Урок окружающего мира "Когда наступит лето?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ольга Николаевна Гребенюк

На данном уроке дети учатся ориентироваться во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс           Урок окружающего мира

Тема

Когда наступит лето?

Цели

 

Определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.

Планируемый результат

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме  о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Межпредметные связи

Русский язык, технология

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

-  А.А.Плешаков  Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  1ч. (2012 г.)

-  А.А.Плешаков  Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1(2012г.)

- клей, ножницы, цветные карандаши

- электронная физкультминутка

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

 

Работа с офтольтренажером.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

 

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

 

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

 

 

 

 

 

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

 

Уточняет тематические рамки.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им(Коммуникативные УУД).

 

II. Повторение изученного материала.

Учитель: Давайте вспомним,

           -О чём мы говорили на прошлом уроке?

Муравьишка Вопросик хочет проверить, как вы запомнили пройденный материал

Работа в группе.

1 группа:(на доске)

Расположите дни недели в правильной последовательности.

2 группа. (на ковре)

Назовите третий день недели?  Почему он так называется?

3-я группа(сенсорный тренажер)

Что лишнее?

4-я группа

Когда придет суббота

III. Формулирование темы урока, постановка цели(5 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя и выставляют на доске первые буквы отгадок.

 

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует повторение изученного.

 

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Работа возле панно. Наш друг Муравьишка принес  изображение  любимого времени года. Что это за время?  Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето.   

Давайте определить тему нашего урока.

Называют время года- лето.

Ответы детей.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

III. Изучение нового

 (5мин)

Смена динамической позы. Игра «Ручеек»

Физкультминутка

 

Смена динамической позы. Игра «Ручеек»

Рассматривают фотографии в учебнике стр.16-17.

Читают подписи к фотографиям (читающие дети)

Вступают в диалог  с учителем.

 

 

Организует работу по учебнику стр.16-17.

 

 

 

Организует работу по формированию умений делать выводы.

 

 

 

 Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?

Работа с мульти приложением.

Чтобы ответь на вопрос муравьишки  я вам предлагаю отправиться в путешествие –  по временам года.     Вы любите путешествовать?

Слайд воздушного шара.

А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться, не улететь в другую сторону, знать куда мы отправляемся и как мы будем двигаться.

Откройте учебники на с. 10, положите перед собой и приготовьтесь к оправлению.

Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).

загадка

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.    Когда это бывает?        (Зимой). Слайды зимы.

- А как вы догадались, что это зима?

- По каким признакам?

- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).

- Скажите, ребята, какие зимние месяцы вы знаете?

- Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, найдите зимние месяцы.

-  Сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль).

- А каким цветом они обозначены на круге?  (синим)

- Полетим дальше?

Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?    (Весной). Слайды весны.

Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора.

- А как вы догадались, что это весна?

По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).

Учитель- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).   Слайд –

   - В марте еще лежит снег, но все теплее и ярче светит солнце. Небо в марте голубое .воздух прозрачный.

 - В апреле начинается таяние снегов, бегут ручьи, прилетают долгожданные весенние гости-птицы.

- В мае много хлопот у людей живущих в селе- начинаются посевные работы.(картинка)

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту.

- А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).

- А каким цветом они обозначены на круге?  розовым

Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на ее фоне звучит загадка).

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?   (Летом).   Слайды лета.

А как вы догадались, что это лето?

- По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…

Учитель:

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

- А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).

 -Почему они так называются?   Слайд.

 - Июнь назвали по имени римской богини Юноны. Римляне верили, Юнона дарует людям дождь и урожай. Успех и победу.

Июль получил свое название в честь выдающегося полководца Юлия Цезаря.

Август – происходит от древнеримского  слова «аугустус»,что означает «величественный»

- А каким цветом они обозначены на круге?  зеленым

Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью). Слайды осени.

Учитель:  А как вы догадались, что это осень?

- По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).

-Какие осенние месяцы вы знаете?  Слайд

 -Сентябрь – месяц «золотой осени», в нем царствует желтый цвет, поэтому на Руси его называли «руен»,то есть желтый.

 А октябрь на Руси называли «листопадом». Точнее не может и быть.

- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту

- А каким цветом осенние месяцы обозначены на круге?  желтым

- Вам понравилось у Осени?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).

Слайды зимы.

Учитель:

- Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.

- Вам понравилось путешествие?

- Сколько остановок мы делали?

Как они назывались? Давайте обратимся к помощнику-карте.

Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).

Слайд всех времён года.

Знать достопримечательности, историю своего села.

 

Уметь составлять устный рассказ.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

 

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление  нового. Работа в тетради

Смена динамической позы. Игра «Ручеек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Откройте пожалуйста тетради на странице 9.Пратичесая работа. Вырезать из приложения рисунки и нужно наклеить их в правильной последовательности.

Выполнение задания №2.

Работа в паре – задание №3

 

 

 

 

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Самостоятельно  выполняют задание.

Обсуждают, оформляют проект в рабочей тетради с.8-9, готовятся к защите.

 

 

 

 

 

 

 

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует  проверку умения работать с информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самопроверку.

 

 

 

 

 

Работа в паре с.11 учебника

Найдите ошибки на картинках

Муравья Вопросика  

Уметь выполнять проект, работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

 

 

 

 

Организует фиксирование содержания.

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 Игра «Бывает – не бывает».

- Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

- Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето?  

Оцените свои достижения на уроке, используя волшебную лесенку.

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

 

(Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема:"Октябрь уж наступил..."

Урок окружающего мира.  1 класс (УМК "Начальная школа XXI век).  Тема:"Октябрь уж наступил..."...

Урок окружающего мира по теме "Октябрь уж наступил."1 класс

Урок обобщает  и дополняет знания детей   об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, позволяет расширить не...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Октябрь уж наступил". Программа "Начальная школа XXI века"

На  данном уроке реализуются развивающии функции, которые обеспечивают осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном  мире, психическое и личностное разви­ти...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Когда наступит лето?»

Урок окружающего мирав 1классе  по теме:«Когда наступит лето?»...

Урок окружающего мира в 1 классе "Когда наступит лето?"

Презентация к уроку по окружающему миру "Когда наступит лето?"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Смена времён года. Когда наступит лето?"

Знакомство со сменой времён года, признаки времён года, названия месяцев...

Урок окружающего мира в 1 классе "Смена времён года. Когда наступит лето?"

Знакомство со сменой времён года, признаки времён года, названия месяцев...