Водные богатства
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Лебедева Елена Сергеевна

познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма; уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края; учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnye_bogadstva.doc68 КБ
Office presentation icon vodnye_bogatstva.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. Водные богатства.

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Школа России», автор А.А.Плешаков

Тип урока поцелеполаганию: урок открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах нашей планеты

Задачи урока:

обучающая: познакомить учащихся с водоёмами нашей планеты (естественными и искусственными), образованием водоёма; уточнить и расширить знания учеников о водоёмах нашего края; учить работать с картами, с учебником и дополнительной литературой;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к родному краю, любовь к природе, создать благоприятные условия для эстетического восприятия природы;  

развивающая: развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в окружающем пространстве, учебную мотивацию.

Прогнозируемые результаты: ученики узнают, что составляет водные богатства нашей планеты; научатся рассказывать по схеме о частях реки; будут учиться замечать и ценить красоты природы.

Основные термины и понятия: устье, исток, приток, русло, естественные и искусственные водоёмы.

Учебные материалы: презентация, карта России, Тверской области.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

освоение личностного смысла учения;  

Регулятивные: 

определять цель учебной деятельности с помощью учителя, стремиться к успешному её решению;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: 

выявлять сущность и особенность объектов;

сравнивать, группировать и обобщать объекты  по нескольким основаниям;

извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов;

на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения в соответствии с поставленными задачами.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

- Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.

Учащиеся настраиваются на работу

2. Актуализация знаний.

Загадка о реке. 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

 Издалека по песенке

 Узнаешь ты меня.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

 Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море.

     Бежит, бежит, не выбежит,

    Течёт, течёт, не вытечет. 

- Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке?

Загадка об озере. 

Посреди  поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная.

Молодые берёзки

Свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём отражаются…

Как это зеркало называется? 

- Как вы поняли, что это озеро?

Загадка о море. 

Шириною широко,

Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

Кругом вода, а с питьём беда. 

- Объясните, как вы догадались.

- Как одним словом назвать: реку, озеро, море?

- Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите.

Учащиеся отгадывают загадки. Объясняют отгадки.

Учащиеся обобщают. (Водоём.)

Учащиеся делятся личными впечатлениями.

3. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём?

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Синего. Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

- На земле мало чистой воды.

- Да, они содержат запасы воды

4. Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? 

Слайд («Водные богатства»)

- Чему вы будете учиться?

- Водные богатства - тема нашего урока. 

- Мы узнаем, какие существуют водоёмы, как они образуются. Мы научимся находить водоёмы на картах.

5. Организация познавательной деятельности.

- Мы отправляемся в путешествие по водоёмам. С нами будет путешествовать Капелька.

- Сейчас мы вместе с Капелькой подошли к реке.

- Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки?

- Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки?

Слайд 

В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

«Где река? Где река?

Мы бежим издалека»

Отвечает им народ-

«Дальше, милые, вперёд»

Разговаривая звонко

Мчатся дальше вперегонки…

Слайд

Вдруг пред ними водоём

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

«Это вовсе не река.

Попадешь сюда на горе,

Не увидишь сине море –

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

Слайд

И... нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперед.

Вправо, влево поворот...

Слайд

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

«Где река? Где река?» -

Слышен голос ручейка.

«Сами ищем. Сами ищем.

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами - так втроём

Мы её быстрей найдём».

Слайд

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое - все в одном потоке,

Словно давние дружки.

Слайд

«Разыскали, пострелята»,

-Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

Слайд

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.

- Как же образуется река?

- Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

- Мы уже говорили о ручьях и родниках.  Ещё вода бежит в реку  весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые  пополняют запасы воды в реках.

- Внимательно рассмотрим на схеме части реки. Слайд        (Схема «Части реки».)

- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет  правый берег, а слева - левый.

- Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится  полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.

- Покажите на схеме все части реки. Назовите их.

- Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку.

Высказывания учеников.

Работа по схеме

Работа в группах.

1-я группа: Реки. Самая крупная река нашей страны - Волга.

Презентация. Слайд (Волга.)

2-я группа: Моря. 

 Презентация. Слайд (Море.)

Ученики готовят сообщения по материалам учебника, дополнительной литературе и географическим картам.

Физкультминутка.

Ученики делают упражнения

- Продолжим наше путешествие. Мы проплыли по реке и попали в озеро.

3-я группа: Озёра. Озёра нашего края. 

Презентация. Слайд. (Удомельские озёра)                                   

- Вспомните и скажите, какие водоёмы мы уже изучили?

- Мы говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы. Они созданы самой природой. Слайд        (Схема «Естественные водоёмы».)

Ответы учеников

- Но существуют искусственные водоёмы. Они созданы человеком. Отправимся к ним.

4-я группа: Каналы. Известные каналы нашей Тверской области.

Презентация. Слайд (Вышневолодские каналы.)

5-я группа: Пруды. 

Презентация. Слайд (Пруд.)

6-я группа: Водохранилища. Известное водохранилище нашей Тверской области.

Презентация. Слайд. (Рыбинское водохранилище.)

- На каких искусственных водоёмах мы побывали, в нашем путешествии? Слайд.         

(Схема «Искусственные водоёмы».)

Ответы учеников

Самостоятельная работа.

- Откроем рабочие тетради на с.34 (задания 1-3).                                       

Ученики записывают в таблицу названия естественных и искусственных водоёмов; подписывают на схеме исток и устье реки, обозначают направление течения реки). Взаимопроверка

- О каких водоёмах мы говорили на уроке?

- На какие две группы можно разделить водоёмы?

- Что относится к естественным водоёмам?

- Что относится к искусственным водоёмам?

- Какие части реки вы знаете?

Ответы учеников

Зрительная гимнастика.

1.Посмотреть вперёд. Зажмурить глаза. Счёт 1- 4. Поморгать.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взор. Счёт 1- 4.

Посмотреть вперёд. Счёт 1- 6. Поморгать.

Повторяем 2 раза.

3.Посмотреть направо. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть налево. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вверх. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

Посмотреть вниз. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать.

4. Закройте глаза, посчитайте до десяти.

Ученики выполняют гимнастику

Кроссворд.

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что на уроке было интересным?

- Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим справились?

Ответы учеников

7. Домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме

Выбирают домашнее задание

                                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

водные богатства

Слайд 2

ручеёк ручеёк

Слайд 3

ручеёк ручеёк озеро

Слайд 4

ручеёк ручеёк ручей

Слайд 5

ручеёк ручеёк ручеёк ручей

Слайд 6

ручеёк ручеёк ручей ручеёк река

Слайд 7

Как же образуется река?

Слайд 8

устье озеро правый берег левый берег русло реки исток правый приток левый приток Покажите на схеме части реки.

Слайд 9

устье озеро правый берег левый берег русло реки исток правый приток левый приток

Слайд 10

Река Волга.

Слайд 11

море

Слайд 13

естественные водоёмы ручей река озеро море

Слайд 14

каналы в Вышнем Волочке

Слайд 15

пруд

Слайд 16

Рыбинское водохранилище

Слайд 17

искусственные водоёмы канал пруд водохранилище

Слайд 18

в о д о ё м 1.Самая крупная река России. 1 2 3 4 5 6 о л г а з е р о у о м л я р у с л р у ч е к о р е 2.Природный водоём. 3.Озеро, которое дало название нашему городу. 4.Углубление, по которому течёт река. 5.Водный поток, который даёт начало реке. 6.Водоём с солёной водой.

Слайд 19

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Открытый урок "Водные богатства"

Конспект урока 2 класс...

"Водные богатства"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, содержит краеведческий материал....

Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"

Конспект урока   по предмету "Окружающий мир "во 2 классе .  Тема урока  Водные богатства"...

«Водные богатства Волгоградской области – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба».

- Познакомить учащихся с водными богатствами Волгоградской области;- Научиться находить реки на карте и правильно их показывать – Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба;- Систематизировать знания детей ...

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...