Экологический светофор
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Оганесян Анна Сергеевна

Занятие по внеурочной деятельности «Экологический светофор»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологический светофор».

Цели: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

-познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;

- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с буквами (э,к,о,л,о,г,и,я), индивидуальные творческие задания; светофор каждому ученику, карточки с изображением правил поведения в природе.

Планируемые результаты:

Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

Учиться защищать природные ресурсы.

Познавательные УУД

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

Строить речевое высказывание в устной форме.

Объяснять понятия: экология.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу.  

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Договариваться о правилах общения и поведения.

Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей по отношению к окружающей среде.

Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Ход занятия

1.Организационый момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе.

-Для того чтобы узнать тему нашего урока посмотрите внимательно на экран.

(Учащиеся называют тему занятия)

-Тема внеурочного занятия " Экологический светофор".

-Как вы думаете, все ли дети и взрослые люди умеют бережно относиться к природе?

-Как вы думаете, что будет целью?

-Да, ребята, наша цель - узнать, что значит беречь природу? Научиться беречь природу и научить других людей бережно относиться к природе.

-Отгадайте загадки и сложите из первых букв ответов слово:

1)Лекарь этот знаменит, Горло лечит … (эвкалипт) – карточка с буквой «э»

-Какая первая буква в слове «эвкалипт»? (Дети: «э») (один ученик выходит и стоит с карточкой).

2) Резные разноцветные листики на нем, в парке украшение – наш любимый …(клен) – карточка с буквой «к».

3) Никто не кричит, не стучит, не свистит, а она стоит и всегда дрожит… (осина) – карточка с буквой «о».

4) От простуды и от гриппа пьем мы вкусный чай из … (липы) – карточка с буквой «л».

5) Округлые листочки зеленые всегда, в сережки нарядилась стройная… (ольха) – карточка с «о».

6) В саду на клумбе господин – яркий пышный… (георгин) - карточка с «г».

7) До чего красива у реки плакучая ... (ива) – буква «и».

8) Весной с бантиками, летом с мячиками... (яблоня) – буква «я»

Выходят ребята с карточками (с буквами)

-Какое слово получилось? (ЭКОЛОГИЯ).

-Ребята, кто знает, что обозначает термин Экология?

(Отвечают на вопрос учителя, слушают учителя).

Экология - это наука о дружбе человека с природой. Давайте вспомним, что такое живая и неживая природа. Как вы считаете, что относится к живой природе? (разговор о природе)

Игра «Догадайся»

Если речь в загадке идет о живой природе, вы поднимаете зеленый флажок, а если о неживой - красный. Чья команда отгадывает, получает медаль. Всего 4 команды.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу там сосал.

Весной затопал он спросонок.

Ребята, кто он? (Медвежонок).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса).

Он всюду - в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь).

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (Белка)

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

Что за дерево растет?

Снег в июне нам несет

Этот снег не тает

В воздухе летает. (Тополь)

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают. (Светофор)

Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает почти то же самое, что и на проезжей части:

Красный свет — природе вред!

Желтый - осторожно!

Свет зеленый — как красиво! -

Скажет лес тебе: "Спасибо!"

Запомнили? Проверим.

— Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!") Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.

— Желтый? (дети отвечают: "Осторожно!"). Верно! И это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет.

Свет зеленый?. (Дети продолжают: "Так красиво! — Скажет лес тебе: Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений

и животных — добрые дела!

Физминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался

И на пляже загорал?

А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не лови

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит

Кто природу охраняет?

За порядком кто следит?

Игра «Экологический светофор».

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. (Объясняет детям правила игры).

Правила игры:

•Учитель зачитывает описание поступка человека в природе, демонстрирует соответствующий рисунок.

•Задача учащихся оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся у него кружков т. е. «включить» сигнал экологического светофора.

•После демонстрации нескольких рисунков, детям предлагается самим вспомнить и попытаться объяснить какой-то один поступок человека и «включить» сигнал светофора.

Учитель. После такой интересной игры, я думаю, что каждый из вас, ребята, сможет быть настоящим регулировщиком и не допустить, чтобы кто-то наносил вред окружающей нас природе.

А это мы сейчас и проверим. (учитель раздает карточки, на которых изображены поступки людей по отношению к природе).

Отгадайте загадку о лесном жителе.

В кору стучит, живёт в глуши лесной. Старательный работник, лесной носатый плотник.

Дети: Дятел

Сюда  часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики  обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

Как вы оцените действия ребят?

Письмо №2

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился  и  стал бить

прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Письмо № 4

Катя и Петя гуляли в лесу.  Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?

- Скажите, преобразился ли лес?

- А чего не хватает?

- Каждая группа дополнит тем, чем  она считает нужным (изготавливают из пластилина)

Итог занятия.

Какой вывод вы можете сделать в заключении? (Ответы детей: беречь природу, охранять, не мусорить, соблюдать правила поведения на природе…)

- Чем понравилось?

- Понравилась вам своя деятельность, свои ответы? Ребята поднимают дощечки.

- Что особенно запомнилось? (отвечают дети).

ВСЕ – МОЛОДЦЫ. Похлопаем друг другу

Благодарю за внимание.

Использованная литература

1.Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.

2.Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

3.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.

4. Зверев А.Т. Экологические игры. Изд. 2-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ЗАО «Дом педагогики». 2001, - 56 с., илл

5. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго. Худ. Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2002 . 192 с.: ил. – (Потехе – час).

6. Калугин М.А., Новоторцев Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Экологическая игра "Эко Светофор"

Настольная игра предназначена для детей 11-99 лет. Цель игры - экологическое просвещение. В игровой форме участники знакомятся с экологическими проблемами современности, находят способы устранения или...

«Экологический светофор»

Внеклассное мероприятие можно провести в качестве осеннего праздника, который способствует повышению уровня экологической культуры детей....

Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".

В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...

Экологическое мероприятие "Экологический светофор"

Данное мероприятие предназначено для младшего школьного возраста...

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках".

Внеклассное занятие по окружающему миру по теме: "Экологический светофор на лесных тропинках"....