Проектная деятельность.
проект по окружающему миру на тему

Кибзий Елена Григорьевна

Проектная деятельность.Изучаем муравьев...Их жизнь и быт.Сравниваем с жизнью и бытом человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx242.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 883

(125480, г. Москва, ул. Виллиса Лациса, д. 11, к.2)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

 

СЕКЦИЯ «Биология и география»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

МУРАВЬИ-ТОРЖЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТА

Выполнил:

Кибзий Сергей, 4 класс «Г»

г. Москва,

 

Руководитель:

Кибзий Елена Григорьевна,

учитель начальных классов ГБОУ Школа № 883

Москва

2017

                                      Оглавление

Паспорт проектной работы............................................................... .. 1

Введение ..............................................................................................  2

Аннотация.............................................................................................. 3-4

Основная часть..................................................................................... 5-12

                    Муравьи и люди- общественные существа...........    6

                    Сходство в построении жилья.....................................7

                    Сравнение в распределении обязанностей..........     8

                    Сравнение некоторых профессий..........................     9

                    Сравнение в подверженности вредным привычкам.10

                     Выводы............................................................................11-12

Ассоциации..........................................................................................13-14

Приложение.........................................................................................15-16

Список литературы................................................................................17

                           

Паспорт проектной работы.

1.  Исследовательская работа на тему:

    "Муравьи- торжество интеллекта"

2.  Состав проектной группы:

     Кибзий Сергей,ученик 4"Г"класса:

     

     Научный руководитель:

     Сюнякова Юлия Анатольевна, учитель начальных классов.

3. Проект состоит из трех частей.

1)  Первая часть - теоретическая. С помощью учебной и справочной        

     литературы, собственных наблюдений, знакомимся с

     жизнедеятельностью муравьев.

2)  Вторая часть - практическая. Изготавливаем муравьиную ферму и                

    изучаем   поведение муравьев в искусственно созданных условиях.      

    Сраниваем жизнь лесных муравьев и "фермерских."

3)  Третья часть- исследовательская- На третьем этапе проекта я выявлял  

      сходства и   различия у в цивилизации муравьев и цивилизации человека  

      по  некоторым направлениям:

    -время возникновеня жизни представителей обеих цивилизаций на      

     Земле;

    -приспосбленность к жизни в социуме;

    -организация жилья;

    -распределение обязанностей;

    -вредные привычки.

 Делаю выводы.

4.Материально-техническое обеспечение проекта:

   1) муравейники и муравьи подмосковья,муравьиная ферма

   2) учебная,справочная литература,интернет.

                                             

                                                    1

                                        Введение

На ладони может уместиться целый огромный мир. Тяжело поверить? А напрасно! Потому что я говорю про мир муравьев- самых интеллектуальных насекомых.

Данная работа посвящена изучению муравьев.Наблюдения за их  жизнью заставили меня задуматься о социальной модели построения челвеческой цивилизации,сколько общего у представителей этих двух миров!!!

На нашей планете живут около 7миллиардов человек. А цивилизация муравьев? Общий вес всех муравьёв (а их 12000 видов), живущих на Земле – не менее 500 миллионов тонн. Это четверть массы всех обитателей планеты. Также считается, что на каждого человека приходится больше 2 миллионов муравьёв. И как последовательно и логично построение жизни этой муравьиной цивилизации! Каждая муравьиная семья – это целый мир, во многом очень напоминающий человеческое общество. Этих трудолюбивых и интереснейших насекомых изучает специальная наука – мирмекология. Каждый отдельный муравей отличается микроскопическими размерами и кажется абсолютно неразумным существом, однако уклад муравьиной семьи настолько сложен, и так четко организован, что это вызывает удивление и даже восхищение.

Почему люди, умеющие говорить, обладающие разумом и пользующиеся современными технологиями(в отличии от муравьев) не могут договориться?

Значит владение речью и современными технологиями -это не главное?

Может у муравьиной цивилизации есть секрет, который я смогу узнать, изучив их жизнедеятельность подробнее?

 Ежедневно, включая телевизор, мы слышим страшные   новости о гибнущих людях. Почему люди погибают не от старости, а от оружия?  Пока это происходит, мы должны учиться жить в мире и понимании с собой, с природой. Брать для себя на вооружение то и учиться тому, что человеческая цивилизация делать не научилась –жить в мире и согласии. Учиться на примерах других цивилизаций.

                                                       2

                                   Аннотоация

                      Работа посвящена:

1.Изучению насекомых отряда перепончатокрылых.

2.Сравнению 2ух цивилизаций: цивилизации человека и цивилизации муравья.

                 

                   Актуальность исследования:

Выявить причины, позволяющие сосуществовать муравьям в многомиллионном муравейнике в мире и согласии.

 

                                 Проблема:

Изучить причины и возможность мирного сосуществования огромного количества муравьев в одном муравейнике.

Объект исследования: муравьи и муравейники.

 

                                 Предмет исследования:

Насекомые.    

                                                 

                                                  Цель :

1.    Изучить поведение муравьев, природные факторы, влияющие на

       жизнедеятельность муравья. Их умение ориентироваться на местности,  

       степень защищенности муравейника.

2.    Сравнить полученные сведения о жизнедеятельности муравья с жизнью

       человека.

3.    Выявить сходства и различия в жизни этих двух цивилизаций.  

4.    Показать, насколько разнообразна природа, и какой сложной может быть    

       организация жизни даже у таких маленьких представителей животного

       мира, как муравьи.

5.   Провести классный час на тему: «Сходство двух цивилизаций".

                                              Гипотеза:

Предположим, что организация социальной  жизни муравьев послужила примером для организации жизни человека.

                                               Задачи:

1.Изучить информацию по данной теме.

2.Сравнить организацию жизни муравья и организацию жизни человека.

3. Выяснить какое влияние оказывают друг на друга жизнь обеих цивилизаций?

4. Провести исследование и сделать выводы.

                                                        3

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1.Эмпирические:(наблюдение и сравнение).

2.Экспериментально-теоретические(анализ,моделирование,обобщение).

                            Практическая значимость:

работа будет интересна как для ребят, так и для взрослых.

                                         План.

1.Рассказать, что послужило причиной моего исследования.

2.Возникновения жизни на нашей планете цивилизации муравьев  

   и цивилизации человека.

3.Муравьи и люди –общественные существа.

4.Сравнить жилье человека и жилье муравьев.

5.Сравнить распределение обязанностей в семье человека и в семье муравьев.

6.Сравнить занятия сельским хозяйством у человека и муравья.

7.Сравнить предрасположенность к вредным привычкам.

8.Обобщить мои сравнения и сделать вывод.

9.Рассказать, как человек использует свои преимущества.

10.Рассказать, чему человек может научиться у муравьев.

(что в организации жизни муравьев может служить примером для организации жизни человека) -подтвердить мою гипотезу.

                                                   4  

Мои наблюдения за муравьями не ограничивались тем, что я рассматривал их с лупой на улице и дома под микроскопом. Родители купили мне гелевую муравьиную ферму, а следующую гипсовую мы уже сделали вместе с папой. В обе фермы я поместил колонии муравьев и начал за ними наблюдать.

В процессе наблюдения, чтобы объяснить непонятные для меня вещи, я все больше обращался к разной литературе. Про муравьев написаны тысячи статей и десятки толстых книг. О них писали биологи и фантасты, философы и экологи, социологи и многие другие исследователи. Муравьи являются героями многочисленных сказок, кинофильмов. Их портреты можно найти в специальных научных и популярных журналах и в Интернете и даже на почтовых марках.Я начал сравнивать жизнь этих умнейших насекомых с жизнью людей. Сколько же общего я обнаружил!

Это натолкнуло меня на мысль, а что, если организация социальной  жизни муравьев послужила примером для организации социальной  жизни человека и всего нашего общества? Для ответа на этот вопрос я начал свое исследование. Мне необходимо изучить жизнь муравьев и сравнить ее с жизнью человека по определенным параметрам, а потом уже делать выводы.

Когда же появился первый человек на нашей планете, и когда были обнаружены первые муравьи? По теории Дарвина первый человек-человек умелый, произошел от обезьяны и появился около 2миллионов лет назад. А когда появились на свет муравьи? В энциклопедии сказано, что это было 100-140 миллионов лет назад. Может в процессе эволюции человек брал на вооружение то, что уже изобрели и использовали в своей жизни колонии муравьев? А может развитие шло параллельно?

В процессе наблюдения за моими подопытными муравьями, несмотря на уход за ними, те, которые были помещены в гелевую муравьиную ферму, погибли. Почему? У них было все необходимое для жизни: свет, тепло, еда. Я был очень расстроен и начал искать ответ в специальной литературе. Ответ в том, что муравьи - существа социальные.

                                                5

Если одного муравья изолировать в банке и даже хорошо кормить, он всё равно умрёт: от одиночества, понимания своей ненужности, от тоски по семье. По мнению энтомологов, муравьи существа общественные, и им нет жизни без общества.

А человек? Может ли он жить в изоляции от общества, в одиночестве, без других людей? 200 лет назад в лесах Южной Франции охотники нашли мальчика, которому на вид было лет 12-14.Он еще в младенчестве попал в лес и вырос среди животных. Мальчик умел делать только то, что делают животные: ходил на четырех конечностях, охотился, ел корешки растений и жучков. Когда его поселили среди людей, он так и не научился говорить, думать как человек. Этот мальчик (как и многие найденные дикие дети)  так и не смог адаптироваться к жизни среди людей. Вначале  наступила его социальная смерть, а через некоторое время и физиологическая.

И я делаю первый вывод .

Муравьи – общественные насекомые. Люди – так же общественные существа. 

Человек немыслим без человечества, так и муравей немыслим без муравейника. Это сходство первое.

Дальше мне необходимо сравнить жилье человека и жилье муравья.

Как устроено жилье современного человека?

Это дома, построенные из прочных материалов, которые защищают от непогоды, ремонтируются в зависимости с необходимостью. Дома человека могут отличаться размером, архитектурой, отделкой и дизайном, но принцип у всех один.

В домах много квартир. В каждой квартире предусмотрены комнаты разного значения (гостиная, спальня, детская, гардеробная, кухня, туалет, ванная и пр.). Консьерж или охранник следит за порядком и обеспечивает охрану дома.

Как устроено жилье муравьев?

                                                   6

Муравейник-это дом, в котором обитает муравьиное семейство, он похож на настоящий город. Муравейники бывают разных размеров, они отличаются по своей конструкции, некоторые из них представляют удивительные архитектурные сооружения, достигая высотой 8 метров. Но, не зависимо от формы и размеров, все муравейники имеют сложное многокамерное(многокомнатное) устройство. В таком сооружении могут жить до полутора миллионов муравьев.

Покрытие муравейника сделано из иголок и веточек. Они защищают жилище от непогоды. Муравейник ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

В муравейнике существуют следующие камеры(комнаты):

- «Солярий» - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

-«Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

-«Зимовальная камера». Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

- «Хлебный амбар». Здесь муравьи хранят зерна.

- «Царская камера». Здесь живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

- «Родильный дом». Камеры с яйцами, личинками и куколками.

- «Коровник», где муравьи содержат тлей.

- «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

– «Мусоросборники».

- «Туалеты».

- «Общие залы» - для отдыха.

Расположены все комнаты-камеры тоже очень логично.

Помещения для хранения яиц, личинок и куколок муравьёв, расположены под куполом, но ближе к середине муравейника. Основная часть муравейника - под землёй. Его галереи до 1,5-2 метров уходят вглубь и не только из-за безопасности, но и ради возможности добывать воду. В одних подземных камерах располагаются склады продовольствия, в других висят живые муравьи, хранящие в зобах мёд.

Вход охраняется солдатами. Есть вентиляция.

Изучая и сравнивая муравейник и дом человека, мы видим, что жилье поделено на комнаты по назначению!!!Как же все логично и осмысленно! Это стало для меня большим открытием.

Вывод второй. Выявлено второе сходство – и люди, и муравьи строят свои жилища.

Можно возразить, что и птицы строят гнезда, а мыши, суслики и прочие роют норы. Да это так, но только люди и муравьи достигли в

                                                   7

этом совершенства. Муравейники в чем-то схожи с современными

суперпентхаузами. В муравейнике поддерживаются определенная температура и влажность, и без всяких там кондиционеров и увлажнителей, только за счет изменения купола муравейника, который муравьи-рабочие поддерживают очень согласованно и дружно без перекуров, прогулов и перерывов на обед, без больничных.

Сравниваю жизнь и распределение обязанностей в семье человека и в семье муравья.

Люди живут семьями. Человек не может жить один. В полноценной семье есть мама, папа, дети. Некоторые живут совместно с бабушками и дедушками. У каждого в семье определенная роль, определенные обязанности. Женщина готовит еду, создает уют в доме, мужчина покупает продукты, является добытчиком и защитником. Оба родителя участвуют в воспитании детей. Заботятся о более старшем поколении. Конечно, современная жизнь диктует свои условия и вносит некоторые поправки, но назначение женщины -это дети и семья, а мужчины- это содержание, защита семьи и работа. Так распределяются обязанности у людей. Дети, подрастая, берут на себя заботу о родителях.

А что происходит у муравьев? Как распределяются обязанности у них в семье?

Конечно, если рассматривать муравейник как семью, я понимаю, что она огромна. Но ведь главное, как они умудряются жить гармонично и распределять обязанности между собой!

 В муравейнике строгая дисциплина, распределение ролей и иерархия.

Гнездом управляет царица - это самка, которая откладывает яйца.

 Рабочие муравьи -  это тоже самки, но они не производят потомства до тех пор, пока жива царица. Срок жизни царицы 15-20 лет. Рабочий муравей живет - до 7 лет.

Самцы живут только один сезон. В жизни муравейника они не участвуют и погибают сразу после спаривания.

Рядом с царицей находится ее свита из 10-12 рабочих муравьев, они о ней заботятся: облизывают ее и кормят. Это, как правило, молодые муравьи. Все обитатели гнезда проходят примерно месячную стадию ухаживания либо за царицей, либо за личинками. После этого они перебираются на самый дальний участок зоны патрулирования муравейника (радиус зоны достигает 56 метров) и там занимаются поиском пищи -фуражированием. Найденную пищу, муравей передает вверх по инстанциям, и лишь оттуда она распределяется по всему муравейнику. Вместе с пищей весь муравейник получает особый феромон - вещество, которое выделяет царица. В нем содержится

                                                      8

информация о здоровье царицы и состоянии гнезда.(Прямо как сдача анализов у человека!) Это вещество муравьи из свиты слизывают с царицы, переносят в специальном зобу и передают друг другу по цепочке. Таким образом, все особи муравьиного сообщества включены в единое информационное пространство(это такой научный термин).

В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей- фуражер несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» - убивают и самого пускают на фураж. Так что ленивым здесь не место- хочешь жить в семье- надо работать. Очень интересно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.

 Как же семья муравьев отличает тех, кто не хочет трудиться, от тех, кто не может это делать? Для этого есть свой способ общения-общение запахом.

У человечества это очевидно, у муравьев есть рабочие, есть воины, есть няньки. Правда, муравьи в части специализации ушли значительно дальше людей: у них есть, например, яйцекладущие самки (матки), занимающиеся только тем, что откладывают яйца и ведут воспроизводство муравьиного населения. Есть самцы-мужья, вся задача которых состоит в оплодотворении молодой самки, после ее вылета (молодые самки и самцы имеют крылья, которые они сбрасывают после оплодотворения). Выполнив задачу, самцы гибнут, муравейник их не принимает, так же, как и пчелы трутней. Всё очень рационально. Есть даже муравьи-кладовые, вся задача которых состоит в том, что они хранят в себе пищевые запасы, которыми их снабжают рабочие муравьи. Много пищи – муравьи-кладовые раздуваются и висят где-то в дальних камерах муравейника, пока не наступит голодное время. Нет пищи, муравьи-кладовые делятся накопленными запасами и худеют…

 

Вывод третий. Распределение обязанностей в семьях этих двух цивилизаций очевидна. Отличие в количестве членов семьи.

Сравниваю некоторые профессий человека и муравьев.

Муравьи - активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. Тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко. (Также как люди и коровы… и доят и режут…).                                                          

                                                     9  

В книге «Симбиоз» говорится о тлях: «Муравьи пасут этих насекомых, доят их, как коров, добывая себе пропитание, и защищают их от хищников». Как скотники загоняют на ночь скот в стойло, так и муравьи в конце дня размещают тлей в своем гнезде для безопасности, а утром выводят их на пастбище - обычно туда, где есть молодые сочные листья. Пасут муравьи-скотоводы не один-два десятка тлей, а иногда даже многотысячные поголовья. И это всего лишь муравьи одного муравейника!

А некоторые муравьи занимаются творчеством - выращивают бабочек - когда те еще в стадии гусениц!!. Без них бабочка не может совершить свой жизненный цикл. В стадии гусеницы она кормит своих хозяев сахаристыми выделениями. Гусеницы выделяют те же пахучие вещества, что и личинки муравьев, и муравьи заботятся о них. Муравьи кормят гусениц, но порой тем этого мало и они поедают находящихся рядом куколок муравьев. А когда бабочка появляется на свет из куколки, она целая и невредимая выпархивает из муравьиного жилища.

Муравьи занимаются земледелием- разводят грибы. Муравьи натаскивают в определенные камеры муравейника всякий растительный хлам, высеивают грибницу, грибы служат источником белка для муравьев.

Вывод четвертый.

Сходство в  определенных профессиях: приручили животных,разводят бабочек, занимаются земледелием.

Сравниваю подверженность вредным привычкам.

 Муравьи, как и люди, подвержены вредным привычкам: наркомании или алкоголизму. Заводится в муравейнике интересный жучок – ломехуза. Его выделения действуют на муравьев как наркотик. Муравей, пробует это зелье, балдеет, спотыкается и уже не работает, пока не придет в себя. Если жуков в муравейнике немного, это не страшно, если же много – муравейник может погибнуть. Это как и болезни людей-алкоголизм и наркомания. Это страшные вещи, которые разрушают личность человека, человек становится алкоголиком, т.е. не работником, не семьянином, не гражданином. Также и у муравьев много ломехуз – рабочие не работают, няньки не опекают личинок, муравейник гибнет.

Вывод пятый: схожесть у представителей этих двух цивилизаций очевидна.

Подвожу итог своим наблюдениям и изучению дополнительной литературы. 

При изучении обязанностей муравьев и особенностей их распределения между членами муравьиной семьи возникает интересная ассоциация с человеческим обществом.

                                                        10

Анализируя и обобщая полученные сведения, я смог обнаружить пять признаков сходства между людьми и муравьями:

                                                       

1.И люди, и муравьи- существа социальные.

2.Жилище и людей, и муравьев рациональны, логичны, близки к совершенству.

3.И у людей, и у муравьев строгое разделение труда. При этом все подчинено порядку и дисциплине.

4.И люди, и муравьи занимаются сельским хозяйством.

5.И у людей, и у муравьев есть вредные привычки.

А в чем же отличие между нами?

1.Люди большие, муравьи маленькие.

2.Люди представляют класс млекопитающих, муравьи – насекомые. Это биологическое отличие, но не социальное.

3. Люди разумны, муравьи – нет. Но это очень относительно, учитывая социальную гармонию муравейника, муравьи имеют полное право считать, наоборот, разумными себя.
4.Главное отличие, это то, что люди используют речь, орудия труда и внешние источники энергии.

 Да, в этом наше преимущество. Но с другой стороны, человеческая цивилизация разрушает природную среду, создает огромные экологические проблемы, что может даже привести к гибели человеческой цивилизации вообще, в то время, как муравьи живут в полной гармонии с природой. Так что наше преимущество может превратиться в очень опасный недостаток, для нас самих и всей природы.

В начале работы я выдвинул следующую гипотезу:

Я предположил, что организация социальной  жизни муравьев может служить примером для организации  социальной жизни человека.

Цивилизация муравьев- это цивилизация общественных насекомых, которые достигли совершенства в организации своего жилья,  в умении правильно распределять обязанности  между собой.

Я считаю, что у муравьев мы можем учиться:

  1. Порядку и дисциплине (этому подчинена вся жизнь в муравейнике ).

                                                11

  1.  Умению организовать если не дружбу, то доброе сосуществование между соседями ( у них нет зависти, кто какую обязанность в муравьиной семье выполняет,  каждый выполняют свою работу четко и ответственно).
  2. Помогать друг другу, если ты попал в беду (если муравей пострадал выполняя полезную работу, его содержат до конца жизни).
  3. Терпению и терпимости (если происходит обвал в муравейнике, они очень кропотливо и терпеливо восстанавливают разрушенное при этом не нервничают и не ругаются).
  4. Умению подчинять свои интересы интересам своей семьи

( закон один за всех, а все за одного- закон муравьиной семьи и в работе, и в отдыхе, и при защите интересов своего муравейника.)

 Мы привыкли думать, что все удивительное и непостижимое находится где-то далеко, в космосе, в глубине земных недр или морских пучин. Но, рассматривая муравьев как соседей по нашему общему дому, общаясь с ними и впитывая полученную от них (или через них) необыкновенную информацию, мы убеждаемся в том, как много еще таинственного, непознанного и, разумеется, полезного скрыто у нас буквально под ногами. 

Так давайте же будем наблюдать, анализировать и  не пренебрегать опытом других цивилизаций чтобы наша жизнь была добрее и  лучше.

                                                 12

Ассоциации (муравьи и люди)

Муравейник

Описание: лесной муравейник.jpg       Описание: дом_муравейник.jpg

Солнечные ванны

Описание: муравейник весной.jpg      Описание: пляж.jpg

Куколки

Описание: куколки с няньками.jpg      Описание: малыши в родддоме_2.jpg

13

Рабочий процесс

Описание: муравей тащит бревно.jpg    Описание: лесорубы.jpg

Животноводство

Описание: муравьи_фермеры.jpg  Описание: животноводство.jpg     

                14

                                     Приложение

                       Интересные факты о муравьях

 

1. Хитиновый покров муравьев листорезов очень прочен. Зажатые килограммовой гирей между двух стекол, они неподвижны, как мертвые. Но стоит убрать груз, и насекомые как ни в чем не бывало отправляются по своим делам.

2. В среднее по силе гнездо Formica rufa (рыжий лесной муравей) ежеминутно сносится всего два-три десятка насекомых, за час их поступает уже тысячи полторы, за день - около двадцати тысяч, а за пять-шесть месяцев, пока муравьи в средних широтах активны, пусть за это время будет даже только сто нехолодных дней, муравейник очистит лес от двух миллионов насекомых.

3. "Муравьиная кислота" обладает великолепным болеутоляющим, противовоспалительным, согревающим и проникающим тонизирующим свойствами и используется для лечения таких заболеваний, как: артрит, артроз, остеохондроз, ревматизм, варикозное расширение вен, отложение солей, подагра и пр.

4. Некоторые виды муравьев могут пролежать под водой до четырех суток, а затем извлеченные оттуда, на сухое теплое место, скоро оживают и ведут себя дальше как ни в чем не бывало.

5. Муравьиная матка Экофилла в первые недели жизни откладывает не больше двух-четырех яиц в день, однако через год-два их насчитывается уже по десять тысяч в сутки.

6. Оказывается, муравьиные яйца способны питаться и расти. С самого начала матка откладывает недоразвитое яйцо, в котором содержится минимум питательных веществ, что не дает возможности развитию зародыша. Однако рабочие муравьи постоянно подкармливают яйца, облизывая их. В их слюне содержится много питательных веществ, которые всасываясь проникают сквозь оболочку и яйцо постепенно увеличивается в объеме. Выходит, в отличие от яиц многих насекомых, муравьиное яйцо в том виде, как оно подхвачено рабочим-повитухой, еще не содержит всего количества питательных веществ, потребного для созревания личинки.

                                                  15


Список литературных источников

  • Е.А. Дунаев «Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований». Московская городская станция юных натуралистов. Москва, 1997 г. 

  • .Никин С.В. "Симбиоз "2002

  • Бернар Вербер "День Муравья"1991

  • В.С. Гребенников «Тайны мира насекомых» (использованы отдельные главы). Новосибирское книжное издательство. 1990 г.

  • А.А. Захаров «Муравей, семья, колония» (использованы отдельные главы). Издательство «Наука», Москва, 1978 г.

  • http://antclub.ru/ - сайт о муравьях и мирмекологии

  • http://ru.wikipedia.org/ - Энциклопедия «Википедия»

                                               16



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...