Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Максимова Наталья Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел Ι. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир, 1- 4 классы».

               Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета

Основными задачами реализации учебного предмета являются:

  • Формирование ценностно -окрашенного образа окружающего мира;
  • Формирование личностных качеств культурного человека;
  • Развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
  • Воспитание любви к своей Родине, малой Родине;
  • Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • Развитие интереса к познанию самого себя.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Контроль знаний осуществляется систематически:

  1. Текущий контроль (на уроках)
  2. Тематический контроль (после изучения темы)
  3. Итоговый контроль (в конце года).

Критерии оценивания ЗУН

На «4» и «5»: правильность, полнота, последовательность изложения изученного материала. Самостоятельность в выполнении творческих заданий.

«3»: воспроизведение изученного материала по вопросам учителя и выполнение минимального уровня школьной программы.

Раздел ΙIΙ.  Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 270 часов. Программа для 3 класса рассчитана на 34 учебные недели-  68 часов (2 часа в неделю).

Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

окружающего мира в 3 классе

Личностные результаты

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

 

Метапредметные результаты                                  

Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе;
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Раздел VI. Содержание тем учебного курса.

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Раздел VII. Тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в 3 классе (68 часов).

Учебник: «Окружающий мир. 3 класс» под ред. А.А. Плешакова

Содержание

Кол –во часов

Дата

Внеурочная деятельность

Кол – во часов

Дата

Основные виды учебной  деятельности обучающихся

Как устроен мир

5

2

Изучать компоненты живой и неживой природы, объяснить взаимосвязь  в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе. Раскрыть в чем отличие человека от животного как существа разумного. Раскрыть что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Изучать взаимосвязи живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. Изучать взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; пропагандировать знания об охране природы. Изучать взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; пропагандировать знания об охране природы. Самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

1

Природа

1

2

Человек

1

3

Общество

1

4

Что такое экология?

1

Проект: «Богатства отданные людям»

1

5

Природа в опасности

1

Тест по теме: Как устроен мир

1

Эта удивительная природа

17

2

Изучить что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия. Рассмотреть свойства веществ, которые используют в быту, каким путем  и из чего они произошли.  Рассмотреть состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных. Рассмотреть свойства воды, значение экологически  чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать что такое круговорот воды в природе. Рассмотреть причины загрязнения водоемов, пропагандировать охрану водоемов. Рассмотреть, что такое горные породы, и от каких факторов происходит их разрушение. Рассмотреть что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека. Изучить разнообразие растений, их характерные особенности.  Рассмотреть в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям. Рассмотреть особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление  о размножении и развитии растений из семян Рассмотреть взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Изучить, какие растения внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. Познакомиться  с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам. Рассмотреть чем питаются животные, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, движением энергии в круговороте веществ в природе. Познакомиться  с размножением и развитием животных, сравнивать. Рассмотреть, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле. Шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать  с правила сбора грибов. Изучить сети питания в экологической пирамиде. Бережно относиться к природе.

1

Тела, вещества, частицы.

1

2

Разнообразие веществ.

1

3

Воздух и его охрана.

1

4

Вода

1

5

Превращение и круговорот воды

1

6

Берегите воду!

1

7

Как разрушаются камни?

1

8

Что такое почва?

1

9

Разнообразие растений

1

10

Солнце, растения и мы с вами

1

11

Размножение и развитие растений

1

12

Охрана растений

1

13

Разнообразие животных

1

14

Проект: «Кто что ест?: Разнообразие природы родного края»

1

15

Размножение и развитие животных

1

16

Охрана животных

1

17

В царстве грибов

1

18

Великий круговорот жизни

1

Тест по теме: Эта удивительная природа

1

Мы и наше здоровье

8

2

Иметь понятие о системе органов человека, о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека. Рассмотреть основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Рассмотреть основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Рассмотреть кожу как покровном органе; ухаживать за кожей. Рассмотреть строение и значение опорно-двигательной системы. Рассмотреть пищеварительную систему человека. Рассмотреть дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Рассмотреть дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость.

1

Организм человека

2

Органы чувств

3

Надежная защита организма

4

Опора тела и движение

5

Наше питание

Проект: «Школа кулинаров»

1

6

Дыхание и кровообращение

7

Умей предупредить болезни

8

Здоровый образ жизни

Тест по теме: «Мы и наше здоровье»

1

Наша безопасность

6

2

Изучить основные правила обращения с газом, электричеством, водой, вызвать помощь по телефону при экстренной ситуации. Изучить правила поведения пешехода, велосипедиста, пассажира, основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервис, выполнять ПДД. Изучить правила поведения пешехода, велосипедиста, пассажира, основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса выполнять ПДД. Рассмотреть дорожные знаки в окрестностях школы, потенциально опасные участки дороги.  Рассмотреть дорожные знаками в окрестностях школы, потенциально опасные участки дороги. Изучить опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др., правила обращения с электро и газооборудованием, с колющими  и режущими предметами, с лекарственными препаратами, выполнять правила безопасного поведения дома  и на улице. Рассмотреть правила безопасности при обращении с кошкой и собакой, выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.

1

Огонь, вода и газ

1

2

Чтобы путь был счастливым        

1

3

Дорожные знаки

1

Проект: «Кто нас защищает?»

1

4

Опасные места

1

5

Природа и наша безопасность

1

6

Экологическая безопасность        

1

Тест по теме: Наша безопасность

1

Чему учит экономика?

10

2

Изучить понятие «экономика», «потребности» «товар», «услуги», составные части экономики, условия, необходимые для жизни человека Изучить  понятие «природные богатства», «капитал», «труд», природные богатства, используемые в хозяйственной деятельности человека, что входит в 3 кита экономики.  Обобщить изученный материал по теме  «Чему учит экономика», работать самостоятельно, применять имеющиеся знания. Рассмотреть, какой вред окружающей среде наносит экономика, как наука экология помогает делать экономику более безопасной

Изучить понятия «стипендия», «пенсия», составлять семейный бюджета на 1 месяц. Познакомиться с понятием «растениеводство», «зерновые, кормовые, прядильные культуры»,части растений, зерновые, кормовые, прядильные культуры

делить растения на группы, различать части растений, ценить труд людей, занимающихся растениеводством. Рассмотреть домашних животных, правила ухода за домашними животными, раскрывать особенности внешнего вида животных, приводить примеры

ценить труд людей, занимающихся животноводством. Изучить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги»,  откуда государство получает доходы и на что расходуются деньги из государственного бюджета. Рассмотреть, какие  способы обмена товаров и услуг существуют. Изучить понятие «обмен, бартер, купля-продажа, деньги, цена, денежные единицы, сбережения»

1

Для чего нужна экономика?

1

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

3

Полезные ископаемые

1

4

Растениеводство

1

5

Животноводство

1

6

Какая бывает промышленность?

1

7

Что такое деньги?                          

1

Проект: «Экономика родного края»

1

8

Государственный бюджет

1

9

Семейный бюджет

1

10

Экономика и экология

1

Тест по теме: «Чему учит экономика?»

1

Путешествия по городам и странам

10

2

   

Характеризовать прошлое и настоящее, рассмотреть основные достопримечательности, охрану памятников истории и культуры Золотого  кольца России. Характеризовать прошлое и настоящее, рассмотреть основные достопримечательности, охрану памятников истории и культуры Золотого  кольца России. Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей. Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей  Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей  Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей. Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей. Изучить расшифровку слову БЕНИЛЮКС расположение на карте, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей. Найти на карте страны, располагающиеся в центре Европы, назвать  их столицы, главные достопримечательности. Рассмотреть расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитых  людей. Назвать страны, столицы, располагающиеся на юге Европы. Найти на карте, назвать страны, столицы, располагающиеся на юге Европы. Найти на карте, назвать страны, столицы, располагающиеся на юге Европы. Изучить наиболее известные достопримечательности мира, изученный материал за курс 3 класса,  работать самостоятельно, применять имеющиеся знания

1

Золотое кольцо России

2

Проект: «Музей путешествий»

1

2

Наши ближайшие соседи

3

На севере Европы

4

Что такое Бенилюкс?

5

В центре Европы

6

По Франции и Великобритании (по Франции)

7

По Франции и Великобритании (по Великобритании)

8

На юге Европы

9

По знаменитым местам мира

Тест по теме: «Путешествия по городам и странам »

1

Всего

56

12

Раздел VIII. Перечень учебно – методического обеспечения.

  1. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы, - М: Просвещение, 2011.
  2. Васильева Н.Ю. / Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс / , М: ВАКО, 2013.
  3. Плешаков А.А. / Окружающий мир. 3 класс. Учебник для 3 класса в 2 ч/   М: Просвещение, 2013.
  4. Плешаков А.А. / Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / , М: Просвещение, 2013.
  5. Плешаков А.А. / Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова / М: Просвещение, 2013.
  6. КИМы по окружающему миру

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...