урок по окружающему миру "Почему корабль плавает?"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Инна Станиславовна Осинцева

Тема: Почему корабль плавает?

Цель: опытным способом разъяснить феномен выталкивания(сила выталкивания, вытеснения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок19.96 КБ
PDF icon презентация850.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Почему корабль плавает ?

Цели:

1.Опытным способом разъяснить феномен выталкивания (сила выталкивания, вытеснения).

2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Ход урока:

1. 1слайд. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня к вам на урок пришёл очень известный человек.

2слайд Учитель показывает портрет Архимеда.

- Может кто-нибудь узнал этого человека?

- Это Архиме́д ( 287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.

- Сегодня на уроке вам предстоит сделать открытие, одно из тех, которое сделал Архимед. Согласитесь, задача не из лёгких, но, на мой взгляд, очень интересная. Вы согласны повторить опыт Архимеда?

- Скажите, пожалуйста, что у меня на столе. ( Дети перечисляют.)

- Подумайте, в какой области будут опыты (Мы будем погружать в воду предметы.)

- Приходилось ли вам это делать? Где? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Для чего вы это делали? (Играли, было интересно.)

- Вот и Архимед наблюдал за ребятами , ему было очень интересно наблюдать за ними и он сделал открытие.

2. Пробное действие.

- У меня в руках металлический куб и кораблик . Мне необходимо их опустить в воду. Что произойдёт с этими предметами?

- Как вы считаете, почему кораблик не утонул?

 3слайд - Выберите одно из предположений:

1. В кораблике есть воздух, а в кубе нет. (Корабли, изготовленные из металла не тонут, т.к. внутри их находится большое количество воздуха)

2. Куб тяжелее, а кораблик легче.

3. Куб маленький, а кораблик большой.(Чем больше объем тела погруженного вводу, тем больше и выталкивающая сила)

- Кто не смог определиться? Поднимите руку. Какое у вас затруднение? (Мы не знаем какое предположение выбрать.)

- Кто сделал выбор?

- Кто выбрал первое предположение?

- Кто выбрал второе предположение?

- Кто выбрал третье предположение?

- Кто может сказать, что он прав? Какое у вас затруднение? (Мы не можем быть уверены, что правы.)

3. Место и причина затруднения.

 4слайд - На какой вопрос вы должны были ответить? (Почему корабль не утонул.) Тема урока на слайде.

- Как вы считаете, вода участвует в этом опыте? (Да, в неё погружали корабль.)

А кто может сказать, какое действие вода оказывает на предмет (...?)

- Так почему же у вас возникло затруднение? (Потому что мы не знаем как действует вода на предмет.)

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать как действует вода на предмет.)

4. Открытие нового знания.

5 слайд - Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Выбирайте ответственного.

- На столах организованы станции, в опытах на которых можно почувствовать, что делает вода с предметами. Каждая группа получит индивидуальный план и лабораторные карты, в которые необходимо записать результаты наблюдений.

 -Я прошу вас работать осторожно, наблюдать внимательно, прислушиваться к своим ощущениям.

Внимательно прочитайте индивидуальный план и строго соблюдайте его.

- У вас всё получится, желаю удачи!

Дети работают в группах, обсуждают опыты, заполняют лабораторные карты.

Защита мини-проектов.

6 слайд  (6 группа)

7 слайд  Сверю с эталоном.

- Давайте обобщим ваши наблюдения.

Чем больше предмет, тем сильнее давит вода.

Вода выталкивает все предметы вверх, даже те, которые тонут.

Пластилиновая масса становится в воде заметно легче, т.к. вода помогает.

Вода выталкивает пластилин вверх, но у неё не до конца это получается

Вода давит на предмет со всех сторон. Она стремится обратно на своё место и выдавливает предмет наверх.

Чем больше места нужно предмету, тем сильнее стремится вода на своё место, тем сильнее давит вода.

- И так, какое новое знание вы сегодня открыли? Сила выталкивания, вытеснения.

9 слайд - Эта сила называется силой Архимеда. А открытие, которое сделал Архимед звучит так: на погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости. ЭВРИКА!(нашел) Вам сегодня удалось повторить открытие Архимеда. Вы молодцы!

5. Физминутка слайд 10 (кирпич, мяч, кольцо, поплавок, якорь, бревно)

- А теперь давайте вернёмся к нашему первому опыту и поймём, почему корабль не утонул, а куб утонул, хотя вес у них был одинаковый. В чём дело?  -

- Проверим 2 утверждение .Весы измерить вес.

-  Утверждение 3 (Чем больше объем тела погруженного вводу, тем больше и выталкивающая сила)  11, 12, слайд

- Утверждение 1. (Корабли, изготовленные из металла не тонут, т.к. внутри их находится большое количество воздуха)  13 слайд

6. Рефлексия деятельности на уроке.

- Чему был посвящён сегодня урок? (Мы при помощи различных опытов выясняли, как вода действует на предмет.)

- Какие два шага учебной деятельности вы выполнили на уроке? (Поняли, что мы не знаем и сами нашли способ.)

- Докажите, что вы были в учебной деятельности. (Работали в группах, выполняли опыты, заполняли лабораторные карты, выполняли все предложенные задания.)

- А пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?

- Оцените работу на уроке. Если все понятно –это зеленый цвет листа.

Если немного затрудняюсь-это желтый цвет.

Если плохо понял –это красный цвет.

- В честь вас и вашего сегодняшнего открытия салют!

15слайд

На интерактивной доске салют.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Технологическая карта урока по Окружающему миру "Зачем мы строим корабли?"

Данный урок разработан в соотвествии с темой и учитывает возрастные особенности учащихся.На уроке используется проблемно-деятельностный подход , как средство организации самостоятельной работы.Д...

Окружающий мир корабли

Окружающий мир корабли...