Учебно-методический комплект по истории по теме:"Жизнь древних славян" (презентация + конспект)
план-конспект урока по истории на тему

Андрейчук Оксана Вячеславовна

 (презентация + конспект)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prraktika_zhizn_drevnih_slavyan.t.doc128 КБ
Файл istoriya.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа- ционный момент.

1 мин.

Ребята, здравствуйте.

Все готовы? Садитесь.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, 
Постарайтесь все понять, 
Интересное узнать.

(Сл.1)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающих на уроке.

Читает четверостишье про начало урока.

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог.

Приветствуют учителя, слушают его.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2. Проверка выполнения д/з.

3.Подготовка к основному этапу занятия.

3 мин.

10 мин.

Мы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали. Каждый из вас покажет свои знания по пройденной теме «Новейшее время», работая с тестом на стр.69-70.

На

выполнение работы дается 2 минуты. Работаем.

 

- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории Отечества.

Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

-Откройте учебник на стр.33.  Давайте посмотрим,  чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны).

 -Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом наших предков.

-Кто-нибудь знает, кто были нашими предки? От какого народа мы с вами произошли? (славяне).

Вам интересно  узнать о наших предках, которые жили на территории нашей страны?

- Давайте попробуем обозначить тему нового урока.

Тема урока: Жизнь древних славян.(Сл.2)

-Давайте определим цель нашего урока?

-Зачем нам знать о жизни древних славян?

Правильно, цель нашего урока узнать о жизни древних славян. (Цели на слайде, сл.3)

Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

 Жили славяне племенами. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

- Рассмотрите карту «Расселение славян» (с. 35 учебника).

- Посмотрите на условные обозначения, и скажите: на какие три объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

По берегам, каких рек селились восточные славяне?

Восточные славяне поселились на большой лесной равнине по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон. Жили славяне племенами. Племен было много.

 Прочитайте, какие племена были у восточных славян?

      А вы знаете, почему эти племена так назвались? А вы хотите узнать?

 -Вы узнаете, почему они так назывались из летописи, а также  узнаете про расселение славянских племен.

А вы знаете, что такое летопись?(сл.

В «Повести временных лет» Нестора  так говорится о расселении славянских племён.

 «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

- Названия, каких племен   встретились в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словены, северяне)

Позднее именно от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Организует проверку домашнего задания

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Метод – словесный, прием – беседа, ответы на вопросы, подводящий диалог.

Задает наводящие вопросы, вводит учащихся в тему урока.

Организует работу с картой

Работа с дополнительным материалом; формулирует задание.

Выполняют  проверочный тест; закрепляют знания по пройденной теме.

Отвечают на поставленные вопросы.

Предлагают варианты темы нового урока.

Работа с учебником.

Рассматривают карту, условные обозначения; отвечают на вопросы по карте.

Чтение  дополнительного материала о расселение славян  с экрана, по цепочке.

Личностные:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, вопросов.

Личностные: самопознание.

Регулятивные: 

Целеполагание.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

10 мин.

Вы должны научиться работать с картой. Работа в тетради (контурная карта с. 13) практическая часть: У вас на столе лежит рабочая тетрадь, откройте стр. 13 контурную карту.  Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне. И подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол из крепких брёвен.( Поселок находится на берегу реки, он небольшой, обнесен забором. Поселок состоит из отдельных  домов, значит, славяне живут семьями. Видно, что все постройки сделаны из дерева.)

Жилище древних славян. В домах древних славян пол был на метр углублён в землю. Стены и крыша сложены из деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. На крыше – толстый слой соломы.

Внутри дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна в холода закрывали досками или соломой – стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь. Топилась она по чёрному, без трубы. Дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. Мебели в таком жилище было очень мало. Несколько деревянных лавок и большой стол, для совместной трапезы, еды. Посудой служили глиняные горшки, чаши, сковороды. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами.

- Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины, носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда — более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.   

Объясняет задания в рабочей тетради

(с.13)

Задает вопросы.

Метод – словесный;

наглядный, практический.  Прием  -  рассматривание иллюстрации; беседа, рассказ; чтение.

Рассказывает и показывает на слайдах основные понятия урока, картинки.

Выполняют задание в рабочей тетради.

(заполнение контурной карты по учебнику на стр.35)

Беседа по рассказу учителя; по вопросам учителя.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: нравственно – этическая ориентация.

5.Физминутка

6.Первичная проверка понимания.

7.Изучение нового материала.

1 мин.

5 мин.

5 мин.

Видео

Догадайтесь,  по слайду на экране с чем вы познакомитесь сейчас? (Чем занимались славяне, как трудились) сл.

А как вы думаете, как занятия были у славян? Предположите.

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот.

      Про быт древних славян вы узнаете,  прочитав  текст  учебника на стр. 36-37 прочитайте внимательно и дайте ответ на этот вопрос.

- Чем занимались мужчины? (охотой, рыболовством, бортничеством)

Ребята, а вы знаете что такое бортничество?

Бортничество -  собирательство мёда лесных пчёл.

Чем занимались женщины? (готовили пищу, ткали, пряли, шили, собирали  ягоды, орехи, грибы, травы).

Чем занимались сообща? (скотоводством, земледелием)

Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали.

Слайд

 Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Славяне сеяли пшеницу, жито,  просо, ячмень и гречиху.

  А вы знаете, что такое жито? Что называлось житом? Давайте проверим, кто был прав, (сл.).

Житом (от слова «жить») называли зерно. Хлеб называли «жито» - от слова жить, так как он являлся главным продуктом питания.

Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Славяне смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.

Праздники древних славян.

С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени.

Купало 21 июня – праздник Ивана Купалы (день летнего солнцестояния). Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках.

Встреча осени. Праздник урожая Отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай. В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.

Масленица.

В марте славяне праздновали приход весны, пробуждение природы – масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Показывает движения

                                           

Выдвигает проблему.

Дает задание на чтение текста в учебнике.

Метод словесный, наглядный.  Прием-беседа, описание; анализ наглядности.

Беседа; рассказ

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Рассказ; беседа.

Задает вопросы по новому материалу.

Выполняют движения

Высказывают свои предположения.

Слушают учителя; Читают текст в учебнике, комментируют.

Слушают рассказ учителя  и делятся впечатлениями.

Комментируют свои ответы на вопросы.

Регулятивные: развитие логического мышления.

Познавательные:

логические – построение логической цепи, рассуждений, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

8.Закрепление изученного материала.

5 мин.

Работа в рабочей тетради

(стр.14,задание № 4.

Организует: самопроверку и конкретизацию знаний.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

.9. Подведение итогов занятия.

7 мин.

Вот мы и вернулись из путешествия  по истории Отечества.

Давайте ответим на вопросы по группам.

- Кто такие восточные славяне?

-Каким образом была связана  с природой жизнь древних славян?

-Какие занятия восточных славян ты знаешь?

-Расскажи о жилище восточных славян?

Во что верили восточные славяне?

 Вы нашли ответы? Давайте проверять. Один из группы кто – то отвечает. Подводит итог путешествия открытия новых знаний.

Организует коллективную проверку, (по 5    чел в группе)

Метод - словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение

 Работают в группе; совместно обсуждают вопросы в карточке, а один ученик отвечает на вопросы по карточкам.

Комментируют.

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Личностные:

смыслообразование.

Регулятивные:

прогнозирование.

10. Рефлексия

2 мин.

Работа с презентацией.

Закрепление поставленных целей урока; возвращение к целям (достигли ли мы поставленных целей урока?)

Подводит итог путешествия открытия новых знаний.

Метод - словесный, постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

. Регулятивные:

оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные:

Общеучебные - рефлексия.

11. Информация о д/з

2 мин.

Мы очень хорошо провели урок, а теперь запишите домашнее задание: Стр. 34-38,пересказ текста. Рабочая тетрадь

Стр.14 выполнить все задания.

Молодцы, спасибо за урок. Урок окончен. До свидания!

Дает комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание.

. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Расселение древних славян Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы по берегам рек Днепр,Волхов,Ока,Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

Слайд 3

Работа по учебнику Рассмотрите карту на с. 35 учебника. Что можно узнать с её помощью о расселении славян? Какие племенные объединения были у славян?

Слайд 4

Славяне возводили вокруг своих поселений земляные валы , копа-ли рвы , ставили частокол из крепких брёвен.

Слайд 5

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю. Стены и крыша сложены из деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. На крыше – толстый слой соломы. Жилище древних славян

Слайд 6

Внутри дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна в холода закрывали досками или соломой – стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь.

Слайд 7

Посуда древних славян

Слайд 8

Предметы быта славян

Слайд 10

Чем занимались древние славяне?

Слайд 11

Занятия древних славян Охота Рыболовство Бортничество (сбор мёда диких пчёл) Земледелие Скотоводство Собирательство Ткачество и шитьё Приготовление пищи Врачевание

Слайд 12

Собирательство Собирательство – сбор диких ягод, грибов, трав – играло в жизни людей большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы, заготавливали берёзовый сок. 12

Слайд 13

На полях выращивали рожь, пшеницу, овёс. Земледелие 13

Слайд 14

Орудия труда плуг серп мотыга

Слайд 15

Орудия труда борона

Слайд 17

Славянам казалось, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – всё это живое, одушев-лённое. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии. Верования древних славян

Слайд 18

Перун- бог грома и молнии

Слайд 19

Мокоша- бог плодородия

Слайд 20

Сварог – бог вселенной

Слайд 21

Ярило – бог солнца

Слайд 22

Велес – покровитель скотоводства

Слайд 23

Славяне верили, что дом охраняет домовой , в лесу водится леший , в реках и озёрах живёт водяной и русалки .

Слайд 24

С почитанием природы были связаны многие славянские праздники. Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны, лета и осени. Праздники древних славян

Слайд 25

Велик день (Красная горка) Это праздник встречи Весны . Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Водили хороводы, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца .

Слайд 26

Купало 21 июня – праздник Ивана Купалы Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начина-ли купаться в реках.

Слайд 27

Встреча осени. Праздник урожая Отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай.

Слайд 28

Масленица В марте славяне праздновали приход весны, пробуждение природы – масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны.

Слайд 29

Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить важную информацию о занятиях славян в тексте, можете помочь другим. Вы считаете, что хорошо работали на уроке , но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. 29

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Детские игры - школа здоровья" 3 класс. Перспектива. (Конспект урока, презентация + наглядность)

Цель урока: 1. дать понятие о разновидностях игр;2. познакомить детей с играми здоровье оберегающего характера...

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменное вычитание» 2 класс (конспект + презентация)

Учебно методический комплект по математике на тему: «Письменное вычитание» 2 класс  (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Мудрый выбор" 4 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по истории на тему: "Свой дом - свой простор". 3 класс....

Учебно-методический комплект по истории на тему "Вставай, страна огромная" 4 класс

«Вставай, страна огромная».  Тип урока: комбинированный.Цели: познакомить учащихся с основными этапами Великой Отечественной Войны, с её решающими сражениями, с именами героических защитнико...