по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, поправляя себя при необходимости;

Коммуникативные УУД

-контролировать действия партнёра;

-учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве;

Познавательные УУД

-осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков;

-расширение представлений об окружающем мире;

предметные:

- объединять животных в группы по заданному признаку;

Оценка результатов:

-определение животных в группы по заданным признакам;

-устные высказывания;

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: проверка понимания  нового знания, умения применять практически

(5 - 6 мин.)

11

12

 Организует самостоятельную работу.

Определите, кто кем питается?

Разделите животных на группы по способу питания.

Лиса                   Щука

Плотва               Куры

Заяц                    Орёл

Организует беседу по технике безопасности с животными.

Как вы ведёте себя с незнакомыми животными?

Чем опасны бездомные собаки?

Какие правила надо помнить при встрече с незнакомыми животными?

Организует работу по ученику.

Что общего между этими животными  и чем они отличаются? (нижний рис. на стр. 12)

 Организует работу в тетрадях.(с.29)

Найдите и раскрасьте животных, на которых охотится лиса, и определите, к какой группе животных они относятся?

Поделитесь своим ответом с соседом по парте.

\

Исследуют картинки и определяют, к какой группе относятся животные.

Сверяют правильность выполнения со слайдом.

Называют правила безопасного поведения с животными.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят и называют животных (если время не позволяет, раскрашивают дома).

 Отвечают на вопрос учителя.

Взаимопроверка.

Личностные УУД

-формирование границ собственного знания и «незнания»;

Регулятивные УУД

-осознание качества и уровня усвоения материала;

Коммуникативные УУД

-оформление своих мыслей в устной речи;

Познавательные УУД

-умение комментировать собственную деятельность;

предметные:

-классифицировать животных по способу питания;

Оценка результатов:

-оценивание успешности своей деятельности;

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

(2-3 мин.)

13

14

15

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас получилось хорошо?

Дети проводят самоанализ своей деятельности на уроке

Личностные УУД

-осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа;

-формирование границ собственного знания и «незнания»;

Регулятивные УУД

-оценка своей деятельности и деятельности класса на уроке;

-адекватное восприятие оценки учителя;

Коммуникативные УУД

-оформление своих мыслей в устной речи;

Познавательные УУД

-умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

предметные:

-применять знания в незнакомых ситуациях;

Оценка результатов:

-оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива;

-устные высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...