модельное занятие по истории России по технологии критического мышления "Боги древних славян"
план-конспект урока по истории (4 класс)

Абросимова Вера Владимировна

В данном занятии идет применение методов технологии критического мышления: три основных этапа-Вызов.Осмысление.Рефлексия.(метод кластер, верные и неверные высказывания, ИНСЕРТ,эссе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Боги древних славян17.96 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  по окружающему миру (по технологии « Чтение и письмо через развитие критического мышления)

Тема: Боги древних славян.

Ход занятия:

Деление на группы

Стадия вызов:

1.Начать занятие целесообразно с того, что идет изучение раздела :как люди жили в старину,чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались,какую одежду носили, каким богам поклонялись.Сегодня на уроке мы длжны узнать ,каким богам поклонялись древние славяне, каких духов боялись и какие праздники проводились в честь богов.

2.Далее учитель предлагает ряд верных и неверных высказываний:

1. Славяне были язычниками до появления христианства.

2.У древних славян был один бог.

3.Перун-бог войны.

4.Удревних славян не было богинь.

5.Даждьбог является защитником кузнецов.

6.Ярило – бог пробуждающейся природы.

3.Затем  учащиеся  дают комментарии (выступает каждая группа),обосновывая свой ответ.  У читель выслушивает ответы и предлагает ученикам в конце урока вернуть ся к утверждениям и проверить правильность их рассуждении. Учитель предлагает поработать с новым материалом по данному вопросу.

2 Стадия осмысления.

4.Раздаются тексты про богов древних славян .Прежде, чем они начнут читать текст, попросите их выслушать задание. Учащиеся должны будут на полях ставить значки.(ИНСЕРТ)

«V»-я знал;

«+» -новая информация;

«-«- противоречит моим представлениям;

«?»-информация непонятна или недостаточна

Чтение текста.

5.Закончив читать, ученики должны нарисовать и заполнить «маркировочную таблицу», в каждую колонку которой следует внести не менее 1-3 предложений

V

+

-

?

Стадия размышление.

6.Итак, текст прочитан.Ученики должны поделиться , много ли у них на полях значков- «это я знал», а нашли ли в тексте – «новую информацию»?Много ли осталось непонятного и противоречивого? Обсуждение со всем классом.

7.Возвращение к верным и неверным высказываниям. Обсуждение какие утверждения верные , а какие нет.

8 Ученикам предлагается составить кластер по теме . Теперь попробуем проструктурировать наши знания о богах древних славян. Для этого группам предлагается построить кластер. Можно раздать большие листы и по несколько маркеров на группу.

В центре листа напишем тему (Боги древних славян) и обводим в кружок. От темы рисуем другие круги и соединяем их с центральным кругом, в них пишем  «имя бога», в следующем «за что отвечал».(кластер)

        Боги древних славян

9.Представление кластеров. Можно их вывесить на стену.

10.Заключительный этап может быть эссе. Эссе  может начинаться словами: « Древние славяне были язычниками, то есть верили в существование богов, которые олицетворяли силы природы…»

Текст « Боги древних славян»

Жизнь древнего человека зависела о природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за что-то свое.

Бог Перун был грозный бог, его считали еще богом войны.Рука его управляла громом и молниями. В честь его ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучева дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.Если черные тучи закрыли небо , значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот и людей.

Древние славяне верили в бога Сварога. Сварог- бог огня ,неба, ненастья, веторв, ураганов. По преданию он бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является защитником кузнецов.

Сыном сварога был Даждьбог.Даждьбог-это бог жатвы,хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Именно от него ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ.Даждьбога считали добрам богом. Даждьбог- «дающий бог».

Была у славян и богиня. Ее звали Макошь.Макошь-богиня урожая, подательница благ, «мА»-означает «мать», «кошь»-корзина. Макошь считалась самой главной богиней восточных славян. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому еще ее называли богиней судьбы.

У древних славян был бог солнца- Ярило.к нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Но бывает, что бог Ярилотсердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

Занятие по истории России

Предлагаю Вашему вниманию разработку занятия по истории России. К разработке прилагаются презентация и фотоотчет....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...