Слова нужные и важные.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_vezhlivosti.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук;  набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

-Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь!

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Повторение правил поведения в школе:                     

 -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)              

 -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                       -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.                                                

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

-- Ребята, послушайте диалог и скажите, что в нем не так

(диалог Кеши и Рыжика без вежливых слов)

--Правильно ли поступают наши герои?

--Почему?

– Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет речь на уроке? (Правила вежливости).                                                                 Слайд 1                                                                                   

 - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будете учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости)                        

-А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».                                                                      

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

1.Беседа                                                                                        

-Ребята, вы когда-нибудь задумывались о словах «вежливость», «вежливый человек», что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                    

–Заглянём в толковый словарь. Найдите слово «вежливость» или  « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из словаря).                                                    

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  

   - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

 - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                              

 «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                    

 «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                          

 «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                    

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      

–Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                             – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                              –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.                                                                                                                             

  –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.  Сейчас я предлагаю вам поработать вместе. На доске слова. Подумайте  и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия.  

Проверка  (Слайд 3)

(Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                  

  Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                              Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                              

  Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                        Формы благодарности: благодарю , спасибо,                  Формы извинения: простите , извините.)                                                                                

Познавательные

 

Создание проблемы          

Первичное закрепление

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).      (Слайд 4-7)                                                 

–Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.:   Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Коммуникативные

Личностные

Физкульт-

минутка

Игра.»Будь внимательный».Встаньте, пожалуйста., поднимите правую руку, поднимите лев. Руку , пожалуйста., погладь соседа , пожалуйста., опусти руку, присядь, поверните голову , пожалуйста.,, посмотри на свои руки, руки на пояс, похлопай , пожалуйста.,

 

Включение в систему знаний и повторений

- Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Почему?

  - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации,   и вы  расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Ежели ВЫ вежливы…»

Презентация 

(Слайд 8)

–А какие вежливые поступки совершали вы?                              Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

Рефлексия

-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию.                                                                                                    

Регулятивные

 

Домашнее задание                      

                                 

Подведение итогов

-Домашнее задание. К пятнице  выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения

Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                

В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.     (Слайд 9)                                   

  -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен.

Личностные

Резерв

Я читаю вам загадки, а вы записываете ответы на листочках  в столбик

Взаимопроверка

(Слайд 10-12)

\

Вежливые слова

(загадки для детей)

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(
Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(
Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(
До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(
Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(
Спасибо!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(
Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(
после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(
Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(
Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(
Добро пожаловать!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(
Поздравляем!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(
Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»
(
С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(
Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(
Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(
Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»
(
так добры!)


Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(
представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»
(
познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(
аппетита!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О профессиях разных, нужных и важных

"О профессиях разных, нужных и важных"....

Урок окружающего мира по теме "Правила вежливости.Слова нужные и важные"

Методическая разработка урока окружающего мира с использованием ЭОР, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме "Правила вежливости. Слова нужные и важные"...

внеклассное мероприятие в 1 классе "Слова очень нужные и важные"

Внеклассное мероприятие (номинация "Воспитание духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность") с презентацией....

Открытый урок. Правила вежливости. - "Слова нужные и важные"

Цели урока: 1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.2. Учить детей соблюдать правила вежл...

Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми....

Конспект внеклассного мероприятия в 4-х классах «О ПРОФЕССИЯХ РАЗНЫХ – НУЖНЫХ И ВАЖНЫХ»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 классах .Цель : познакомить обучающихся с разнообразием профессий....