Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Яркова Светлана Валерьевна

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravila_vezhlivosti.doc59.5 КБ
Office presentation icon pravila_vezlivosti.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук;  набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

-Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь!

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Повторение правил поведения в школе:                      -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)                -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                       -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.                                                

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

-- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                            Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
                                   За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
                                            – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).                                                                 Слайд 1                                                                                    - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости)                        -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».                                                                      

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

1.Беседа                                                                                        -Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                    –Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или  « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из словаря).                                                     –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  Слайд 2.                                                                   - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                               - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                     «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                             – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                              –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.                                                                         Работа в группах.                                                        –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.  Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе  лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия.                                                                                                                                      (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                              Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                                 Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                        Формы благодарности: благодарю , спасибо,                  Формы извинения: простите , извините.)                                                                                

Познавательные

 

Создание проблемы          

Первичное закрепление

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).                                                        –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.:   Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Коммуникативные

Личностные

Физкульт-

минутка

Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож., опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай пож,.

 

Включение в систему знаний и повторений

- Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. ( Разговор учеников)                                     -Ребята, а как  вы считаете поступки, которые совершает папа детей,  странные или вежливые?     –А какие вежливые поступки совершали вы?                              Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации,   и вы  расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Ежели ВЫ вежливы…» Презентация

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

Проект

Защита проекта

-Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.                                                                                       –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости».Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке.

Представители от каждой группы презентуют свою работу.

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексия

-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию.                                                                                                    

Регулятивные

 

Домашнее задание                      

                                 

Подведение итогов

-Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения

Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.                                           -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен.

Личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Волшебные слова. Как ты думаешь, какие слова называют волшебными? Почему? Спасибо Извините Пожалуйста Простите Здравствуй Благодарю Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

Слайд 3

В каких случаях мы используем эти слова? Благодарность Прощание Просьба Извинение Приветствие

Слайд 4

Здравствуйте. Что обозначает это слово? Кого можно им приветствовать? Какими словами можно заменить это слово? Мы желаем вам здоровья (здравия).

Слайд 5

Я другу говорю: « Привет! » А он в ответ: « Здорово! » Тут ничего Плохого нет, Подходят оба слова . Старшему, если встречаемся с ним, Первыми « Здравствуйте! » мы говорим.

Слайд 6

До свидания. Когда и кому говорят эти слова? Какими словами можно их заменить? Что обозначает это выражение? «До свидания» - т.е. мы надеемся увидеть вас ещё раз. До свидания. Пока. До встречи.

Слайд 7

« До свиданья! » - На прощанье Говорим; О том и речь, Что ещё нас ждут свиданья, Много-много новых встреч!

Слайд 8

Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова! Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и и быть понятным своим собеседникам.

Слайд 9

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Слайд 10

Помни! Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. Использовать слова приветствия, благо-дарности, извинения, прощания. 4. Не следует говорить слишком долго.

Слайд 11

Работа в парах. Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. 1. «Алло». 2. Приветствие. 3. Объяснение цели звонка – собственно разговор. 4. Благодарность. 5. Прощание.

Слайд 12

Кто поступает правильно?

Слайд 13

Источники: http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/314849/ http :// www.filipok.ru /show_good.php?idtov=5111 http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search http://www.rusedu.ru/detail_7965.html http://read.ru/id/419001 http :// wap.mobilmusic.ru /fileanim.html?id=665236 http://www.proshkolu.ru/user/Walentina111/file/660612/ http://www.petrovka.ua/product.php?code=73268 http://www.torroid.ru/?function=search&search=heavy http://school18.ivedu.ru/news/index.php?page_view=20 http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=65049


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Почему воду нужно беречь?"

Цель:1) дополнить представления детей о роли  воды для человека.2) раскрыть основные факторы загрязнения воды.3)расширить общий кругозор детей4)формировать внимательное отношение  к окружающ...

Урок окружающего мира в 1 класса "Зачем нужны автомобили?"

Данный урок разработан к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс», автор: А.А.Плешаков. В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области д...

Урок окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Урок  по  окружающему  миру  в  1  классеТема :Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

Урок окружающего мира в 1 классе «Почему нужно есть много овощей и фруктов»

Цель: систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека....

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс, тема: "Зачем нужны автомобили"

Презентация для программы с использованием нескольких компьютерных мышек одновременно...

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Подробный самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов". Программа "Школа России"....