Методы, формы и средства формирования познавательных УУД в процессе изучения растений
статья по окружающему миру (3 класс) на тему
Возможность применения учителями начальной школы различных методов, форм и средств для формирования познавательных УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы, формы и средства формирования познавательных УУД в процессе изучения растений
Рассмотрим содержание учебного материала, которое позволяет реализовать методику формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе изучения растений в предметном курсе «Окружающий мир».
Рассмотрим содержание учебного материала на сравнительном анализе УМК «Школа России» (автор учебников по «Окружающему миру» - А.А. Плешаков) и УМК «Школа 2100» (авторы учебников – А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин).
Программа курса «Окружающий мир» УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)
Первичное ознакомление с растениями происходит на уроках во втором классе, в разделе «Природа» [15, с.24]. В контексте развития познавательных УУД автор ставит перед учащимися задачи:
- находить и анализировать связи между человеком и природой;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать и делить объекты природы на группы;
- рисовать экологические знаки.
Изучение растений начинается в подразделе «Какие бывают растения» [15, с.52]. В развитии познавательных УУД автором учебника выделяются следующие аспекты:
- выделять и сравнивать признаки групп растений;
- классифицировать растения по признакам.
В качестве основания для классификации А.А. Плешаков предлагает учащимся самостоятельно назвать размер растения, вид и толщину стеблей [15, с.56]:
Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. Определи по схеме, чем они различаются.
Рис.1.1. Иллюстративный материал к изучению видов растений
Рассмотрим предложенную авторами учебника схему для классификации растений:
Рис.1.2. Схема развития познавательных УУД в классификации растений
Источник: составлено автором на основе [15, с.56]
По итогам усвоения классификационных признаков младшим школьникам предлагается самостоятельно отнести к той или иной классификации растения на рисунке [15, с.57].
Для самостоятельной поисковой и познавательной деятельности учащимся предлагается выполнить задание в электронном приложении:
- Какие деревья, кустарники и травы своего края ты знаешь? [15, с.57].
- Подготовьте фоторассказ на тему «Красота растений» [15, с.58].
Изучение растений продолжается в курсе третьего класса, и изучение их предложено в разделах:
- Разнообразие растений;
- Солнце, растения и мы с вами;
- Размножение и развитие растений;
- Охрана растений.
Изучение разнообразия растений предлагается начать с использования собственных знаний и рисунка учебника [16, с.69]:
Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.
По рисункам также предлагается ознакомиться с царством растений (рисунок 2.3).
Рис.1.3. Многообразие царства растений
В рабочей тетради [18, с.39] предлагается соотнести название группы с изображением представителей того или иного класса на рисунке. Также, на странице 39, упр. 2 формулируется задание [18, с.39]:
- Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.
Таким образом, подразумевается, что учащиеся могут самостоятельно формулировать познавательную цель и предвосхищать результаты своей деятельности (ответы одноклассников на поставленный вопрос). В рабочей тетради также выделяется множество заданий на развитие не только общеучебных, но и логических познавательных УУД: сравнение, классификацию, опознание объектов, подведение под понятие и пр.:
Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы [18, с.40]
Группы растений | Число видов |
Водоросли | 100 000 |
Мхи | |
Папоротники | |
Хвойные | |
Цветковые |
Подводить под понятие и классифицировать и опознавать объекты учащимся предлагается посредством практической работы по опознанию растений [18, с.40]:
А) в классе____________________________________________________
Б) в других помещениях школы __________________________________
В) возле школы _______________________________________________
В выявлении причинно-следственных связей особое значение имеет раздел «Солнце, растения и мы с вами» [16, с.74], в котором причинно-следственные связи и логическая цепочка, описывающая круговорот веществ и объектов в живой и неживой природе, представляется в виде схемы «Дыхание растений» и «Питание растений» [16, с.75]. По итогам изучения темы предлагается сравнить, в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений [16, с.76]. В рабочей тетради в рамках данной темы предлагается синтезировать свои знания и самостоятельно составить схему «Что дают растения животным и человеку» [18, с.44].
Тема «Размножение и развитие растений» также является достаточно благоприятной основой для развития логических УУД и формирования причинно-следственных связей, поскольку именно в ней этапность развития растений из семени изображена в виде логической связи, что подкреплено схематическим иллюстративным материалом учебника:
Рис.21.4. Этапы развития растений из семян
Богатый материал содержания рабочей тетради позволяет формировать:
- подведение под понятие:
Составь толковый словарик по теме «Опыление». Для этого укажи стрелками пояснения к словам [18, с.45]
- формирование причинно-следственных связей [18, с.46]:
Практическая работа «Изучаем способы распространения плодов»;
- классификации, обобщения, анализа и синтеза [18, с.46]:
Впишите в таблицу названия растений. Нарисуйте их плоды. Закрасьте кружки соответственно способу распространения: синий – ветром, красный – животными и человеком.
Программа курса «Окружающий мир» УМК «Школа 2100» (авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин)
Ознакомление с миром растений начинается в курсе 1 класса. Авторы учебника предлагают начать изучение растений, их особенностей и многообразия с самостоятельной познавательной деятельности – организации наблюдений за растениями в окружающей действительности, а далее – по рисункам [6, c.43]:
Почему листочки распустились только в правом сосуде?:
Рис.1.5. Иллюстрация к заданию наблюдению за растениями
В разделе §24 «Растения и животные» [6, c.50] на основе самостоятельных наблюдений, имеющихся знаний о мире растений и животных предлагается подобрать общее слово для каждой группы, при этом развиваются навыки анализа и синтеза:
Мох, ромашка, береза и сосна – это растения. Дождевой червь, рак, пчела, карась, лягушка, ящерица, воробей, заяц – животные.
Также по рисункам учащимся предлагается сформировать самостоятельный вывод, обобщая знания и предложенный материал:
Рис.1.6. Иллюстративный материал к выявлению общностей
Все растения и животные дышат, потребляют воду, питаются и растут, приносят потомство и умирают [6, с.50].
Работа над изучением растений продолжена в 3 классе, при этом носит более углубленный характер, чем в учебнике А.А. Плешакова, и подразумевает больший уровень активности и исследовательской поисковой активности. К примеру, задание на освоение понятия «опыление растений»:
На какой из этих цветков собирается сесть каждое насекомое? Покажи стрелкой их полет:
Рис.1.7. Иллюстративный материал к заданию по опылению растений
Таким образом, предполагается, что учащийся сможет соотнести внешний вид растения и насекомого, чтобы установить соотношение между органами опыления растений и соответствующим внешним видом насекомого (наличие хоботка, вид крыльев и лапок).
При анализе учебника мы обнаружили и задания, которые направлены на развитие аналогии (их достаточно мало было в учебнике «Окружающий мир» А.А. Плешакова):
- какой орган работает как лифт? (стебель);
- какой орган выполняет основную работу растения (лист).
Также более усложненные задания для формирования анализа и синтеза:
- почему споры легкие и небольшие? (потому что в спорах нет запаса питательных веществ);
- объясни, почему не все водные растения – водоросли (воду освоили и многие цветковые растения);
- почему водоросли не имеют ни листьев, ни стеблей, ни корней? (потому что все тело водоросли окружено водой).
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что в учебнике А.А. Плешакова и рабочих тетрадях к нему имеется достаточно большое многообразие заданий, направленных на формирование познавательных УУД общеучебного спектра (на поиск информации, выбор способов решения учебной задачи, структурирование знаний и т.д.). Задания по изучению растений преимущественно носят характер сравнения, опознания объектов, причинно-следственных связей, навыков анализа и синтеза. Учебник авторов А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин направлены также на развитие указанных навыков, но задания носят более сложный и углубленный характер, основываются на материале учебника и иллюстраций к нему, а также есть задания, направленные на развитие аналогий в представлении о жизни и деятельности растений в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-47146-1565210140.jpg)
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494326-1412780438.jpg)
Педагогические условия формирования познавательной активности в процессе изучения математики.
Статья о педагогических условиях формирования познавательной активности младших школьников в процессе изучения математики.Формирование познавательной активности младших школьников – одна из проб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337848-1383914719.jpg)
"Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста"
Выступление на педагогическом совете....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-101737-1369328191.jpg)
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-1428251-1665941024.jpg)
Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену прио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-36081-1393271412.jpg)
«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...