Урок " Окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру по теме " Растительноядные и хищные животные на Земле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2.docx | 59.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного задания
Учитель: Косинцева В.В
Класс: 1 класс
Реализуемая программа: УМК «Система Л.В. Занкова». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., «Окружающий мир». 1 класс.
Тема урока: Растительноядные и хищные животные на Земле.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Место данного урока в теме: Первый урок в разделе «Становление человека».
Цель: Знакомство с растительноядными и хищными животными, развитие умения выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
Планируемые результаты:
личностные:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-развитие этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
метапредметные:
-познавательные:
-находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков;
-понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии.
-на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия;
-регулятивные:
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-оценивать совместно с учителем результаты своих действий;
-рефлексия своих действий на уроке;
-высказывание своей точки зрения, предположений, версий;
-коммуникативные:
-оформление своей мысли в устной речи, понимание речи других;
-умение работать коллективно, в паре, в группе, вести диалог;
-адекватно реагировать на обращение учителей.
-признавать свои ошибки или неудачи при выполнении задания, понимание других позиций, контролировать действия партнёра;
-учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве.
предметные:
- формировать у детей понятие хищное и растительноядное животное;
- объединять животных в группы по заданному признаку;
-устанавливать связь между образом жизни и типом питания животных.
Методы обучения:
- Организационные (целевая установка на работу, постановка задач);
- Объяснительно-иллюстративный ( с использованием мультимедиа)
- Диалог, беседа, рассуждении, доказательство;
- Практический, частично-поисковый, наглядно-практический, выбор;
- Самоконтроль с поощрением, взаимоконтроль, взаимооценивание, самооценивание;
- Метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности;
- Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя. Ход урока | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
№ слайда | ||||
I.Мотивирование к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне (1мин) | 1,2 | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Управляет оценкой готовности обучающихся. Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре. Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Ребята, я дарю вам свою улыбку и желаю удачи в открытии новых знаний. И вы друг другу тоже пожелайте успеха! -Как вы думаете, дети, что необходимо для того, чтобы урок прошёл успешно? | Оценивают свою готовность, настрой на работу. Дети хлопают в ладоши. Называют правила успешного урока. | Личностные УУД -самооценка готовности к уроку; -осознание необходимости самосовершенствования; желание учиться; Регулятивные УУД -оценка своей деятельности; Коммуникативные УУД -оформление своей мысли в устной речи; Познавательные УУД -переработка информации для получения необходимого результата; Оценка результатов: -оценивание себя по алгоритму. «Сижу правильно». «Проверю, все ли принадлежности на своих местах». «Готов ли слушать учителя и одноклассников» -ведение диалога; |
II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося (5 мин.) | 3 | Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке. На прошлом уроке мы с вами говорили о древних и современных растениях и животных. -Найдите, пожалуйста, пару: древнее животное и растение – современное животное и растение. Посмотрите, есть ли одинаковые? Да, некоторые древнейшие растения и животные сохранились до наших дней такими же, какими были в эпоху динозавров. Как вы думаете, почему изменили свой вид древние растения и животные? Что повлияло на это? Почему не нашлось пары динозаврам? Сейчас они существуют? А почему их не стало? Докажите своё предположение. Верно, ребята, динозавры не смогли приспособиться к новым климатическим условиям. | Воспринимают задание, наблюдают, сравнивают животных: ищут пару животному и растению из верхнего и нижнего ряда, находят общие и отличительные признаки. Доказывают своё предположение: почему вымерли динозавры. | Личностные УУД - ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки; -рассуждение о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; Регулятивные УУД -определение задачи; - высказывание своих предположений, версий; - оценивание выполнения задания; Коммуникативные УУД - ведение диалога; -в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания -оформление своей мысли в устной речи; -понимание речи других; Познавательные УУД -ориентировка в своей системе знаний; -высказывание собственной точки зрения; -установление причинно-следственной связи; предметные: -устанавливать связь между внешним видом животного и климатическими условиями; Оценка результатов: -оценивание выполнения задания; -ведение диалога; -высказывание собственной точки зрения; |
III.Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») (2 мин.) | Организует работу по выявлению обучающимися места и причины затруднения. Как вы думаете, ребята, по внешнему виду животных можно сказать: одинаковой пищей они питались или разной? Как вы догадались? Молодцы! Ребята, кто- то из вас уже догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А может кто-то подскажет мне главную задачу нашего урока? -Умница! Мы будем изучать различные группы животных и на основе наших исследований делать выводы. Скажите, ребята, а дома у вас есть животные? Расскажите, чем они питаются? | Высказывают свои предположения. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. | Личностные УУД -ценностное отношение к умению видеть, формулировать учебную задачу; Регулятивные УУД -определение цели деятельности; Коммуникативные УУД -оформление своей мысли в устной речи; -понимание речи других; Познавательные УУД -понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; предметные: -устанавливать связь между внешним видом и способом питания; Оценка результатов: -оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности; -определение темы урока; | |
IV.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: устранение возникшего затруднения (10 мин.) | 4 5 | В коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий. Работа по учебнику. -Рассмотрите внимательно разворот с. 12-13. Что вы видите? Какие животные изображены на картинке? Чем они питаются? Сравните животных в рамках слева и справа. Чем питаются животные, помещённые в рамке слева? Чем они похожи? Можно ли по питанию объединить в одну группу обезьяну с козой и волком? Докажите, почему? А в группу с обезьяной кого ещё можно добавить? Прочитайте в учебнике, как называют животных, которые питаются растениями. Чем питаются животные, помещённые в рамке справа? Что особенного в строении животных-охотников? Прочитайте, как называют животных, которые питаются другими животными? Опираясь на текст, назовите признаки хищников. Что объединяет таких внешне непохожих животных, как коза и обезьяна? Среди животных на странице вы видите обезьяноподобных существ – это древнейшие предки человека. Чем они питались? Какой можно сделать вывод? | Рассматривают разворот учебника. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают внешний вид животных. На основе сравнения делают выводы. Читают определение в учебнике. Называют признаки хищных животных. Рассматривают картинку. Дети делают вывод: предок человека был растительноядным животным. | Личностные УУД -осознание необходимости самосовершенствования, желания учиться; Регулятивные УУД -умение удерживать учебную задачу; -выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; Коммуникативные УУД - ведение диалога; -понимание других позиций; -в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания; Познавательные УУД - находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; -уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия; предметные: - формировать у детей понятие хищное и растительноядное животное; Оценка результатов: -оценивание своей деятельности; -высказывание своей точки зрения; -умения различать животных по способу питания; |
V.Физминутка Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. (1 мин.) | Раз – присядка, Два – прыжок. Это заячья зарядка А лисята как проснутся (Кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться, (Потянуться) Обязательно зевнуть, (Зевнуть, прикрыв рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть. (Движение бёдрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (Прогнуться в спине вперёд) И легонечко подпрыгнуть. (Лёгкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, Ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе (Переступая с ноги на ногу) Долго топчется на месте. (Раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало – Начинает всё с начала! (Развести руки в стороны На уровне пояса ладонями вверх) | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения | Личностные УУД -принятие установки на здоровый образ жизни; Оценка результатов: -выполнения упражнения физкультминутки; -оценка выполнения упражнений; -снятие усталости и напряжения; | |
VI. Открытие нового знания Цель: устранение возникшего затруднения (7-8 мин.) | 6
7 8 8 9 | Организует исследовательскую деятельность. Загадывает детям загадки. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь Это зверь – лесной … (медведь) Под соснами под ёлками Лежит клубок с иголками. (ёжик) Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дыбы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка) Организует работу по группам. На парте лежат карточки с рассказом о животном. Прочитайте самостоятельно эти рассказы и сделайте карандашом пометки: ! – уже знал; + - новое узнал; ? – не понял, возник вопрос; 1 группа «Медведи» Есть бурые и белые медведи. Белые медведи живут на Севере. От холода их спасает толстый слой жира и густая шерсть. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Белый медведь занесён в Красную книгу. Бурые медведи живут в лесу. Они едят не только мясо, но с удовольствием лакомятся ягодами, корнями, орехами, злаками. Чтобы полакомиться мёдом мишки готовы даже терпеть укусы пчёл. 2 группа Ёжик Лесной зверь близко человека не подпустит. А вот к ёжику можно подойти очень близко. Он свернётся в клубок, выставит свои острые колючки. Попробуй, подступись! При малейшей опасности ёжик сворачивается в клубок и выставляет свои колючки. Он уничтожает немало лесных мышей и других грызунов. Может ёжик и с ядовитой гадюкой справиться. Ёж – полезный зверёк: он истребляет мелких грызунов и многих вредителей-насекомых. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты. 3 группа Белка Белка никому не причиняет вреда. Зимой и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они запасают корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов. В зависимости от времени года белка ест плоды и семена, почки, кору, ягоды, зёрна и грибы. Главная её пища – сосновые семена, почки и молодые побеги. Иногда белка поедает насекомых, яйца и птенцов, мелких грызунов, ящериц. О чём вы прочитали? Расскажите ребятам из другой группы? Что вас заинтересовало? Какую новую информацию узнали? В какую группу можно отнести этих животных по способу питания? Докажите свою точку зрения. Животных, употребляющие как растительную, так и пищу животного происхождения, называют всеядными. (белки, ежи, медведи, кабаны) А есть ещё животные, которые питаются насекомыми. Их называют насекомоядными (муравьи, стрекозы, дятел). | Отгадывают загадки. Исследуют текст. Самостоятельно делают пометки: что знают, что узнали нового, что в тексте непонятно. Ребята рассказывают друг другу о прочитанном. Возникает коллизия. Дети в недоумении: в какую группу отнести таких животных, которые употребляют и растительную пищу, и пищу животного происхождения. | Личностные УУД -осознание необходимости самосовершенствования, желания учиться; Регулятивные УУД -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД -умение работать коллективно, в паре, в группе, вести диалог; Познавательные УУД -уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия; предметные: -систематизация знаний по определению группы животного по способу питания; Оценка результатов: -определение группы животного по способу питания; |
VII. Первичное закрепление учебного материала. Цель: закрепление имеющихся знаний о растительноядных и хищных животных (4 - 5 мин.) | 10 | Организует работу в парах. Определите по внешним признакам: хищник это или растительноядное животное. Орёл Филин Заяц | Исследуют картинки и на основе наблюдений определяют, к какой группе относятся данные животные. Обосновывают свой ответ. | Личностные УУД -умение отстаивать свою точку зрения; -ценностное отношение к умению понимать весь ход работы над заданиями; Регулятивные УУД -осознание качества и уровня усвоения материала; -осуществление действий по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, поправляя себя при необходимости; Коммуникативные УУД -контролировать действия партнёра; -учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве; Познавательные УУД -осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков; -расширение представлений об окружающем мире; предметные: - объединять животных в группы по заданному признаку; Оценка результатов: -определение животных в группы по заданным признакам; -устные высказывания; |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: проверка понимания нового знания, умения применять практически (5 - 6 мин.) | 11 12 | Организует самостоятельную работу. Определите, кто кем питается? Разделите животных на группы по способу питания. Лиса Щука Плотва Куры Заяц Орёл Организует беседу по технике безопасности с животными. Как вы ведёте себя с незнакомыми животными? Чем опасны бездомные собаки? Какие правила надо помнить при встрече с незнакомыми животными? Организует работу по ученику. Что общего между этими животными и чем они отличаются? (нижний рис. на стр. 12) Организует работу в тетрадях.(с.29) Найдите и раскрасьте животных, на которых охотится лиса, и определите, к какой группе животных они относятся? Поделитесь своим ответом с соседом по парте. \ | Исследуют картинки и определяют, к какой группе относятся животные. Сверяют правильность выполнения со слайдом. Называют правила безопасного поведения с животными. Отвечают на вопросы учителя. Находят и называют животных (если время не позволяет, раскрашивают дома). Отвечают на вопрос учителя. Взаимопроверка. | Личностные УУД -формирование границ собственного знания и «незнания»; Регулятивные УУД -осознание качества и уровня усвоения материала; Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной речи; Познавательные УУД -умение комментировать собственную деятельность; предметные: -классифицировать животных по способу питания; Оценка результатов: -оценивание успешности своей деятельности; |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. (2-3 мин.) | 13 14 15 | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас получилось хорошо? | Дети проводят самоанализ своей деятельности на уроке | Личностные УУД -осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа; -формирование границ собственного знания и «незнания»; Регулятивные УУД -оценка своей деятельности и деятельности класса на уроке; -адекватное восприятие оценки учителя; Коммуникативные УУД -оформление своих мыслей в устной речи; Познавательные УУД -умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; предметные: -применять знания в незнакомых ситуациях; Оценка результатов: -оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива; -устные высказывания; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...