Конспект проблемного урока для групповой работы по теме: Лес - природное сообщество?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сафарова Ирина Александровна

Конспект данного урока разработан для групповой работы. Учащиеся делятся на группы и получают опережающее задание. В каждой группе должен быть эксперт по экологическим проблемам, растительному миру, животному миру, специалист по питанию. Учащиеся по ходу урока узнают новые понятия, закрепляют полученные знания, учатся применять их на практике, создавать и анализировать проблемные ситуации, получают навык работы в команде, учатся слушать друг друга и помогать. Результатом урока является комплексное представление учащихся о лесе, как о лесном сообществе.

К данному уроку опубликовано Приложение, к котором помещена физкультминутка "Ярусы леса",

а также разработаны задания для групп:

1. Карточки проблемных ситуаций, 

2. Схема "Круговорот веществ в лесу". Она раздается каждой группе и дорабатывается учениками. Они должны стрелочками указать движение веществ в природном сообществе "Лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.docx66.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проблемного урока по теме:

Лес – природное сообщество?

Урок: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Сафарова Ирина Александровна

Тип урока: Урок - исследование

Тема: Лес – природное сообщество?

Цель: формирование исследовательских навыков в работе над понятием «природное сообщество леса», развитие способностей применять знания в учебной деятельности.

Задачи: расширять представление о лесе, как о природном сообществе;

изучить понятие «ярусность»;

научится опысывать природное сообщество по представленному плану;

развивать умение извлекать информацию из разных источников;

развивать умение договариваться при работе в группе, учитывать мнение другого ученика;

воспитывать самостоятельность в работе над заданиями

Предполагаемые результаты

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к изучению темы, умеют договариваться, учитывают мнение друг друга, адекватно оценивают работу в группе.

Предметные: обучающиеся понимают, что такое природное сообщество леса, узнают по иллюстрациям представителей лесного сообщества.

Метапредметные:

Познавательные: обучающиеся осознают значимость всех составляющих лесного сообщества.

Регулятивные : умеют определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; умеют действовать в соответствии с планом; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать и принимать мнение других.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового учебного материала.

Перед детьми ставится проблема, которую они должны решить по ходу урока.

Что такое природное сообщество? А лес – природное сообщество? Давайте попробуем разобраться.

  1. Виды леса

Вы уже знаете, что лес бывает разный. Леса занимают около трети площади суши. Какие виды лесов вы знаете?(хвойный, лиственный, смешанный)

А только ли деревья различаются в этих лесах? Давайте посмотрим на нижний ярус растений. В каком лесу растет много травянистых растений, подлеска? Почему? (условия освящения, минеральные вещества)

   В ельниках толстый слой мульчи(опавшая хвоя).    Мало света. Выживают достаточно теневыносливые растения. Распространены растения с белой окраской цветов, чтобы насекомые-опылители их могли заметить.

    Семена выживших растений в большинстве остаются сверху, зимой вымерзают, а весной не могут укорениться. Распространены многолетние растения, которым ненужно весной начинать цикл заново.

    Еловая хвоя создает кислую реакцию, ее разлагаю в основном микрогрибы и распространены растения могущие жить в содружестве с ними.

    Много растений пользуются ветром для распространения семян, так называемыми "парашутиками". В еловом лесу ветра мало и распространены мелко-пыле-семянные растения.

В ельниках распространены растения могущие размножаться корнями и отростками. Например черника, голубика, мхи, папоротники, кислица.

Мы с вами живем в зоне каких лесов?(смешанных)

  1. Давайте внимательно рассмотрим растительный и животный мир смешанных лесов.

Доклады детей с картинками.(опережающее домашнее задание)

Какие древесные растения встречаются(ель, сосна, береза, осина, липа, дуб, клен, рябина, ясень, ольха, подлесок: орешник, бересклет)

Травянистые растения(осока, лесная коротконожка, сныть, копытень европейский, ясменник пахучий; имеются луковичные и клубнекорневые виды: хохлатка, пролеска, ягоды: черника, земляника, малина)

Мхи сфагновые, гипновые. Условия прорастания

Лишайники – паразиты?(растут в основном на больных, засыхающих деревьях. Почему?)

Грибы. Рисунок грибницы(мецелий)

Животные растительноядные, хищники

На какие классы делится мир животных леса? (Насекомые, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные.)

В каких средах обитают животные леса?(наземно-воздушная, почвенная)

Роль животных: помогают росту и развитию леса, помогают распространению, перенося семена, опаляют растения, уничтожают паразитов, которые губят деревья, хищники регулируют численность растительноядных.

Есть ли в лесу вредные и полезные животные?(В природе не существует полезных и вредных животных. Все жители леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других!)

Что такое «лесная подстилка» и какую роль она играет в жизни животных? Растений?

  1. Работа в группах: каждая группа собирает фрагмент леса. Нужно составить кусочек природного сообщества вокруг деревьев: ель, береза, сосна, липа

  1. Цепи питания. Зачем нужно питаться?(чтобы получить силы, энергию)

Значит цепи питания, это цепи передачи энергии. Откуда первоначально берется энергия(неисчерпаемый источник энергии)? (Из энергии солнца) Кто первичное звено, которое может эту энергию использовать? Благодаря какому процессу?

Задания в группах:

1)группы составляют цепи питания

2)в каждой группе решается проблемная ситуация по составленной ими цепи питания.

 Например, цепь питания: дуб-кабан-волк. Начался сезон охоты. Охотников оказалось слишком много. Численность волков резко сократилась. Что произойдет в этом лесу?

Сложное задание. цепь питания: желуди-мышь – сова. Численность сов резко сократилась из- за истребления. Что произойдет?(увеличится численность мышей, которые начнут губить растения) А может ли природа сама предотвратить экологическое бедствие? Как?Подсказка: каждое звено пищевой цепи участвует только в одной цепи или может входить и другие цепи питании? (теплая весна, отличные условия для размножения и выживания пресмыкающихся. Увеличение численности змей привело к сокращению численности мышей)

3) Каждая группа делает вывод:( каждое звено очень важно, если численность одного вида уменьшится или увеличится, нарушится равновесие в данном сообществе.)

Всё связано со всем. Все друг другу нужны. Все  живут сообща. Лишних нет. Поэтому лес и называют природным сообществом.

Компоненты лесного сообщества: живые организмы(древесная растительность, травы, мхи, грибы, лишайники, животные, микроорганизмы), а также компоненты неживой природы: вода, воздух, почва.

  1. Круговорот веществ в лесу. Выдается карточка на группу. Нужно нарисовать стрелочки и подписать вещества.

  1. Значение лесов?( легкие планеты, строительный материал…)

 В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Значение для человека: Отдых, эстетическое наслаждение, лечение, топливо и строительный материал, источник пищи (грибы, ягоды, охота)

Значение леса для здоровья человека

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные — сосна, ель, можжевельник, а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль.

Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Сосновый лес выделяет в воздух примерно 5 кг фитонцидов в сутки, можжевёловый — примерно 30 кг. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В хвойных лесах воздух почти стерилен. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

  1. Экологические проблемы леса

Как человек может относится к лесу?

*Может провоцировать экологические проблемы лесов существуют? (вырубка леса, лесные пожары, загрязнение леса бытовым мусором, браконьерство (незаконная вырубка лесов, отстрел животных).

Сколько лет пролежат эти предметы в земле до полного перегнивания)

Бумага – 3 года

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – 200 лет.

Стекло – 100 лет.

- А если загрязнять лес, чем это грозит? (накапливаются микробы, различные болезни, которые кому грозят (Животным в первую очередь, а потом и человеку)

- А чтобы этих предметов не было в лесу, что мы должны делать? (Когда идём в лес ничего после себя не оставлять, никакой мусор)


Приложение

Проблемные ситуации(работа в группах):

  1. люди из ближайшей деревни вырубили все кустарники. «Почистили лес», чтобы удобнее было ходить за грибами, ягодами, не заблудиться
  2. Люди из ближайшей деревни расчистили лес от сухостоя.

Какие изменения произойдут в каждом лесном сообществе?

  1. В лес пришло большое количество грибников. Вышли из леса с полными корзинами. Половина из них просто выдергивали грибы и складывали в корзинки, ведь под землей еще часть ножки гриба, а они такие вкусные! Некоторые разрывали мох и лесную подстилку вокруг гриба, чтобы найти рядом совсем маленькие. А еще ходили в лес очень сознательные дети, которые пинали ногами мухоморы, чтобы другие не отравились. Что произойдет?
  2. В этом году урожай ягод. Люди ходят в лес каждый день, чтобы наварить на зиму много вкусного варенья. В местный магазин поступили в продажу гребенки для сбора ягод. Ура! теперь варения будет еще больше! Что произойдет?

*Может разумно пользоваться дарами леса.

Основные правила поведения в лесу: НЕ СОРИ! НЕ ВРЕДИ! НЕ ШУМИ!

Физкультминутка «Ярусы леса».

Встаньте, поднимите вверх руки и посмотрите на ладошки, потрясите ладошками. Высоко вверху шумят листочками деревья. Это верхний ярус.

Опустите руки на пояс. Встаём на носочки, на пяточки. Снова на носочки, на пяточки. Это следующий ярус - кустарники.

Присядьте. Это какой ярус? (Травы.)

Встаньте! Посмотрите себе под ноги, там растут мхи - самый нижний ярус. Шагаем на месте, высоко поднимая колено. Шагаем осторожно, чтобы не помять представителей нижнего яруса.


Круговорот веществ в лесу (дорисуйте схему)

http://2raskraski.ru/wp-content/uploads/zayats-2.jpghttp://moi-raskraski.ru/images/raskraski/animals/pticy/djatel/raskraski-ptitsy-dyatel-2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс

Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс. Автор учебника Н.Ф.Виноградова. Программа  "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру на тему : «Луг – природное сообщество».

Конспект урока по окружающему миру .Автор Плешаков. 4 класс...

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу....

Задания для групповой работы по теме "Весна".

В данной работе помещены задания для групповой работы на уроке окружающий мир по теме "Весна"....

Проблемно-диалоговое обучение (групповая работа)

при постановке учебной проблемы (формулирование темы урока)...

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Организация групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины".

Данная творческая разработка показывает организацию групповой работы по теме "Природные зоны нашей Родины"....