Урок окружающего мира 4 класс "Россия при петре I"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дарий Марина Владимировна

Система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_om_na_konkurs_ug.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 4

Тема: Россия при Петре 1

Цель: формировать знания об особенностях преобразований в России при Петре I.

Задачи:

Обучающие: -создать условия для развития интереса к истории русского народа;

- расширить исторические представления учащихся о родной стране;

- формировать знания об особенностях образования в России при Петре I;

Развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, получать, обрабатывать и систематизировать информацию.

Воспитывающие: Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.

Оборудование: Энциклопедии, гаджеты, презентация

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Этапы

Ход урока

Примечания

I Орг. момент

- Посмотрите на кораблик. Что в нем необычного?

- А что будет, если одну деталь убрать?

- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний.

Конструктор-кораблик

II Проверка домашнего задания.

Учитель.

- История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались они во времена Древней Руси? (Князья.)

- Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды. 

4. Кто стал первым царём в России?

а) Иван Грозный;

б) Иван III;

в) Иван Калита;

г) Дмитрий Донской. /СЛАЙД №6/

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

а) Киев;

б) Владимир;

в) Москва;

г) Рязань. /СЛАЙД №7/

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

в) "Апостол";

г) "Первый русский букварь". /СЛАЙД №8/

7. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?

а) при Дмитрии Донском;

б) при Иване III;

в) при Иване Калите;

г) при Ярославе Мудром. /СЛАЙД №9/

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих;

г) он оставил в наследство шапку Маномаха. /СЛАЙД №10/

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

а) белокаменный;

б) дубовый;

в) из железа;

г) из красного кирпича. /СЛАЙД №11/

10. После смерти какого царя в России воцарился беспорядок?

а) Ивана Грозного;

б) Алексея Михайловича Романова;

в) Бориса Годунова;

г) Ивана III. /СЛАЙД №12/

- Поменяйтесь листочками в парах и проверьте работу товарища. /СЛАЙД №13/

(Ответы: в б б а в в б в г в.

Критерии оценивания теста:

  • 9-10 заданий - "5";
  • 8 заданий - "4";
  • 6-7 заданий - "3";
  • 5 и менее заданий - "2".)

- Кто за свои знания получил "5"?

- Кто получил "4"?

- Молодцы!

Слайд 1. (картинки с изображением воды, льда и пара)

Карточки с названиями на доске.

III Изучение нового материала

Постановка проблемы

- Сегодня на уроке мы поговорим о самом необычном царе того времени. На своей печати этот царь вырезал слова “Я – ученик и нуждаюсь в учителях”. Это было девизом всю его жизнь. Прожил он 53 года и многое сделал для России.Как звали этого царя? (Пётр 1)

- Конечно же, это именно он. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать о Петре 1?(Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”? Хотелось бы узнать о детстве Петра. Каким правителем был Петр Первый?Как строился Санкт-Петербург? Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?)

Определение темы и цели исследования.

- Сегодня мы выясним, что происходило в России во времена правления Петра 1. Нам предстоит провести исследование.А что такое исследование? (Предположения детей)

- Исследование – это поиск новых знаний. Исследование может проводить любой. Ученый и рабочий, учитель – человек любой профессии использует элементы исследовательской работы.

 - Любое исследование начинается со сбора информации. Откуда мы можем добыть информацию о Петре 1? (из книг и посмотреть в интернете).

- Сегодня мы проведём вторую игру в рамках акции «библиотеки против интернета». Ответы на заданные вами вопросы команды будут искать по-разному. Оцениваться будут интересность рассказа, чёткость и лаконичность ответа, научность и грамотность. Оценивать работу будет команда знатоков. У вас на парте лежит таблица. В неё мы будем заносить результаты эксперимента. Вы готовите ответы на каждый из вопросов, записанных на доске. Каждый вопрос рассказывается поочерёдно одним из участников команды.

Практическая работа

Дети готовят ответы на каждый из вопросов, записанных на доске. Каждый вопрос рассказывается поочерёдно одним из участников команды.Затем учитель кратко рассказывает о тех фактах, которые не были освящены детьми. Результаты фиксируются в таблицах.

- Что мы хотели узнать в начале исследования? Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли). Обе ли команды ответили на вопросы?Какой вывод мы можем сделать? (Неважно каким путём добыта информация. Важно, что эта информация получена).

Физминутка

Дети разделены на 2 группы

Тема и вопросы фиксируется на доске

На партах у группы «за библиотеку» энциклопедии и книги о жизни Петра Великого, у группы «за интернет» гаджеты.

Работа в группах

IV Закреплен. изученного материала

- А сейчас обе команды исходя из найденного материала ответят на вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

1.Сколько лет было Пётру I, когда его провозгласили царем?

  • 10 лет
  • 15 лет
  • 20 лет

2. Кем работал молодой Пётр во время путешествия по Европе?

  • поваром
  • плотником
  • кузнецом

3. В какой стране Пётр I учился корабельному делу?

  • в Голландии
  • в Греции
  • во Франции

4. Сколько специальностей было освоено Петром I?

  • 6 специальностей
  • 8 специальностей
  • 14 специальностей

5. Как называлось судно, на котором молодой царь учился навигации?

  • парусник
  • ладья
  • бот

6. В устье какой реки был заложен Санкт-Петербург?

  • Москвы-реки
  • Невы
  • Днепра

7. Когда был заложен Санкт-Петербург?

  • более 500 лет назад
  • более 400 лет назад
  • более 300 лет назад

8. Какой город появился при Петре I?

  • Архангельск
  • Екатеринбург
  • Воронеж

9. Чем стала Россия при Петре Великом?

  • княжеством
  • царством
  • империей

10. Какой город при Петре Великом стал столицей России?

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Владимир

Слайды 3,4

V Итог урока

- Расскажите, о чём вы узнали на уроке по схеме:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Мне показалось интересным…
  • Мне было трудно…
  • Я хорошо справился…
  • Я могу похвалить одноклассников…
  • Мне понравилось…

Домашнее задание: составить рассказ о Петре 1.

Схема в презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Урок окружающего мира по теме "Петр I.Российская империя". 4 класс

Урок окружающего мира по программе "Гармония" Осуществляется деятельностный подход в обучении. Развивается умение сотрудничать, работать в группе,умение общаться,делать выводы, обосновывать их, провод...

Конспект урока окружающего мира по теме "Петр I"

Цели урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; развитие умений работать с источниками информации, коммен...

Конспект урока окружающего мира по теме "Петр I"

Цели урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; развитие умений работать с источниками информации, коммен...

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"

Урок окружающего мира 4 класс "Петр Великий"...