Римская система счисления 3 класс
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Календарёва Мария Сергеевна

Римская система счисления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rimskaya_sistema_schisleniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                                                                Методист: Дрокина М.В.

Класс: 3 «г»                                                                                                                                              Студентка: Календарёва М.С.  46 гр  

Дата: 16.03.18                                                                                                                                            Учитель: Поспелова Е.Н.

Кабинет: 103

   

Оценка:                                                                                                          

Конспект урока: математика

Тема урока: «Римская система счисления»


Цели деятельности учителя:
  сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

Планируемые результаты:

личностные: - проявлять положительное отношение к изучению математики;

-проявлять интерес к различным видам поставленной учебной задачи.

предметные: -обучающиеся освоят способ образования, записи и чтения римских цифр, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование урока:  учебник Математика  Моро, 3 кл., 2 ч., презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Приготовьте свое рабочее место. Присаживайтесь.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике. 

Организовать свое рабочее место

Л: эмоциональный настрой на урок

II. Актуализация знаний и мотивация

Устный счёт

4 мин

– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” 

-Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых:

345, 215, 608, 560, 237.

-Разделите с остатком:  

15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6

Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше.

Считать

П: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий

III. Постановка учебной задачи

6 мин

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,

А с места не сойдет? 

- Посмотрите на циферблат и определите время

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время 

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

- А может кто–нибудь знает эти цифры?

Тема: Римские цифры.

А что мы будем делать на уроке. Кто сможет сформулировать цель урока.

Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.

Отгадывать загадку

Отвечать на вопросы

Называть тему

Ставить цель

П: Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений

IV. Открытие нового знания

8 мин

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? 

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) 

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. 

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)

Работа учащихся со счетными палочками.

Выкладывают на парте римские цифры

Выкладывают цифры

Делают вывод

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров

П: применять базовые знания для решения данной проблемы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

V.Первичное закрепление во внешней речи

Динамическая пауза

С помощью римских цифр I,V,X можно записать и числа ,которые больше 12. Например,13- XIII,14-XIV и др.

Кроме цифр I, V, X, есть еще и другие римские цифры: L обозначает 50, C – 100, D – 500.

Например, число 60 записывается LX,число 200-CC,число 700-DCC.

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

    Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами.   Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ.

– Сколько будет, если 18 : 6 ? 

– Чему равно произведение 5 и 2? 

– Сколько ног у двух петухов? 

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? 

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 

6) – Сколько дней в неделе?

7) – 3 умножить на 4. 

8) – 81 уменьшить в 9 раз. 

9) – Какое число на один больше 10?

10) – Частное 25 и 5. 

11) – 60 разделить 10.

Зарядка: «Я называю вам движение и показываю римскую цифру, обозначающую, сколько раз его нужно выполнить»:

Хлопайте в ладоши - II раз.

Присядьте – V раз.

Подпрыгните на правой ноге – IV раза.

На левой ноге – VI раз.

Потянитесь – III раза.

Улыбнитесь друг другу – I раз.

Слушать учителя

III

X

IV

VIII

I

VII

XII

IX

XI

V

VI

Выполнять движения

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

П: строят речевые высказывания

Р: определять и формулировать цель задания

VII. Включение в систему знаний

10 мин

Работа по учебнику

1)      с. 52 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально)

2)      № 3 выполнить самостоятельно в теради, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской)

Самопроверка

3) № 4.Читаем задание. Вы сейчас поработайте в парах.

4)Внимание на экран.

Расположите числа.

-Расположите числа L,C,D,X в порядке их увеличения.

-Расположи числа CX,DC,LXX в порядке их уменьшения.

5)Запишите римскими цифрами

34        

85        

153        

370        

524        

209      

Выполнять упражнение

Работать в парах

Расположить числа

XXIV

LXXXV

CLIII

CCCLXX

DXXIV

CCIX

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

П: строить логическую цепь рассуждений

Р: различать способ и результат действия

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин

- Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какая работа на уроке понравилась? Оцените свою деятельность на уроке.

Д.з стр.52-52 № 5,6

Находить и обобщать знания, полученные на уроке

Повторить задачи урока, чего достиг

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л:Использовать знания в учении и в повседневной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Системы счисления. Построение и измерение величины в различных системах счисления"

Открытый урок по теме "Системы счисления. Построение и измерение величины в различных системах счисления" разработан учителем начальных классов МОУ "Гимназия № 17" Адвокатовой Еленой Алексеевной по си...

Римская система счисления 3 класс

открытый урок по математике с презентацией...

Конспект урока по математике на тему: "Римская система счисления"

Конспект урока по математике на тему: "Римская система счисления"...

Конспект по математике 3 класс, УМК "Школа России". Тема урока: «Страничка для любознательных- Римская система счисления»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о римских числах и цифрах.Планируемые результаты:Предметные:знать способ образования, записи и чтения римских цифр, применяя его при решении задач...

Технологическая карта урока математики "Римская система счисления" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о римских цифрах.Задачи урокаДидактические:формировать представление о римских цифрах;учить применять новые знания на практике;совершенств...

Технологическая карта урока по математике по теме "Странички для любознательных. Римская система счисления" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о римских числах и цифрахЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить с записью чисел римскими цифрами; 2. Научить выполнять вычисления и сравнен...

Технологическая карта по математике "Римская система счисления" (3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о римских числах и цифрах.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить с записью чисел римскими цифрами;2. Научить выполнять вычисления и сравнения с ...