Конспект урока окружающего мира по теме "Петр I"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Лисовская Елена Юрьевна

Цели урока: способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого; развитие умений работать с источниками информации, комментировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;способствовать формированию чувства гордости за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа ( в ходе предварительной подготовки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока окружающего мира в 4 классе

на  тему: « Пётр Великий»

                           

             

                             Составила учитель МБОУ «СОШ № 80»

                              Лисовская Е.Ю.

                         

                     

                   

                              Г. Пермь

                               2012

Цели урока:

1.Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого.

2.Развивающая – развитие умений работать с источниками информации, комментировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа ( в ходе предварительной подготовки).

Оборудование: презентация, учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч.2./ Плешаков А.А., Крючкова Е.А. – М.: Просвещение, 2006; Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, ч.2. – М.: Просвещение, 2009

          Ход урока:

  1. Орг. момент.

Улыбнулись, подтянулись,

На уроке не зевать.

Ну, ребята все за дело

И друг другу помогать.

  1. Подведение  к проблеме.

- Посмотрите на рисунки (слайд № 3). На каком рисунке, по вашему мнению, изображён русский царь.

- Почему человека на 2 рисунке вы не называли царём? В чём его необычность? ( Царь изображён в царских одеждах и с символами власти, а справа человек одет необычно)

- Сформулируйте тему урока. (Необычный царь)

3.Новый материал.

- Как бы не выглядел царь Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. ( слайд № 4)

- Сегодняшний урок будет посвящён этому необычному царю, изучению особенностей правления и нововведений Петра 1.

- Появление на свет Петра 1 также было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

- Прочитайте текст (Слайд  № 5)

- Прочитайте следующий текст (слайд № 6) Закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

- Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий (слайд № 7)

4. «Потешные» полки.

- Действительно, Пётр с матерью вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом (слайд № 8)

- Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелок найдёте пару к слову «Забавный»

( слайд № 9)

- Итак, как называлась крепость в селе Преображенском? (потешная)

- Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные  солдатики Петра с точностью настоящих солдат выполняли все команды своего  маленького командира ( слайд № 10).

- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? ( Семёновский и Преображенский)

5. Старый ботик – « дедушка русского флота»

- Прочитайте следующий текст (слайд № 11, 12)

- Плавание на боте пробудили в нём, царе государства, не имеющего выхода к морям, страстную любовь к мореплаванию. Впоследствии Пётр 1 называл этот старый английский ботик – « Дедушка русского флота».

- А между тем (слайд № 13)

- В этом году Пётру удалось устранить от власти сестру. Определите год устранения Софьи от власти ( 1689. Пётр родился в 1672 г. : 1672 + 17= 1689).

6. Преобразования Петра 1.

- Придя к власти, Пётр не сразу начал свои преобразования. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения . Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода.  Там жили иностранцы. И поэтому всё в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

- Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя Немецкой слободы ( слайд № 14)

- Её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили,  бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.

 Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.

- Какие последствия это имело, вы узнаете, подслушав разговор двух купцов (Сценка)

Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.

- В чём необычность поступка Петра? (слайд № 15)

- Зачем царь Пётр 1 отправился за границу? (слайд № 16)

- Пётр 1 понимал, что для управления страной нужны грамотные и образованные люди. Поэтому сам прожил за границей 1 год и 3 месяца под именем рабочего Петра Михайловича, чтобы изучать разные науки.

- По возвращении из-за границы, бояре поспешили поприветствовать царя. Но он обошёлся с боярами самым непредвиденным образом. Пётр велел достать ножницы и стал отрезать им бороды (слайд № 18)

- Царь питал неприязнь к традиционной русской одежде – длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны (слайд № 19)

- Пользуясь схемой, расскажите о переменах, которые произошли сразу по возвращении  Петра 1 из-за границы. (слайд № 17)

- Опираясь на предыдущую схему, достройте предложения

( слайд № 20)

- Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну.

- А сейчас сыграем в игру « Веришь - не веришь»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1сентября?

- Именно Пётр 1 ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинался с 1 января.

- Верите ли вы, что со времён Петра 1 в нашей стране появилось телевидение?

- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времён стали выпускать газету?

-Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1. (слайд № 21) сообщение детей.

- Верите ли вы, что первый самолёт был построен при Петре 1?

- Верите ли вы, что царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, заспиртованных уродов, старинное оружие?

- Таким образом, были созданы: первый русский музей

( слайд № 22) сообщение

- Публичная библиотека (слайд № 25) сообщение

- Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

- Для того, чтобы грамота стала доступна не только богатым людям, но и простому народу, Пётр 1 заменил старый славянский алфавит на более простой (слайд № 26)

- А вспомните арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Их ввёл Пётр 1 ,потому что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно (слайд № 27)

7.Строительство города.

- Не любил Пётр Москву. Она была не похожа на города, которые он видел за границей. Он считал, что столица государства должна быть многоэтажной, каменной, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. Но  в России нет такого города. Значит, надо построить (слайд № 28)

- Одна беда – земли здесь болотистые , речушек много. Любой дом под воду уходит. Но коли царь решил, город будет. Болота камнями засыпали. И город рос. Санкт-Петербург – город Святого Петра, покровителя государя.

Сообщения детей.

Петропавловская крепость (слайд № 29)

Адмиралтейство (слайд № 30)

Пушки Петропавловской крепости (Слайд № 31, 32)

Петропавловский собор (слайд № 33)

- Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Люди  работали, стоя по пояс в воде. Царь Пётр работал  вместе со всеми.

( слайд № 34)

- Для него был построен домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик  сохранён и поныне.

- Пётр 1 любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.

8. Рабочий день Петра 1.

Вставал он очень рано. В 3-4 утра был уже на совете министров. Потом он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил.

За свою жизнь Петр освоил 14 ремёсел.

В 11 часов садился обедать. Обед состоял из немногих простых блюд, среди которых обязательно был студень. После обеда царь немного отдыхал, потом отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли.

Вечером обычно навещал  друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать.

9. Петр 1 – император.

- Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу.

За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства (слайд )

10. Потомки помнят Петра 1.

- В 1782 году в Петербурге был поставлен памятник Петру 1, как основателю города, как  личности, сделавшей многое для страны и для русского народа. Памятник – статуя из бронзы, установлена на гранитной скале (слайд  ) Это скачущий всадник, его ещё называют медный всадник.

 Первичное закрепление.

Какое прозвание получил Пётр 1 в истории России?

( Великий)

- Во сколько лет был провозглашен царём? (10)

- Какое любимое увлечение было у Петра? ( «Военные» потехи)

- Как назывался его полк? (Потешный)

- Чем отличался Пётр 1 от европейских государей того времени? ( мог трудиться плотником, работал наравне со всеми)

- Что нового появилось в России при Петре 1? ( новый календарь, первая газета, музей, библиотека)

- С чего началось строительство города? ( Петропавловской крепости)

Рабочая тетрадь стр. 33 задание 2.

Домашнее задание: прочитать в учебнике стр. 94-100, Р.т. стр.33- 36, составить рассказ о строительстве Санкт-Петербурга от лица одного из предложенных учебником героев (стр. 100).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр Великий Составила учитель МАОУ «СОШ № 80» г. Перми Лисовская Е.Ю.

Слайд 2

Цели урока: 1. Способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого. 2. Развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст, развивать творческие способности и коммуникативные умения. 3. Способствовать формированию чувства гордости за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Слайд 3

Рассмотрите изображения этих людей. На каком рисунке, по вашему мнению, изображён царь ?

Слайд 4

Как бы необычно выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Слайд 5

Прочитайте текст Пётр 1 в детстве. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича - Наталья Кирилловна, родила ему сына .Наутро люди говорили, Что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на с вет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. Ранние детские годы Петра протекали Беззаботно и весело, но на 4 году жизни Пётр потерял отца.

Слайд 6

Прочитайте следующий текст, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку. После смерти своего старшего брата царём был провозглашен Пётр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной и умной. Итак, государством реально стала управлять Софья, так как Пётр…

Слайд 7

Выберите правильный вариант развития последующих событий. Софья стала управлять государством, во всём советуясь со своей мачехой, матерью Петра. Софья стала управлять единолично, а Пётр с матерью были удалены подальше от Кремля.

Слайд 8

Действительно, Пётр с матерью вынуждены были переселиться в подмосковное село Преображенское . Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом.

Слайд 9

Вы узнаете название крепости, если найдёте пару к слову « забавный» Необычный потешный Забавный реформы Преобразование, странный, изменение непривычный

Слайд 10

Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. Со временем потеха превратилась во всестороннюю подготовку с освоением оружия и приёмов боя, «потешные полки»- в грозную силу и верную опору царя. С них и началась регулярная русская армия.

Слайд 11

Прочитайте следующий текст: Однажды Пётр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, совсем не похожую на те, которые делались в России. Это был английский бот(маленькое парусное судно), предназначенный для плавания в море.

Слайд 12

Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу.

Слайд 13

Между 17-летним Петром и Софьей назревал конфликт.

Слайд 16

Пётр в Голландии

Слайд 17

Пётр изучает навигацию-науку о вождении кораблей.

Слайд 18

Бритьё бород и усов. По приезду в Москву царь поступил с боярами самым непредвиденным образом. Пётр велел подать ножницы и стал обрезать бороды у бояр. Если боярин хотел оставить бороду, он должен был каждый год платить по 100 рублей.

Слайд 19

Царь питал неприязнь к традиционной русской одежде – длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел указ: отныне надлежало носить только венгерские кафтаны.

Слайд 20

Пётр 1 заставил запретил Мужчин брить бороды есть картофель мужчинам жениться, не получив образования пить кофе женщинам сидеть дома Обрезать рукава и полы кафтанов

Слайд 21

Продолжите предложения: Общегосударственной нормой стало ношение кафтанов без длинных … рукавов Царь издал специальный указ: если дворянин не закончит «цифирную» ( начальную школу), ему не разрешалось… жениться Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, так как предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный… кофе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петр Великий Часть 2.

Слайд 2

Первая российская газета «Ведомости»

Слайд 6

Библиотека.

Слайд 7

Алфавит.

Слайд 8

Старославянские цифры

Слайд 10

Петропавловская крепость.

Слайд 11

Адмиралтейство.

Слайд 12

Пушки Петропавловской крепости.

Слайд 13

Эта традиция сохранилась и до наших дней.

Слайд 14

Петропавловский собор.

Слайд 20

Император Российский

Слайд 21

Памятник Петру 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...