Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: Старинная женская одежда
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Зиновьева Светлана Владимировна

Открытый урок по теме "Старинная женская работа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur1.docx53.21 КБ
Файл samoanaliz.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива»

Тип урока. ОНЗ

Подготовила: учитель начальных классов Зиновьева С.В.

Тема урока: Старинная женская одежда
 Цели и задачи темы

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;
  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
  • прививать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Тип урока: формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Планируемый результат 

  • умение называть последовательность трудовых операций в работе со     льном;
  • выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в паре
  • аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Предметные результаты: 

  • называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
  • определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты: 

  • распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя;
  • реконструировать по картинкам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
  • обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты: 

  • -осознавать нравственное значение совместной работы людей;
  • -испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие;
  • -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: 

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом,
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные: 

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из учебного материала;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение логическими действиями,  сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Коммуникативные: 

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
  • уметь работать в паре, учитывая позицию собеседника.

Оборудование: гербарий льна, предметы домашнего обихода из льна: салфетки, скатерть, платья, наглядный и раздаточный материал, кусочки ткани из льна, веретено, самопрялка, листы самооценки.

Межпредметные связи 

  • литературное чтение, технология

Ресурсы: 

  • Учебник и рабочая тетрадь “Окружающий мир” 2 класс А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
  • Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран, презентация

Организация пространства 

  • Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Предварительная работа: выставка изделий изо льна, принесенных детьми из дома.

ХОД УРОКА.

1.Огр. момент

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.

Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

-  Сегодняшний урок, я бы хотела начать с пословицы. Прочитайте её!

Если есть труд - значит, будет и успех.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Готовы трудиться? Вперёд к успеху! Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успеха вам и удачи!

3. Актуализация знаний

1. Проверка д/з.

- А начнем мы нашу работу с проверки д/з

-У вас на партах листы самооценки. Подпишите их. Увидели кроссворд. Я загадываю загадку, а вы  должны вписать отгадку в кроссворд.

        1)- Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

        Что за диво?

Это же… (крапива).

2- Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь –

На себе их всех найдешь. (репейник)

3)- Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

Посмотрите, такой ли кроссворд у вас получился? Оцените свою работу за  кроссворд, в первой таблице,в пустом квадрате. Если вы сделали без ошибок то 5, одна ошибка, то 4, две ошибки то 3.

2. Определение темы урока

-Прочитайте слова и соотнесите с предметами.

На доске слова:

- Кто   использовал  все эти предметы? (женщины)

- Родственное слово «женская» пригодится для определения  темы сегодняшнего урока

- Это современные предметы? (нет, старинные)

- Давайте, вспомним, когда люди в капустные вечера пели песни, играли, что при этом они делали? (Рубили капусту, работали) Это еще одно слова.

- Используя эти слова (женская, работа, старинная) Определите тему сегодняшнего урока. (старинная женская работа)

- О чем, как вы думаете, пойдет речь на уроке?

4. Выявление места и причины затруднения.

- А вы знаете, что такое гербарий? Попробуйте дать определение?

Гербарий – это коллекция  засушенных растений.

- Что вы видите перед собой? (гербарий)

-А что это за растение  вы узнаете, отгадав ребус (лен)

- А что такое лен? (трава)

- Ребята, а вы знаете, как из льняного зернышка получить платье?

- Какую поставим перед собой цель? (узнать, как из льняного зернышка получить платье)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- И чтобы ответить на этот вопрос мы отправляемся  на машине времени в прошлое, все вы получили билеты, билеты не простые, а сотканные на ткацком станке (разноцветные кусочки льняной ткани). Закройте глаза и положите голову на руки, сложенные на парте. Готовы? Тогда в путь!

Дети закрывают глаза, звучит музыка, входят девочка в народном костюме.

(Рассказывает о льне)

Лен- это культурное растение. Стебель прямой, тонкий, имеющий одиночные бледно голубые цветы. Сеют лен в середине мая, а убирают лен с полей в конце лета. Из семян льна делают льняное масло, которые используют в медицине. Из его волокон делают ткани и нитки, а в последующем  одежду, скатерти, полотенца и т.д. Сейчас одежда изо льна стоит дорого и ее мало производят, а раньше на Руси носили в основном льняные вещи. Посмотрите  на мой наряд!!!

-Сейчас  лен – почти забытая культура, выращивать ее невыгодно, трудоемко. Утрачиваются навыки ручной обработки льна. Но мы должны  помнить, что в России всегда были две главные культуры – рожь и лён. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа. Посмотрите повнимательнее на нашу выставку (полотенца, сарафаны, скатерти, салфетки) всё это женщины в старину могли делать из  льняного зернышка. Это музейные экспонаты. На перемене можете их рассмотреть повнимательнее.

6. Реализация построенного проекта

- Напомните, отправились мы в прошлое для чего?

- А если мы чего- то не знаем, что будем делать? (искать решение, обратимся к учебнику).

-  Прочитайте на стр.75 учебника первый абзац.

- Вот вам первое задание, работаем в парах, у каждого из вас на парте в файле лежат карточки. Ваша задача  построить эталон «Как из льняного зернышка получится платье!»

-Хотите узнать, как женщинам удавалось создавать такую красоту?

-Возможно, ваш построенный эталон  из карточек изменится. Слушайте внимательно.

(Слайд) Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен. Сеять старались утром или вечером, когда поле покрыто росой, в тихую тёплую погоду, чтобы ветер не разносил семена по сторонам.

 

(Слайд) Цветёт лен очень красиво. Вся работа по уходу за посевами ложилась на плечи женщин Они следили, чтобы лён не зарос сорняками, чтобы его не погубили вредители или болезни

(Слайд) И вот отцвел лён, созрели на нём семена. Приступают к уборке. Убирали лен вручную. Его дёргали прямо с корнями. «Лен любит поклон» - есть такая пословица. Это тяжёлая работа. Но не потрудишься – одежды не будет.

(Слайд) Пучки с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна. А дальше путь к платью, как в сказке, лежит через огонь и воду. Поливает лен дожди, обжигает солнце, опускаются на него росы и снова солнце сушит. Долго лежит лен в поле пока не начнет в руках трещать.

(Слайд) Затем лён сушили на специальных полках

Слайд) Затем мяли, чтобы сделать его мягче.

(Слайд) Потом лён трепали, отделяя от древесной части стебля

(Слайд) Следующий этап это – ОЧЁСЫВАНИЕ. Чесали лен специальными щётками. Так получалась Куде́ль — короткое путаное волокно.

(Слайд) Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели пряжу – это нити!

(Слайд) А уж из нитей на таком ткацком станке ткали льняное полотно.

(Слайд) Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)

(Слайд)- Вот так из зернышка получается платье. Это правильный эталон. А теперь в листе самооценки во второй  таблице оценит свою работу.

Физминутка

Представьте себя бабочкой на льняном поле

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево) 

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

7. Первичное закрепление

- Итак, давайте перечислим, что сначала делали?

Сеяли, выращивали, мочили, сушили, мяли, трепали, очёсывали, ткали, затем только получали ткани, а из неё шили одежду..

-Трудна ли была работа? Как могли женщины сделать работу быстрее? (дружно, сообща)

- Что можно в классе делать сообща, дружно? (дежурить, рисовать стенгазету)

8. Самостоятельная работа с проверкой

Работа в тетради  стр.46-47

-№ 1- самостоятельно

- Какой по счету вы выбрали рисунок?

- № 3 выполните самостоятельно. Проверка по эталону. Обмен тетрадями. Оценка товарища (листочками)

- Какое незнакомое орудие труда вы увидели? Как вы думаете, для чего оно служило (ступа с пестом, в ней толкли из семян льна масло.)

Задания:

(Если высказывание верное, то– встать, если неверное, то–сидеть)

- Лён – культурное растение, дающая красивую прочную ткань. (да)

- Сеют лён в конце августа. (нет)

- Сеяли лён мужчины в середине мая, наблюдая за погодой. (да)

- Обрабатывали лён женщины.(да)

- Из семян льна получают полезное масло.(да)

- Цветы льна имеют жёлтую окраску.(нет)

- Всю работу женщины выполняли сообща, дружно с песнями, весёлыми разговорами. (да)

Если осталось время, то видео.

9 Подведение итога урока

-Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

- Как выглядит это растение?

- Давайте еще раз вспомним этапы обработки льна.

- А что еще можно сделать из льна?

10 . Рефлексия учебной деятельности.

Если вам понравился урок путешествие, то вы легко сможете закончить эти предложения

Раньше был обычай у русских женщин. Старые, опытные женщины ходили к молодым и проверяли у них работу. Радивых хозяек хвалили, ну а нерадивых бранили, но по – доброму, без злобы.

-Попробуйте и вы оценить  свою работу на уроке в листе самооценки и вывести итоговую оценку за урок.

11. Дом. задание

Ваше задача дома узнать о старинном обычаи копатиха и о димитриевом дне, для это прочитать учебник на стр.76-77. И по желанию сделать куклу льняницу.

        



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по Окружающему миру во 2 «А» классе.

Тема урока: «Старинная женская работа»

Учитель: Зиновьева Светлана Владимировна

Тип урока: Формирование новых знаний

Формы проведения: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.

В процессе обучения формировала следующие  цели:

1.Познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых  операций при обработке льна.

2.Закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей.

3.Прививать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Планируемые результаты

  1) умение называть последовательность трудовых операций в работе со     льном;

 2) выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в паре

3) аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные результаты:

-осознавать нравственное значение совместной работы людей;

-испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные результаты:

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из учебного материала;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение логическими действиями,  сравнение, анализ, синтез, обобщение;

Регулятивные:

  • - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом,
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;

- умение работать  в парах, учитывая позицию собеседника.

Ресурсы: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть, презентация, выставка старинных предметов и изделий из льна, видео по обработке льна, сообщение старшеклассницы о том, что такое лен.

Урок  построен в соответствии с ФГОС, использовала информационно – коммуникативные технологии.

        Тип – урока открытие нового знания. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

        Цель организационного момента обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке. Психологически-эмоционально подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. На начальном этапе учащимся было дано задание принести изделия из льна ручной работы. Урок старалась построить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем. Для активизации мышления учащихся эффективно использовала систему вопросов. Тему и задачи урока учащиеся определили самостоятельно. Этапы урока были тесно связаны между собой. Перед основным этапом, учащиеся работая в парах над учебным материалом сравнивали, сопоставляли и определяли самостоятельно последовательность трудовых операций в работе со льном. Это стимулировала к совместной самостоятельной деятельности, развитию критического мышления, активности. Основной этап урока, на котором идёт реализация первой поставленной части учащимся была предложена презентация. На этапе первичного закрепления нового материала, учащимся был продемонстрирован наглядный материал. Для полного восприятия на уроке применялись  познавательные дополнительные материалы в виде сообщения ученицы, предметы домашнего обихода, изделия из льна. На этапе закрепления с целью формирования умения называть последовательности трудовых операций в работе со льном, определять особенности льняной ткани, применила игру и видео.

        На этапе рефлексии каждый ребёнок попытался сам оценить свою работу в листе самооценки, а также высказать свое мнение, используя начало предложения.

        На основе подведения итогов, рефлексии, можно сделать вывод, о том, что поставленные цели и задачи урока были выполнены. Задания каждого этапа урока создавали возможность для формирования УУД (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

окружающий мир, Тема урока. Старинные и современные средства письма, счета, связи.

Цель урока: создать условия для знакомства с историей развития  старинных и современных средств письма, счета, связи.Задачи:Образовательная:  познакомить со  старинными и современными с...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока истории 4 класс (УМК Перспектива) "Старинная женская работа"

Технологическая карта урока истории 4 класс (УМК Перспектива) "Старинная женская работа"...

Конспект урока по русскому языку с презентацией, 4 класс. Тема урока: «Склонение имён прилагательных женского рода».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Склонение имён прилагательных женского рода».К уроку прил...