Правила вежливости. Слова нужные и важные.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Лебедева Елена Сергеевна

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.9 МБ
Microsoft Office document icon urok_0.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Источники: http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/314849/ http :// www.filipok.ru /show_good.php?idtov=5111 http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search http://www.rusedu.ru/detail_7965.html http://read.ru/id/419001 http :// wap.mobilmusic.ru /fileanim.html?id=665236 http://www.proshkolu.ru/user/Walentina111/file/660612/ http://www.petrovka.ua/product.php?code=73268 http://www.torroid.ru/?function=search&search=heavy http://school18.ivedu.ru/news/index.php?page_view=20 http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=65049

Слайд 3

Волшебные слова. Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

Слайд 4

В каких случаях мы используем эти слова? Благодарность Прощание Просьба Извинение Приветствие

Слайд 5

Здравствуйте. Что обозначает это слово? Кого можно им приветствовать? Какими словами можно заменить это слово? Мы желаем вам здоровья (здравия).

Слайд 6

Я другу говорю: « Привет! » А он в ответ: « Здорово! » Тут ничего Плохого нет, Подходят оба слова . Старшему, если встречаемся с ним, Первыми « Здравствуйте! » мы говорим.

Слайд 7

До свидания. Когда и кому говорят эти слова? Какими словами можно их заменить? Что обозначает это выражение? «До свидания» - т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз. До свидания. Пока. До встречи.

Слайд 8

« До свиданья! » - На прощанье Говорим; О том и речь, Что ещё нас ждут свиданья, Много-много новых встреч!

Слайд 9

Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова! Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и и быть понятным своим собеседникам.

Слайд 11

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Слайд 12

Помни! Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. Использовать слова приветствия, благо-дарности, извинения, прощания. 4. Не следует говорить слишком долго.

Слайд 13

Работа в парах. Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. 1. «Алло». 2. Приветствие. 3. Объяснение цели звонка – собственно разговор. 4. Благодарность. 5. Прощание.

Слайд 14

Кто поступает правильно?



Предварительный просмотр:

Разработка урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук;  набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

-Доброе утро дорогие гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко садитесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем!

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Повторение правил поведения в школе:                      -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)                -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в транспорте и в театре. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                       -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в театре    ,транспорте. Прокомментируйте их.                                                

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

-- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                            Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
                                   За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
То же к доброму чему-нибудь.
                                            – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).                                                                 Слайд 1                                                                                    -  Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости с.52 учебник )    -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».                                                                      

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

1.Беседа                                                                                        - Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                    – Заглянём в толковый словарь.  Найдите слово «вежливость» или  « вежливый» . Прочитайте.      ( один ученик читает из словаря).                                                     –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  Слайд 2.                                                                   - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                               - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                     «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      – Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                             – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                              – В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».СЛАЙД 3. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться-

----------------------------------------------------------------    

       Работа в группах.                                                            – Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. В каких случаях мы используем эти слова? Слайд 4. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе  лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.                                                                                                                                       (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий:  будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                              Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                                 Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                        Формы благодарности: благодарю , спасибо,                  Формы извинения: простите , извините.)    Прикрепить слова на доску. Слайды 5,6,7,8,9                                                                             

Познавательные

 

Создание проблемы          

Первичное закрепление

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).                                                        –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.:   Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Коммуникативные

Личностные

Физкульт-

минутка

Слайд 10. Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож., опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пож,.

 

Включение в систему знаний и повторений

-Ребята, вот какой разговор состоялся по телефону между Попугаем и псом Рыжиком. Его вы найдёте на с. 53 учебника. Слайд 11. Попробуйте объяснить героям, как нужно разговаривать по телефону. Слайд 12.Придумайте такой диалог между ними, который был бы вежливым и понятным. Слайд 13.   (диалог детей)

--------------------------------------------------------------

                         - Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. ( Разговор учеников)                                                    -Ребята, а как  вы считаете поступки, которые совершает папа детей,  странные или вежливые?     –А какие вежливые поступки совершали вы?                              Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.                                                             - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации,   и вы  расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Еже ли ВЫ вежливы…» Презентация. Слайды 14

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

-Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.                                                                                       –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости». Слайд 15.

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексия

-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию.                                                                                                    

Регулятивные

 

Домашнее задание                      

                                 

Подведение итогов

-Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения

Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.                                           -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен.

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"...

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

внеклассное мероприятие в 1 классе "Слова очень нужные и важные"

Внеклассное мероприятие (номинация "Воспитание духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность") с презентацией....

Открытый урок. Правила вежливости. - "Слова нужные и важные"

Цели урока: 1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.2. Учить детей соблюдать правила вежл...

Слова нужные и важные.

Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура пов...

Материалы видеолекции по теме "Этикет и мы: как важно знать правила вежливого поведения"

Видеолекция для родителей посвящена важной теме – это правила этикета, которые играют значительную роль в нашей жизни.  С видеолекцией вы можете ознакомиться перейдя по ссылке htt...