Конспект урока. Тема:«Полезные ископаемые». 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Воронина Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Воронина Ксения Александровна

Проверил: Коноваленко Н.Н.

Отметка:

Дата:

06.03.2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3-8

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Цели урока: - способствовать формированию понятия «полезные ископаемые»; обобщить знания учащихся о полезных ископаемых; продолжить знакомство со свойствами и назначением основных полезных ископаемых; - развивать кругозор учащихся, учить анализировать, обобщать, делать выводы; - воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых). - формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

- обучать умению распознавать полезные ископаемые, проводить практическую работу;

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру; понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.


Тип урока:
 открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

Приветствие.

Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 мин

Как называет раздел, который мы изучаем?

Д: Чему учит экономика.

У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

Д: Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.

У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.

Отвечать на вопросы по пройденному материалу.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

Работа со стихотворением.

2 мин.

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Д: О полезных ископаемых

Правильно! Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе.

Какие полезные ископаемые вы уже знаете?

Кто догадался, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока? (Полезные ископаемые)

Какую цель мы поставим на уроке? (Более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много

Слушать стихотворение.

Отвечать на вопросы.
Формулировать тему и цель урока.

К:участвовать в учебном диалоге; формулироватьответы и выводы; строить речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

20 мин.

Работа с учебником.
Откройте ваши учебники на странице, в которой 4 десятка и 7 единиц, что это за страница?

Д: 47.
Начинаем чтение по цепочке.
Для чего люди занимаются добычей полезных ископаемых?  Может ли современный человек обойтись без этих предметов? Соответствует ли цель изготовления этих предметов главной задаче экономики?
Правильно, переходим на страницу 48, продолжаем чтение по цепочке. с того места, на котором остановились.
Как называют место, где залегают полезные ископаемые?
Д: Месторождение
Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают их?

Д: Геологи

Каким образом добывают полезные ископаемые?

Д: В шахтах, в карьерах, строят буровые вышки.

Хорошо! А как вы думаете, что добывают в шахтах?

Д: Каменный уголь…

А в карьере?

Д: Песок…

А с помощью буровых вышек?

Д: Нефть…

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.  

Соотносить.

Читать текст учебника.


Отвечать на вопросы.

П: дополнять и расширять знания.

Р:

Осмыслять учебный материал; действать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: формулировать ответы;

Физкультминутка

- Давайте сделаем перерыв и проведём динамическую минутку:

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнения.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа в группе.

Практический: работа с учебником.

3 мин.

Фронтальная работа.

- С чем мы познакомились на уроке?

- Что мы называем полезными ископаемыми?

- На какие группы делятся полезные ископаемые?

- Где их применяют?

Бриллиант – украшения, грязь – лечебные ванны, графит – карандаш, сера – спички, природный газ – отопление, каменный уголь – активированный уголь, гранит/мрамор – скульптуру, памятники учёным и деятелям искусства.

Анализировать.

Отвечать на вопросы.  

Выстраивать предположения.

Участвовать в игре «Ископаемое-продукт».

К: формулировать ответы;

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в печатной тетради.

4 мин.

Работа в рабочей тетради.
Самостоятельная работа. 

Работа в малых группах.

А сейчас вы рассмотрите свойства полезных ископаемых, которые лежат у вас на парте. У вас на парте также лежит план анализа. Ваша задача - по плану рассмотреть полезное ископаемое, лежащее на парте и заполнить в рабочих тетрадях на стр.28, в №2 первый и второй столбик.

План.

1.        Назови исследуемое полезное ископаемое

2.        Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.

3.        Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.

4.        Сыпучее или несыпучее это вещество?

5.        Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.

6.        Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.

7.        Запиши все полученные данные в таблицу.

Самостоятельно работать в тетрадях.

П.: искать и извлекать информацию

Р.:

Применять освоенные способы действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: кроссворд.

5 мин.

Работа в парах.

Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

Кроссворд.

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

4.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.

Она варились долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

2.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

7.

Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)

Разгадывать кроссворд.

Разгадывать кроссворд.

Р.:

Применять освоенные способы действия.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

К: формулировать ответы;

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа.

Словесный: устная рефлексия. 

2 мин.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какую цель перед собой поставили? Достигли ли мы цели урока? Рубрика проверь себя. Ответы на вопросы. Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что получилось? Не получилось? Что вам понравилось? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Записываем домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

Производить рефлексию.

Записывать домашнее задание.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.