Конспект урока"Водные богатства" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Маликова Дина Радиковна

"Водные богатства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Конспект урока:  окружающий мир                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Водные богатства».

Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием водоемов; научить различать части реки.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о реке, озере, море; познакомить учащихся с частями реки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть УМК "Школа России"; рабочая тетрадь Окружающий мир 2 класс 2 часть УМК «Школа России», карточки.


Этап урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дина Радиковна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Приветствовать учителя, организовывать рабочее место.

Л: самоопределение;

II.Постановка учебной задачи и ее решение

Наглядный:

презентация

Словесный: беседа

10мин

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: индивидуальные карточки для работы (раздаю задания)

и вот эти слова. Они были разделены на две группы, но Муравьишка –Вопросик их нечаянно  перепутал.

Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку.

Какие у вас есть предположения?

Получается две группы слов: формы поверхности:

Склон

Подошва

Вершина

Гора

Холм

Вторая группа: устье, русло, приток, исток.

Почему такие предположения?

Что такое склон?

Подошва

Вершина

Чем отличается холм от горы?

Объясните , пожалуйста, значение слов второго столбика.

Сегодня урок будет посвещен веществу которое занимает много процентов нашей земли и без него мы не можем существовать. Это наше богатство , вы не можете прожить без этого вещества не один день.

А кто может сформулировать тему урока?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы?

Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

Что такое богатство?

Что такое водное богатство? Почему вода это богатство?

Что составляет водные богатства?

Как обозначаются на карте?

Строение реки.

Водные богатства нашего края.

Слушать учителя.

Предполагать где ошибка в предложении.

Отвечать на вопросы

Формулировать тему урока и цели.

Отвечать на вопросы.

Предполагать цели урока.

К: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

Р: целеполагание.

Р: принимают и со храняют уч. задачу

III.Решение частных задач

Нагляд.:

презентация

Словесный: беседа.

Словесный: беседа.

Словесн.: беседа

Динамическая пауза

Практический: работа в группах

Практич:самостоятельная работа в тетради

15мин

- Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька.

-Ребята, как вы думаете что такое река, море?

-Что вы знаете о реках и морях?

- Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?

Какая река у нас течет по городу? А какие вы реки знаете?

- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку  весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые  пополняют запасы воды в реках.

Ребята, что означают слова «естественный» и «искусственный»?

А какие водные богатства относятся к естественным и искусственным?

Откройте учебник на стр.82.

Посмотрите и найдите где в учебнике описывается про естественные и  искусственные водные богатства?

-А теперь, после того как вы прочитали текст, сделайте самостоятельно в рабочей тетради на стр.51 №1

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте проверку, правильно ли все сделал ваш сосед, если есть ошибки исправьте их.( на экране правильные ответы, дети сверяют)

- Внимательно рассмотрим на схеме части реки.

Слайд        (Схема «Части реки».)

- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье– место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет  правый берег, а слева - левый.

Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится  полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

- Покажите на схеме все части реки. Назовите их.

- Как называют начало реки? ( Исток)

-Как  называют место , где река впадает в море, озеро?( Устье)

- Как называют углубление , по которому течёт река?(РУСЛО)

- Что расположено с двух сторон реки?(БЕРЕГА)

- Выполнение задания в рабочей тетради на стр.51 № 2.

Самостоятельно ( Подписать части реки)

-Ребята, кто может выйти к доске и показать указкой на схеме , где находится исток, устье, русло?

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Работа в группах.

1-я группа: Реки. Самая крупная река нашей страны - Волга.

Презентация. Слайд (Волга.)

Что такое река?

Река Волга – одна из величайших рек России и самая длинная и многоводная в Европе. Протяжённость реки составляет 3530 км, и при этом среди российских рек она по длине занимает четвёртое место.

Река Иртыш – это могучий водный сибирский поток, несущий свои воды с юга на север. Он впадает в реку Обь и является её главным притоком. Вместе они образуют водную систему с протяжённостью 5410 км. Это 7-е место среди самых длинных и полноводных рек планеты.

Аму́р — река на Дальнем Востоке в Восточной Азии. Протекает по территории России и границе России и Китая. Длина — 2824 км. Впадает в Охотское море или Японское море.

2-я группа: Моря.

 Видеофрагмент  (Море).

Что такое море?

Какие моря есть в нашей стране?

Баренцево море по своим размерам занимает одно из первых мест среди морей России. Его площадь составляет 1 миллион 424 тысячи км2. Баренцево море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном.

Каспийское море — самое большое на Земле озеро, бессточное, расположенное на стыке Европы и Азии. Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500—6700 километров, с островами — до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории — низменные и гладкие.

Бе́рингово мо́ре — море на севере Тихого океана, отделяемое от него Алеутскими и Командорскими островами; Берингов пролив соединяет его с Чукотским морем и Северным Ледовитым океаном. Берингово море имеет для России крупное транспортное значение как звено Северного морского пути

- Продолжим наше путешествие. Мы проплыли по реке и попали в озеро.

3-я группа: Озёра. Озёра нашего края. 

 (Челябинской области)

Что такое озеро?

Какие вы знаете озера?

Озеро Увильды — одно из самых больших и живописных озер Урала. Оно находится на территории сразу трех административных районов Челябинской области: Аргаяшского района, Карабашского и Кыштымского городских округов.

Средняя глубина озера – 14 метров, а максимальная – 35 метров.

Площадь этого огромного озера – 68,1 квадратных километров.

В озере водятся окуни, караси, плотва, лещи, щука, линь.

Тургоя́к — жемчужина Челябинской области, второе по чистоте озеро России, признанный памятник природы. Озеро не очень большое – его длина не более 8 км, ширина — 6 км. Существует две версии о происхождении названия Тургояк. Первая: оно произошло от башкирских слов тур – «стой» и аяк – «нога», вторая версия говорит о том, что название Тургояк тюркского происхождения, но переводится как «верхнее», то есть или горное, или главное озеро.

Зюраткуль – самое высокогорное озеро Южного Урала. Находится на территории Саткинского района Челябинской области. площадь в 12 квадратных километров. Озеро окружено живописными горными хребтами, поросшими хвойными лесами.

5-я группа: Пруды.

Презентация. Слайд (Пруд.)

Миньярский пруд. Расположен в черте города Миньяр на реке Сим в месте впадения в неё реки Миньяр. Миньярский пруд состоит из двух частей: затопленной долины р. Сим, вытянутой, в общем, с востока на запад на 2,2 км и подтопленной долины р. Миньяр, протянувшейся с севера на юг на 1,9 км. В пруду водится щука, хариус, пескарь, чебак, голавль, линь.

Пруд Церковковский. Пруд создан на реке Церковка. Сама река впадает в Нязепетровское водохранилище. Длина речки составляет 7 – 8 километров.

Площадь Церковского пруда пруда 3 га. Максимальная глубина 5 метров. Прозрачность воды 1 метр. Пруд зарыбляется карпом и форелью. Расстояние от Челябинска 240 км.

Пруд Медведевский имеет овальную форму. Вокруг пруда

расположен лес, дно илистое. Максимальная глубина 7-8 метров. От Челябинска до пруда Медведевский 160 километров.

6-я группа: Водохранилища. Известное водохранилище нашей Челябинской области.

Презентация.

Шершнёвское водохранилище- искусственный водоём, созданный в 1963—1969 на реке Миасс[1] на территории города Челябинска и Сосновского района Челябинской области России между посёлками Полетаево и Шершни. Длина Шершнёвского водохранилища – 18 км. Площадь водного зеркала – 39 км.

Аргазинское водохранилище является самым крупным водоемом в области.Длина 22 километра, ширина 11 километров., площадь 113 квадратных километров. Оно было образовано на реке Миасс, приток Тобола. Аргазинское

водохранилище - главный источник питьевой воды города Челябинска.

Верхнеуральское водохранилище — одно из крупнейших в Челябинской области. Верхнеуральское «море» раскинулось на 23 километра в длину и 3 километра в ширину. Площадь водного зеркала составляет 76,5 квадратных километров. В водохранилище впадают реки Воровская и Черная — левые притоки реки Урал. Есть на водохранилище небольшие острова, самый крупный из них расположен недалеко от плотины и за свою необычную форму получил название Кит.

 Ребята, а теперь, что бы нас с вами закрепить наши знания , вам нужно будет заполнить кроссворд. (проверка- проверяет учитель после урока)

Отвечать на вопросы.

 

.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос.

Предполагать, откуда может поступать вода

Слушать учителя

П: осмысленно читают задание

П: строят речевое высказывание

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

К: контролируют действия партнера

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

П: строят речевое высказывание

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте

П: строят речевое высказывание

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

IV.Итог урока. Рефлексия.

Словесн.: беседа

2 мин

- Наш урок подходит к завершению.

- О каких водоёмах мы говорили на уроке?

- На какие две группы можно разделить водоёмы?

- Что относится к естественным водоёмам?

- Что относится к искусственным водоёмам?

- Какие части реки вы знаете?

Подводить итоги.

Р: осуществляют итоговый контроль

1 мин

- Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что на уроке было интересным?

- Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим 

Оценивание. Выставление оценок.

 Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка

1 мин

Домашнее задание

Учебник: стр.52, № 4,5 выполнить упражнения в тетради.

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня Урок окончен.

До свидания, ребята! 

Записать домашнее задание.

П: структурирование знаний; извлечение необходимой информации.

Река Волга – одна из величайших рек России и самая длинная и многоводная в Европе. Протяжённость реки составляет 3530 км, и при этом среди российских рек она по длине занимает четвёртое место.

Баренцево море по своим размерам занимает одно из первых мест среди морей России. Его площадь составляет 1 миллион 424 тысячи км2. Баренцево море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном

Смо́лино озеро — естественный слабосолёный водоём, расположенный на территории Ленинского и Советского районов Челябинска на юго-востоке города. Озеро Смолино имеет овальную форму и вытянуто в длину на 6,7 километров.

Миньярский пруд. Расположен в черте города Миньяр на реке Сим в месте впадения в неё реки Миньяр. Миньярский пруд состоит из двух частей: затопленной долины р. Сим, вытянутой, в общем, с востока на запад на 2,2 км и подтопленной долины р. Миньяр, протянувшейся с севера на юг на 1,9 км. В пруду водится щука, хариус, пескарь, чебак, голавль, линь.

Шершнёвское водохранилище- искусственный водоём, созданный в 1963—1969 на реке Миасс на территории города Челябинска и Сосновского района Челябинской области России между посёлками Полетаево и Шершни. Длина Шершнёвского водохранилища – 18 км. Площадь водного зеркала – 39 км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....