Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Лабузова Татьяна Дмитриевна

 

  1. 1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации обучения через исследовательскую деятельность детей, освоение учащимися методов самостоятельного поиска информации и осознание ими целей того или иного вида учебной деятельности.

2. В этом контексте в начальной школе наиболее сложными (но и наиболее интересными для педагогического поиска) являются уроки окружающего мира. Лишь часть знаний по этому предмету дети могут вывести с помощью опытов или логических умозаключений. Большой объем информации учащиеся воспринимают в готовом виде – из литературы или от взрослых, обучаясь в процессе эту информацию находить, оценивать, систематизировать. В этой связи именно урок окружающего мира дает возможность обучать детей самостоятельно или в группах работать с научно-популярной и справочной литературой, выделять главное, конспектировать, осваивать навыки презентации полученной информации и т.п.

3. Данные виды работ по заданию учителя достаточно эффективны. Однако несравнимо большую мотивацию к творческому поиску учащихся дает умело созданная учителем проблемная ситуация – когда необходимость поиска информации обусловливает стоящая перед детьми игровая или практическая задача.

Примерами таких задач могут быть:

  • создание лэпбуков и других пособий для детей более младшего возраста,
  • журналистская деятельность,
  • ролевая игра,
  • самостоятельное изготовление учебных пособий,
  • подготовка и проведение отдельными учащимися уроков для своих одноклассников
  • и т.д.
  1. Я хочу рассказать о примерах таких работ из своей практики.
  1. Ролевая игра.

Пример ролевой игры, использованный мною при разработке урока «Что такое деньги?» из раздела «Экономика» (3 класс, «Школа России»).

Этап усвоения нового материала учитель начинает с вопроса «Как вы думаете, человек может жить без денег?». Дети уверенно отвечают: «Нет». – «А деньги – это явление природы или изобретение человека?» - «Изобретение человека».  – «Значит,  человек появился раньше денег и до их изобретения как-то обходился без них». И, чтобы узнать, как это было, мы (при создании соответствующего антуража) отправляемся на машине времени в прошлое и, оказываемся у леса на берегу реки (картина природы представлена на слайде электронной доски).

- Мы в VII веке. Нет еще нашего государства. Есть реки, поля, леса. У нас – три большие семьи (дети с начала урока разделены на три группы). Где взять все необходимое для жизни? Магазинов нет. В интернете не закажешь… (Дети без труда выдвигают идеи о том, что все необходимое можно найти, вырастить, добыть). Какие потребности нам надо удовлетворять для того, чтобы выжить? (Дети в группах составляют списки потребностей (еда, одежда, жилище, предметы быта, орудия труда). Дети делают вывод о том, что жизнь без денег возможна, после чего учитель знакомит их с понятием «натуральное хозяйство».

Мы живем натуральным хозяйством. Но время идет, прошли годы, десятилетия. Вот уже сменились поколения в наших семьях. И вот, ребята, за ваше упорство, трудолюбие, за умение работать дружно - сама жизнь, сама история преподнесла каждой семье по подарку. (Каждая «семья» получает тряпичный мешочек.) - Подарки истории – в этих мешочках. А подарки такие: каждая семья научилась какое-то одно дело делать очень хорошо, мастерски, так, как никто в округе не может… (В мешочках: яблоко и картофель; деревянная ложка и толкушка; немного творога и моток шерсти). Дети делают вывод, что одна семья занимается животноводством, другая – растениеводством, третья – промыслами из дерева.  Далее учитель предлагает детям ситуацию, в которой каждая семья осознает необходимость в  продукции соседей.  Идея меняться рождается мгновенно, и дети действительно подходят друг к другу и меняются, после чего учитель вводит понятие «натуральный обмен» («бартер»), дети приводят примеры натурального обмена в современном мире. 

Далее учитель предлагает сложную ситуацию, требующую многоступенчатого обмена, в процессе поиска решения дети приходят к выводу, что выгодно всегда меняться на самый востребованный всеми товар, потому что он не пропадет – его всегда можно будет выменять на необходимое. Такой товар и являлся первыми деньгами. Дети высказывают предположения, какой именно товар  был первыми деньгами на Руси.

Далее дети «возвращаются» в современность и переходят к следующим этапам урока (изучение монет и банкнот, сравнение валют разных стран и эпох и т.д.)

Ярким подтверждением того, что проведенная игра действительно способствовала пробуждению познавательной активности и глубокому усвоению новых знаний, стало для меня то, что дети самостоятельно, уже во внеурочной обстановке возвращались к поднятым на уроке проблемам. Так, по инициативе группы учеников возникла дискуссия о том, существует ли какая-либо «валюта» в жизни нашего класса (возникло предположение – отметки). С помощью учителя разобрали, что общего у школьной отметки с деньгами и в чем различия. Позднее, в 4 классе, при изучении истории России дети часто вспоминали этот урок, что говорит о том, что это был яркий, значимый для них опыт погружения в историю.

  1. Игру в журналистику я хотела бы показать на примере разработанного мною урока для 4 класса «Россия вступает в ХХ век» из курса истории России (УМК «Школа России»).

Особенность этой темы – в очень большом объеме информации, который дети должны усвоить за один урок. Всю эту информацию я разделила на блоки.

Каждый ребенок в начале урока был объявлен издателем-редактором газеты, причем газеты исторической, современницы событий. Каждому был выдан макет газеты, в которой оставлены пустые места – место для будущих газетных заметок.

  1. Для оценки учащимися уровня развития различных сторон российской жизни на рубеже 19-20 в.в. была отведена рубрика «Срочная новость». Детям были предложены составленные мною «частные письма», стилизованные под письма жителей Российской империи тех лет. Вот несколько примеров таких писем.

Здравствуй, Дашенька!

Хочу поделиться интересной новостью. В России появился новый писатель – Иван Бунин. Его рассказы чудесны! Недавно он получил Пушкинскую премию.

Дорогой Саша!

Хочу рассказать о своей работе в земстве, которой очень горжусь. За последний год мы поработали на славу. В уезде открылись две новые больницы. Теперь крестьянам есть где лечиться.

 

Уважаемая Надежда Петровна!

Технический прогресс дошел и до нашего города.  Открыта железнодорожная станция. Мы счастливы!

Подобные письма раздаются на каждую парту и дети, работая в паре, выделяют из письма предложение, которое может стать значимой газетной новостью, и вписывают это как срочную новость в свою газету.

  1. Отдельная рубрика газеты отведена для составления хроники событий 1905 года (9 января, волна стачек по всей стране, Манифест 17 октября). Дети работают с этой информацией, разделившись на три  группы. Каждая группа получает текст, стилизованный под газетную заметку тех лет. Дети в группах готовят пересказ текста, и в результате из трех последовательно прозвучавших пересказов складывается полная картина развития событий 1905 года. После фронтального обобщения этой информации создается хроника (план) из трех пунктов, которые каждый ребенок вносит в свое личное «издание».
  2. После того как в форме фронтальной беседы дети высказывают предположение о перспективах дальнейшего развития страны, учитель сообщает о том, что мирному развитию общества воспрепятствовало начало Первой мировой войны. Дети возвращаются к новому этапу работы с газетой. Каждая редакция получает от учителя бандероль-корреспонденцию с фронта. Вскрыв пакет, дети обнаруживают там карту театра военных действий. Для того чтобы дать информацию в свой номер, они переносят данные на контурную карту, которую я также включила в их индивидуальные макеты.
  3. Наконец, после фронтального обсуждения того, как на общество на фронте и в тылу могла повлиять эта война, каждая редакция получает телеграмму: «3 марта 1917 года царская власть в России прекратила свое существование». Текст телеграммы дети также переносят в газету.
  4. В качестве домашнего задания желающим было предложено дополнить газету материалами по теме. Вот примеры работ, которые дети проделали вместе с родителями: интервью с русским солдатом - участником Первой мировой войны, фотоколлаж, иллюстрирующий научно-технический прогресс в России тех лет; события февраля-марта 1917 года, представленные в виде хроники.
  1. Также большой эффект имеет  самостоятельное изготовление учебных пособий. Так, работа с контурными картами получила дополнительное вдохновение, когда мы с классом изготавливали глобусы из папье-маше. Изначальное задание было относительно простым: правильно  наклеить на получившийся голубой шар контуры материков, которые я вырезала для детей сама. Однако, видя высокую вовлеченность детей в эту работу, я предложила что-то вроде конкурса: кто нанесет на свой глобус больше дополнительных географических сведений. Самой интересной работой (конечно, она была выполнена дома с помощью родителей), стал глобус, на который ребенок нанес полную политическую карту мира. Характерно, что эту работу проделал слабый ученик, ранее не увлекавшийся географией, но зато очень увлеченный ручным трудов.

 

  1. Все эти примеры показывают, насколько создание на уроке проблемной ситуации, мотивирующей ребенка к познавательной деятельности, способствуют развитию его интереса к предмету, творческому подходу, освоению новых навыков работы с информацией, прочному усвоению знаний.                

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cjplfybt_ghjktvys_cbefwbq.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Практика создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

  1. 1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации обучения через исследовательскую деятельность детей, освоение учащимися методов самостоятельного поиска информации и осознание ими целей того или иного вида учебной деятельности.

2. В этом контексте в начальной школе наиболее сложными (но и наиболее интересными для педагогического поиска) являются уроки окружающего мира. Лишь часть знаний по этому предмету дети могут вывести с помощью опытов или логических умозаключений. Большой объем информации учащиеся воспринимают в готовом виде – из литературы или от взрослых, обучаясь в процессе эту информацию находить, оценивать, систематизировать. В этой связи именно урок окружающего мира дает возможность обучать детей самостоятельно или в группах работать с научно-популярной и справочной литературой, выделять главное, конспектировать, осваивать навыки презентации полученной информации и т.п.

3. Данные виды работ по заданию учителя достаточно эффективны. Однако несравнимо большую мотивацию к творческому поиску учащихся дает умело созданная учителем проблемная ситуация – когда необходимость поиска информации обусловливает стоящая перед детьми игровая или практическая задача.

Примерами таких задач могут быть:

  • создание лэпбуков и других пособий для детей более младшего возраста,
  • журналистская деятельность,
  • ролевая игра,
  • самостоятельное изготовление учебных пособий,
  • подготовка и проведение отдельными учащимися уроков для своих одноклассников
  • и т.д.
  1. Я хочу рассказать о примерах таких работ из своей практики.
  1. Ролевая игра.

Пример ролевой игры, использованный мною при разработке урока «Что такое деньги?» из раздела «Экономика» (3 класс, «Школа России»).

Этап усвоения нового материала учитель начинает с вопроса «Как вы думаете, человек может жить без денег?». Дети уверенно отвечают: «Нет». – «А деньги – это явление природы или изобретение человека?» - «Изобретение человека».  – «Значит,  человек появился раньше денег и до их изобретения как-то обходился без них». И, чтобы узнать, как это было, мы (при создании соответствующего антуража) отправляемся на машине времени в прошлое и, оказываемся у леса на берегу реки (картина природы представлена на слайде электронной доски).

- Мы в VII веке. Нет еще нашего государства. Есть реки, поля, леса. У нас – три большие семьи (дети с начала урока разделены на три группы). Где взять все необходимое для жизни? Магазинов нет. В интернете не закажешь… (Дети без труда выдвигают идеи о том, что все необходимое можно найти, вырастить, добыть). Какие потребности нам надо удовлетворять для того, чтобы выжить? (Дети в группах составляют списки потребностей (еда, одежда, жилище, предметы быта, орудия труда). Дети делают вывод о том, что жизнь без денег возможна, после чего учитель знакомит их с понятием «натуральное хозяйство».

Мы живем натуральным хозяйством. Но время идет, прошли годы, десятилетия. Вот уже сменились поколения в наших семьях. И вот, ребята, за ваше упорство, трудолюбие, за умение работать дружно - сама жизнь, сама история преподнесла каждой семье по подарку. (Каждая «семья» получает тряпичный мешочек.) - Подарки истории – в этих мешочках. А подарки такие: каждая семья научилась какое-то одно дело делать очень хорошо, мастерски, так, как никто в округе не может… (В мешочках: яблоко и картофель; деревянная ложка и толкушка; немного творога и моток шерсти). Дети делают вывод, что одна семья занимается животноводством, другая – растениеводством, третья – промыслами из дерева.  Далее учитель предлагает детям ситуацию, в которой каждая семья осознает необходимость в  продукции соседей.  Идея меняться рождается мгновенно, и дети действительно подходят друг к другу и меняются, после чего учитель вводит понятие «натуральный обмен» («бартер»), дети приводят примеры натурального обмена в современном мире.  

Далее учитель предлагает сложную ситуацию, требующую многоступенчатого обмена, в процессе поиска решения дети приходят к выводу, что выгодно всегда меняться на самый востребованный всеми товар, потому что он не пропадет – его всегда можно будет выменять на необходимое. Такой товар и являлся первыми деньгами. Дети высказывают предположения, какой именно товар  был первыми деньгами на Руси.

Далее дети «возвращаются» в современность и переходят к следующим этапам урока (изучение монет и банкнот, сравнение валют разных стран и эпох и т.д.)

Ярким подтверждением того, что проведенная игра действительно способствовала пробуждению познавательной активности и глубокому усвоению новых знаний, стало для меня то, что дети самостоятельно, уже во внеурочной обстановке возвращались к поднятым на уроке проблемам. Так, по инициативе группы учеников возникла дискуссия о том, существует ли какая-либо «валюта» в жизни нашего класса (возникло предположение – отметки). С помощью учителя разобрали, что общего у школьной отметки с деньгами и в чем различия. Позднее, в 4 классе, при изучении истории России дети часто вспоминали этот урок, что говорит о том, что это был яркий, значимый для них опыт погружения в историю.

  1. Игру в журналистику я хотела бы показать на примере разработанного мною урока для 4 класса «Россия вступает в ХХ век» из курса истории России (УМК «Школа России»).

Особенность этой темы – в очень большом объеме информации, который дети должны усвоить за один урок. Всю эту информацию я разделила на блоки.

Каждый ребенок в начале урока был объявлен издателем-редактором газеты, причем газеты исторической, современницы событий. Каждому был выдан макет газеты, в которой оставлены пустые места – место для будущих газетных заметок.

  1. Для оценки учащимися уровня развития различных сторон российской жизни на рубеже 19-20 в.в. была отведена рубрика «Срочная новость». Детям были предложены составленные мною «частные письма», стилизованные под письма жителей Российской империи тех лет. Вот несколько примеров таких писем.

Здравствуй, Дашенька!

Хочу поделиться интересной новостью. В России появился новый писатель – Иван Бунин. Его рассказы чудесны! Недавно он получил Пушкинскую премию.

Дорогой Саша!

Хочу рассказать о своей работе в земстве, которой очень горжусь. За последний год мы поработали на славу. В уезде открылись две новые больницы. Теперь крестьянам есть где лечиться.

Уважаемая Надежда Петровна!

Технический прогресс дошел и до нашего города.  Открыта железнодорожная станция. Мы счастливы!

Подобные письма раздаются на каждую парту и дети, работая в паре, выделяют из письма предложение, которое может стать значимой газетной новостью, и вписывают это как срочную новость в свою газету.

  1. Отдельная рубрика газеты отведена для составления хроники событий 1905 года (9 января, волна стачек по всей стране, Манифест 17 октября). Дети работают с этой информацией, разделившись на три  группы. Каждая группа получает текст, стилизованный под газетную заметку тех лет. Дети в группах готовят пересказ текста, и в результате из трех последовательно прозвучавших пересказов складывается полная картина развития событий 1905 года. После фронтального обобщения этой информации создается хроника (план) из трех пунктов, которые каждый ребенок вносит в свое личное «издание».
  2.  После того как в форме фронтальной беседы дети высказывают предположение о перспективах дальнейшего развития страны, учитель сообщает о том, что мирному развитию общества воспрепятствовало начало Первой мировой войны. Дети возвращаются к новому этапу работы с газетой. Каждая редакция получает от учителя бандероль-корреспонденцию с фронта. Вскрыв пакет, дети обнаруживают там карту театра военных действий. Для того чтобы дать информацию в свой номер, они переносят данные на контурную карту, которую я также включила в их индивидуальные макеты.
  3. Наконец, после фронтального обсуждения того, как на общество на фронте и в тылу могла повлиять эта война, каждая редакция получает телеграмму: «3 марта 1917 года царская власть в России прекратила свое существование». Текст телеграммы дети также переносят в газету.
  4.  В качестве домашнего задания желающим было предложено дополнить газету материалами по теме. Вот примеры работ, которые дети проделали вместе с родителями: интервью с русским солдатом - участником Первой мировой войны, фотоколлаж, иллюстрирующий научно-технический прогресс в России тех лет; события февраля-марта 1917 года, представленные в виде хроники.
  1. Также большой эффект имеет  самостоятельное изготовление учебных пособий. Так, работа с контурными картами получила дополнительное вдохновение, когда мы с классом изготавливали глобусы из папье-маше. Изначальное задание было относительно простым: правильно  наклеить на получившийся голубой шар контуры материков, которые я вырезала для детей сама. Однако, видя высокую вовлеченность детей в эту работу, я предложила что-то вроде конкурса: кто нанесет на свой глобус больше дополнительных географических сведений. Самой интересной работой (конечно, она была выполнена дома с помощью родителей), стал глобус, на который ребенок нанес полную политическую карту мира. Характерно, что эту работу проделал слабый ученик, ранее не увлекавшийся географией, но зато очень увлеченный ручным трудов.

  1. Все эти примеры показывают, насколько создание на уроке проблемной ситуации, мотивирующей ребенка к познавательной деятельности, способствуют развитию его интереса к предмету, творческому подходу, освоению новых навыков работы с информацией, прочному усвоению знаний.