Деловая игра для начальной школы "Бюджет и налоги"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Сценарий игры для начальной школы "Бюджет и налоги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 484.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Государственный бюджет»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №49»
Ленинского района г. Саратова
Кобелева Людмила Ильинична
2017-2018 уч. год
Тема: Государственный бюджет.
Цель: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
Оборудование: ножницы, карточки доходов (приложение), сумка «Государственный бюджет», жетоны, интерактивная доска, Толковый словарь русского языка, Словарь иностранных слов, названия министерств.
Ход игры:
І Вступление.
Уч. – Давайте припомним, что вы знаете про деньги. Предлагаю разгадать кроссворд.
Б | А | Р | Т | Е | Р | ||||||
К | У | П | Ю | Р | ы | ||||||
Д | О | Х | о | Д | |||||||
с | б | е | р | е | Ж | Е | Н | и | Я | ||
Р | Е | К | Л | А | М | А | |||||
Т | О | В | А | Р |
- Прямой обмен одних товаров на другие товары.
- Название бумажных денег.
- Деньги, полученные государством, организацией, лицом, в результате определённой предпринимательской деятельности.
- Часть денег, которую человек может отложить на будущее.
- Действия, направленные на привлечение внимания покупателей к товару.
- Вещи, сделанные не для себя, а для обмена на другие вещи.
Уч. – Какое слово открылось в кроссворде?
Д. – Слово «бюджет».
Уч. – Где можно услышать или увидеть это слово?
Д. – По телевизору или в газете.
Уч. – Верно. А что обозначает это слово?
Д. – Не знаем.
Уч. – Что, нужно сделать, чтобы узнать значение слова?
Д. – Обратиться к словарю.
Уч. – Как вы думаете, слово «бюджет» - русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?
Это слово пришло к нам из английского языка и обозначает «денежный мешок, кошелёк».
Д. – (читают на слайде). «Денежный мешок, кошелёк».
Уч. – В толковом словаре русского языка…
Д. – «План доходов и расходов на определённый период времени».
Уч. – В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. Сделайте предположение, с каким из этих бюджетов мы сегодня познакомимся?
уч. – С государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства.
ІІ Игра «Бюджет».
Уч. – Чтоб выяснить, что обозначают понятия «доходы и расходы», предлагаю провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».
І «Доходы бюджета»
Уч. – (У каждого ученика карточки (см. приложение). Прочитайте свои роли. (Дима и Света получили зарплату за октябрь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 20 тыс. руб. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом получил большой доход от продажи конвертов, открыток и т. п.)
Уч. – на каждой карточке яркая полоса. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас вышло?
Д. – Две.
Уч. – Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
Д. – Меньшую.
Уч. – Представьте, что я- это наше государство, сумка – это государственный бюджет. Соответственно, Вы - граждане государства, которые получили доход. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы возвратили государству?
Д. – Налог.
Уч. – Большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по требованию?
Д. – Скорее, по требованию. Потому что по желанию платить налоги станут не все, и государство денег недополучит.
Уч. – Да. Налоги – это установленные законом взносы, которые граждане должны отдавать государству. (Слайд 6) Как называют человека, который платит налоги?
Д. – Налогоплательщик.
Уч. – Итак, кем вы были, когда платили налоги?
Д. – Налогоплательщиками.
Уч. – Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто поверяет, все ли налоги правильно, начислены и все ли заплатили. Как называют этих людей?
Д. –Налоговые инспекторы.
Уч. – Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики заплатили налоги?
-Закончите мою мысль. «Доходы государства - это …
Д. – налоги с граждан и предприятий».
Уч. – Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?
Д. – Потом их тратят.
Уч. – Совершенно правильно. Сейчас необходимо деньги, которые поступили в бюджет потратить.
ІІ часть деловой игры.
«Расходы бюджета»
Уч. – У государства очень много важных и необходимых расходов. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, так как не производят никаких товаров, но деньги им очень нужны. А государству очень нужны эти отрасли хозяйства. Что это может быть?
Бюджет | |
Доходы | Расходы |
Налоги | Армия |
Торговля природными богатствами | Полиция |
Торговля с другими государствами. | Образование |
Наука | |
Культура | |
Экология | |
Социальное обеспечение | |
Медицина | |
Космос | |
Спорт |
Уч. – Итак, автомобильный завод. Кто у нас будет директором автозавода? Объясни, нужны ли тебе деньги из бюджета? Почему?
Д. – Нет, нужны. Я сам выпускаю машины, продаю их. Деньги у меня есть.
(По очереди отвечают все дети).
Уч. – Куда государство тратит деньги? Приведите примеры людей, которые получают зарплату из бюджета.
Д. – Учителя, воспитатели, военные, полицейские, врачи, учёные, пенсионеры.
Уч. –Итак, в госбюджете есть определённая сумма денег (отрезанные части карточек). Определим, как мы будем их тратить.
- Министром образования будет …
- Министром здравоохранения …
- Министром внутренних дел …
- Министром культуры …
- Министром социального обеспечения …
- Министром оборони …
- Министром юстиции …
- Министром финансов…
- Остальные ученики – Государственная Дума. Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?
- -Разделим «денежки». Средств не хватает.
- -Как же так получилось, что средств хватило не всем?
Д. – Мы не посчитали общее количество поступивших денег.
Уч. – Что будет, если такое случится в государстве на самом деле?
Д. – Люди не получат зарплату, школы, больницы, вынуждены будут прекратить свою работу, что ухудшит жизнь граждан государства.
Уч. – Как предупредить эту опасность?
Д. – Необходимо посчитать средства.
Уч. – Верно. Недаром говорят, деньги любят счёт. Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит из разных источников в кошелёк государства и сколько будет истрачено на разные нужды.
- Итак, сколько денег у нас есть?
- Отдадим их по …
- И останется …
- Отдадим их тем, кто особенно нуждается. Кому?
- Легко ли было определить, кому особенно нужны деньги?
Спасибо всем. Сколько денег у нас было? Сколько мы истратили?
Д. – Все деньги.
Уч. –Итак, в нашем бюджете доходы …
Д. - равны расходам.
ІV Итог игры.
Уч. – Подведём итоги. Какая ситуация допустима для бюджета страны?
Д. – Доходы равны расходам. Доходы больше расходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-872979-1483795319.jpg)
Опыт работы по теме "Деловые игры в начальной школе"
"Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-1344-1486659077.jpg)
«Использование интерактивного презентационного копи – устройства Mimio Xi Interaktive на уроках в начальной школе; на семинарах, конференциях, мастер-классах, деловых играх, викторинах, разминках.
В нашей школе в 2011/2012 учебном году появилось Мimio Xi - компактное устройство, которое превращает любую поверхность (например, маркерную доску) в интерактивный проекцио...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596079-1424285162.jpg)
Технологическая карта. Урок – деловая игра налоговой грамотности «Для чего нужны налоги и зачем их платить?».
Урок фмнансовой грамотности....
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885700-1485713253.jpg)
Деловая игра для учителей начальной школы.
Деловая игра для учителей начальной школы "Педагогические приёмы создания ситуации успеха"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/03/picture-656225-1562131827.jpg)
Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»
Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...
Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....