Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Уханова Ирина Александровна

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира и для проведения пешеходной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_grad_petra_i.doc377 КБ

Предварительный просмотр:

Название экскурсии: «Град Петра I»

Цель: знакомство с Петербургом и его объектами

Тип: обзорная (виртуальная)

Название объекта

Топонимическая

версия названия

Содержание экскурсии

Приёмы

Портфель экскурсовода

1.Казанский собор

Казанский собор назван в честь Казанской иконы Божией Матери, которая для Санкт-Петербурга имеет особое значение. Она была покровительницей рода Романовых, поэтому в 1710 году Петр I велел перевезти её в Санкт-Петербург,, где её поместили в часовне на Петроградской стороне, рядом с первым домом Петра I.

 

Одной из важнейших святынь Петербурга является величественный Казанский собор, расположенный на Невском проспекте.

     Казанский собор — прекрасное творение выдающегося русского зодчего А.Н. Воронихина — замечательный памятник русской классической архитектуры начала прошлого столетия.

     В первые времена основания Петербурга в 1710 году здесь была построена маленькая часовенка, взамен которой была построена церковь во имя Рождества Богородицы, а в 1800 году Император Павел решил соорудить новый грандиозный храм, нынешний Казанский собор. Император Александр I положил в основание храма первый камень. Через 10 лет 15 сентября 1811 года, состоялось освещение нового великого храма.

     По своему внешнему виду Казанский собор напоминает собор святого Петра в Риме. В трудные условия был поставлен зодчий: при разработке проекта он не мог не считаться с желанием Павла I и в тоже время не хотел копировать римский собор. Кроме того, по старой традиции православный храм своей алтарной стороной должен быть обращен на восток, но тогда Казанский собор поворачивается боком к Невскому проспекту.

     Главный фасад его к Невскому проспекту и представляет грандиозную полукруглую колоннаду с 136 колоннами в коринфском стиле, с северной и западной сторон украшен портиками. Колонны и обшивки стен сделаны из жёлтосерого пудожского камня. По наружным стенам в нишах помещены громадные бронзовые фигуры с изображением святых. Большие входные двери отлиты из бронзы по оригиналу Флорентийского собора. Высота собора, вместе с крестом 33 сажень.

     Главную достопримечательность собора составляет драгоценная святыня, одна из наиболее чтимых всей православной Россией, чудотворная икона Казанской Божьей Матери.

     При освещении собора в 1811 году она была поставлена в храм и тогда же на икону возложена драгоценная риза, украшенная драгоценными камнями.

     Казанский собор — это ещё и грандиозный национальный памятник Отечественной войны 1812-1814 годов. Национальный же он потому, что всё в нём русское: и зодчий, и скульпторы, и те безымянные труженики, руками которых он строился, и даже строительные материалы.

     Перед собором на площади воздвигнуты два памятника: светлейшему князю Кутузову Смоленскому и Барклай-де-Толли — двум выдающимся полководцам Отечественной войны. Небольшая площадь перед западным фасадом с разбитым на ней сквером ограждена превосходной металлической решеткой, представляющей собой образец тонкого литья ковки. Решетка — одна из лучших в городе, она исполнена по рисунку Воронихина и названа его именем.

     Строительство этого храма оказало большое влияние на формирование облика города на важном и ответственном участке, каким является Невский проспект. Талантливый архитектор хорошо понимал задачи градостроительства, и созданный им ансамбль вошёл в сокровища не только русского, но и мирового зодчества.

- приём предварительного осмотра,

- приём зрительного анализа,

- приём отступления от темы

Материал в отдельном файле

2.1 и 2.2 Памятники у Казанского собора. (памятник М.Б. Барклаю де Толли,  памятник М.И. Кутузову)

Памятники получили своё название от имени увековеченных на них полководцев.

     25 октября 1837 года на площади перед Казанским собором состоялось торжественное открытие памятников полководцам М. Барклаю де Толли и М. Кутузову.

     Памятники были сооружены по повелению Императора Александра I. Фигуры обоих полководцев отлиты из тёмной бронзы и утверждены на высоких пьедесталах из гранита.

Исполнение моделей памятников было поручено в 1829 году молодым русским скульпторам, воспитанникам Академии художеств — Б. Орловскому и С. Гальбергу. В 1832 году была отлита статуя М.И. Кутузова, а в 1836 году — Барклая-де-Толли. Полированные гранитные пьедесталы, на которых установлены скульптуры, исполнены по проекту архитектору В. Стасова. Сооружением монументов руководил архитектор К. Тон. Авторв пытались придать памятникам портретное сходство и правдивость психологических характеристик великих полководцев.

     Кутузов изображён в генеральском мундире и плаще, с фельдмаршальским жезлом и обнажённую шпагою. У его ног лежит французское знамя с переломленным древком. На пьедестале надпись: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812». Б. Орловский представил его в образе победителя наполеоновских войск, ученика и сподвижника великого Суворова.

     Барклай-де-Толли — также в генеральском мундире и плаще. Шпага его в ножнах. У ног — французское знамя с переломленным древком. На пьедестале надпись: «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812,1813,1814 и 1815».

     Между памятниками разбит цветник.

     

- приём предварительного осмотра, -приём зрительного сравнения

- движение относительно объекта

Биографии полководцев.

Портреты полководцев.

3. Невский проспект

Своё название проспект получил не от Невы (он нигде не соприкасался с рекой), а был назван в честь Александра Невского (возможно также, что его название пошло от монастыря, который нередко именовался Невским).

Рождающийся на берегах Невы город и развернувшееся с 1705 года строительство адмиралтейства требовали во всем возрастающем количестве различных строительных материалов, товаров и продовольствия, которые поступали в город по старой Новгородской дороге (сейчас Лиговский проспект) и долгим окружным путем шли к месту назначения. Поэтому, чтобы ускорить и удешевить строительство, Адмиралтейство кратчайшим путём соединили с Новгородской дорогой: тысячи солдат и пленных шведов в невероятно тяжелых условиях, среди дремучего леса, болот и топей проложили прямую, как стрела, и широкую просеку.

     Годом позже, в 1710 году, при впадении в Неву небольшой Черной речки (сейчас Монастырка), где, по преданию, князь Александр Ярославович разбил шведов, Петр I поставил срубленный им крест и повелел основать на сем месте монастырь Александра Невского, который позднее, в 1797 году стал именоваться лаврой. В том же году монахи проложили короткую прямую просеку от монастыря до Новгородской дороги в месте её пересечения с первой просекой, идущей от Адмиралтейства.

     Так образовалась трасса будущей улицы, а затем проспекта, которому было суждено превратиться в главную артерию столицы, известный всему миру Невский проспект.

Длина проспекта 4,6 км, у Мойки он узок, а у Гостиного двора наиболее широк.

     Николай Васильевич Гоголь говорил: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».

     Архитектурное устройство Невского заложено архитектором Карлом Росси: линии одинаковых по высоте зданий, которые расступаются неожиданно и открывают перспективы рек и каналов, площадей с великолепными храмами.

-приём отступления от темы

- движение относительно объекта

Репродукции и фотографии Невского проспекта в разные десятилетия и столетия. Фотография Невского трезубца.

4.Дом В.В. Энгельгардта

Своё название дом получил в честь своего владельца.

    Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Лермонтова «Маскарад» происходят именно здесь.

     Бывший дом В. Энгельгардта располагается в самом центре Петербурга, на Невском проспекте. Поэтому застройка этого участка на углу канала Грибоедова и Невского проспекта велась ещё в 1760х годах. В 1799 году дом купил купец-миллионер М. Кусовников. Он известен благодаря своей манере развлекаться. В начале XIX веке в здании проводились концерты Петербургского филармонического общества. В1823-1829 годах на первом этаже дома располагалась книжная лавка издателя И. Сленина. Частыми гостями в ней были А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, П. Вяземский, К. Рылеев и другие. В 1829-1832 годах здание было перестроено архитектором П. Жако для известного мецената, барона-миллионера Василия Энгельгардта. Во времена Энгельгардта в помещениях дома устраивались музыкальные вечера и балы-маскарады. Позже здание много раз меняло владельца. На первом этаже дома открывались книжные лавки, здесь также проходили различные собрания, дворянские вечера. В советское время в доме стали открываться кафе и ювелирные магазины. В 1929-1937 годах в этом доме жил конструктор танка Т-34 М. Кошкин. В 1949 году в бывшем доме Энгельгардта открыли Малый концертный зал имени М.И. Глинки Ленинградской государственной филармонии. В конце 60-х годов XX века в здание был встроен вестибюль станция метро «Невский проспект».

- приём зрительной реконструкции, - приём зрительного сравнения,

- приём отступления от темы

Фотографии до и после перестройки. Портреты владельцев.

5. Дом книги (Дом компании «Зингер»)

Своё название здание получило в честь основателя американской корпорации Айзека Зингера.

     Магазин «Дом книги» располагается на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. В начале XX века это великолепное здание в стиле модерн было построено для известной компании «Зингер».

     В здании предполагалось разместить магазин и местное правление компании по производству швейных машинок.

     Строительными работами, которые проходили с 1902 по 1904 годах, руководил архитектор П. Сюзор. Выделяются гигантские окна-витрины, стилизованная декоративная скульптура на фасадах и т. д. Фасад здания был украшен скульптурными группами «Промышленность» и «Мореплавание» работы А. Адамсона. Купол из стекла и железа венчает гигантский глобус, символизирующий всемирный размах деятельности компании «Зингер». После революции 1917 года здание было экспроприировано. В 1919 году в нём разместились государственные книжный магазин, а также издательства «Художественная литература», «Искусство», «Советский писатель», «Просвещение», «Лениздат» и другие. «Лениздатом» руководил С. Маршак. С этим издательством в разное время сотрудничали такие писатели, как К. Чуковский, Д. Хармс, М. Зощенко, В. Бианки и другие.

     Сегодня Дом книги является одним из крупнейших книжных магазинов Петербурга.

- приём предварительного осмотра,

- приём локализации событий,

- приём зрительного сравнения

Фотографии в разное время

6. Малая Конюшенная улица

Неподалёку от улицы располагались придворные конюшни (Конюшенный двор).

     Во второй половине XVIII века в домах на улицах, прилегавших к Невскому проспекту, жили в основном иностранцы.

     На Рождественской улице (впоследствии Малой Конюшенной) располагалась шведская община. Благодаря её усилиям в 1769 году была возведена церковь Святой Екатерины.

     Во второй половине XIX века она была перестроена, и появилось новое каменное здание церкви. В начале XX века по проекту архитектора Ф. Лидваля на Малой Конюшенной улице был построен доходный дом (дом№3). В доме 4 жил писатель М. Зощенко. Сегодня в этом доме размещается его мемориальный музей. После Октябрьской революции Малую Конюшенную улица переименовали в улицу Софьи Перовской. В начале 90х годов XX века ей возвращают прежнее название. В 1997 году было решено сделать Малую Конюшенную первой в городе пешеходной зоной. Вместо асфальта здесь уложили брусчатку и гранитные плиты, посадили деревья, установили скамейки и клумбы. В конце пешеходной зоны на углу со шведским переулком был открыт памятник городовому — первый в серии «петербургских типов» конца XIX века. Позже в начале Малой Конюшенной установили памятник Н. Гоголю.

     Практически сражу после своего появления пешеходная зона на Малой Конюшенной стала любимым местом отдыха петербуржцев и гостей города.

- приём экскурсионной справки

- движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому

- движение относительно объекта

- приём «мемориальной доски»

Материал в отдельном файле

7.Большая Конюшенная улица

Неподалёку от улицы располагались придворные конюшни (Конюшенный двор).

     Появление Большой Конюшенной улицы историки относят к 30м годам XVIII века, когда планировкой городских районов занялась императрица Анна Иоановна.

     Первоначально улица была тесно застроена невысокими деревянными домами, в которых располагались различные лавки и ремесленные мастерские. Большинство из них принадлежало приехавшим в Россию европейцам. Из-за возможности пожара деревянные дома решено было снести, а на их месте начать строительство одно- или двухэтажных каменных зданий.

     В XVIII и XIX веках на Большой Конюшенной улицы располагались многие важные учреждения и просто красивые здания, однако все они были обращены своими фасадами на Мойку или Невский проспект.

     Для нас этот интерьер имеет ещё особую ценность, никак не связанную с его художественными достоинствами. Здесь в Конюшенной церкви, 1 февраля 1837 года было отпевание Пушкина. Отсюда 3 февраля ночью увезли гроб с его телом в Святогорский монастырь.

     На Большой Конюшенной расположено множество дорогих бутиков, кафе и ресторанов, что всегда привлекает гуляющих по центру города туристов.

- приём экскурсионной справки

- движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому

- движение относительно объекта

Материал в отдельном файле

8.Храм Воскресения Христова Спас на Крови

Сооружен в память того, что на этом месте 1(13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя).

Собор Воскресения Христова на Крови, являясь памятником Царю Освободителю, составляет в тоже время сокровищницу русского искусства и славу русского строительства. Храм Воскресения — это чудо красоты. Собор освящен 19 августа 1907 года. Со дня мучительной кончины Царя освободителя по день освещения храма прошло 26 лет, 5 месяцев и 18 дней, со времени закладки здания — 23 года, 10 месяцев и 13 дней, а с момента утверждения проекта храма — 20 лет, 3 месяца и 18 дней.

     Мученическая кончина императора Александра II, с глубокой скорбью отозвавшаяся в сердцах народа привела к мысли о сооружении на месте трагедии памятника.

     Храм Воскресения христова однопрестольный, с алтарём, обращенным на восток. Длина здания с востока на запад 37 сажень, ширина центральной части 14 сажень 1 аршин, а в западной — 21 сажень, вся же площадь застроенного пространства 362 кв. сажень. Вместимость храма рассчитана на 1600 молящихся. Храм выстроен по типу древних церквей, в стиле времен 17 столетия московского периода, он имеет три аспида и четыре пилона, поддерживающих свод и купол центральной его части. По фасаду центральная часть храма увенчана главами на световых барабанах.

      Сооружен храм профессионалом архитектуры А.А. Парландом, по его проекту.

- приём предварительного осмотра,

- приём локализации событий,

- приём отступления от темы

- движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому

Репродукции, фотографии

9.Капелла

Итальянское слово cappella, от латинского cappa. Распространённое в искусствоведении и церковной археологии.

     Участок, на котором располагается комплекс зданий и дворы Капеллы, был приобретен по инициативе Д.С. Бортнянского. Здесь жили и работали такие именитые мастера, как А.Е. Варламов, А.Ф. Львов, М.И. Глинка, Г.Я. Ломакин. Перестройка зданий Капеллы, проведенная Л.Н. Бенуа, вдохнула в эти камни новую жизнь. Архитектурное убранство фасадов, интерьеры, планировка помещений, их техническое оснащение, концертный зал с великолепной акустикой — все это стало полностью соответствовать творческим, художественным и бытовым потребностям хора с многовековым прошлым.

      Комплекс зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице. На набережную Мойки выходят два жилых корпуса, проезд между которыми ведет в парадный двор. В глубине двора находится концертный зал Капеллы и пристроенный к нему Царский павильон, которые видны из Зимнего дворца с Дворцовой площади. 

     В настоящее время вся территория Капеллы разбита поперечными корпусами на четыре проходных двора. Кроме того, имеются еще два боковых двора внутри выходящих на Мойку жилых флигелей и два световых. 

     Капелла поселилась в зданиях на Мойке не сразу, а лишь спустя сто с лишним лет после того, как в 1703 году, переехав из Москвы, участвовала в торжественном богослужении на закладке Петербурга. По инициативе директора Капеллы Д.С. Бортнянского 15 октября 1808 года строения на этом участке были выкуплены казной и после необходимого ремонта, выполненного архитектором Л.И. Руска, 1 ноября 1810 года заняты певчими. 

     В течение XIX века надстройки совершались еще трижды, в результате почти все здания комплекса стали трехэтажными. Несмотря на все перестройки, к концу XIX века помещений катастрофически не хватало. К этому времени Певческая капелла осуществляла не только свою основную функцию — службы при Императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность. В зале, построенном Шарлеманем, была устроена ложа для императрицы. А из зала пробили дополнительные дверные проемы в соседние помещения, чтобы слушатели могли располагаться и там. 

     Многие бывшие площади Императорской Капеллы ныне используются посторонними людьми и организациями. Теперь там расположено элитное жилье, рестораны, галереи и пр. Несколько флигелей и занимаемые ими земельные участки были переданы частному инвестору. Остается лишь надеяться, что Капелле удастся в будущем собрать по крупицам наследие, которое оставил для потомков Леонтий Николаевич Бенуа. 

- приём комментирования

- приём объяснение

Музыкальные фрагменты для создания ощущения того или иного времени. Схемы перестройки.

10.Дворцовая площадь

Дворцовая площадь получила своё название от Зимнего дворца, построенного Ф.-Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны.

     Как говориться, все дороги Петербурга ведут к его главной городской площади - Дворцовой, размеры которой более чем в два раза больше Красной площади в Москве. Дворцовая площадь  занимает достойное место во Всемирном списке культурного наследия ЮНЕСКО и является одной из трех центральных петербургских площадей, образующих исторически-туристский центр сегодняшнего Санкт-Петербурга. Наряду с Исаакиевской и Сенатской площадями, Дворцовая ежедневно притягивает к себе внимание многочисленных гостей города.

     Дворцовая площадь -  сосредоточение сразу нескольких историко-архитектурных памятников федерального масштаба. Это и колоссальный полукруг здания Главного штаба и его прекрасная Триумфальная арка, и гармоничное сооружение штабного здания Гвардейского корпуса, и знаменитый Александровский столп и, конечно же, потрясающей, всемирно известный Зимний дворец.

    Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом. 

    Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.

    Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот. Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект  замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.

    Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 года и ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат. 

После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился. В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

- приём экскурсионной справки

- движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому

- движение относительно объекта

Интересные факты, заметки, фотографии разных десятилетий, перечень мероприятий

11.Александрийский столп

Александрийский столп (Александрвский, Александринский) — памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.

     Ратные подвиги русских солдат запечатлены в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Петербурга. Один из них — исполинская Александровская колонна.

    Это — величественный памятник в честь победы России над войсками Наполеона. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года.

     Гранитный монумент весит более 600тонн. Монолит красного гранита был добыт в каменоломне близ Выборга. Там же его обработали, погрузили на специальную баржу и двумя пароходами отбуксировали в Петербург. Тем временем на Дворцовой площади готовили мощный фундамент из сосновых свай и гранитных блоков. 1250 шестиметровых свай было забито в основание постамента. 2000 солдат и 400 рабочих с помощью 60 подъёмных механизмов установили колонну на постамент за 1 час 45 минут. Колонна удерживается на постаменте силой собственной тяжести, без всяких креплений. Высота колонны составляет 47 м (самый высокий в мире монолит), диаметр — 3,56м. Вершину колонны венчает выполненная скульптором Б. Орловским фигура ангела, попирающего крестом змею. Это олицетворение победы добра над злом, аллегория мира, который пришёл в Европу после победы русских войск над армией Наполеона. Лицу ангела скульптор придал сходство с чертами лица Александра I. Барельефы с аллегорическими фигурами Мудрости и Изобилия, гениев Победы и Мира, рек Немана и Вислы размещены на гранях высоко пьедестала. Александровская колонна воспета А. Пушкиным в стихотворении «Памятник»

- приём зрительного анализа,

- приём локализации событий

- движение относительно объекта

Фрагмент ангела для детального изучения, портрет архитектора, репродукции войны 1812-1814 годов

12.Государственный Эрмитаж

В переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество».

     Эрмитаж – самый крупный государственный музей Санкт-Петербурга, который располагается на Дворцовой площади, в самом центре города. На сегодняшний день комплекс включает в себя 7 исторических зданий, среди которых самое популярное, это, конечно Зимний Дворец, который стал первым в общем комплексе всех строений, образующих Эрмитаж сейчас. Изначально количество зданий было равно пяти, но не так давно в их число вошли еще два, Меншиковский Дворец и Здание Главного штаба.

Красота и величественность Эрмитажа никого не оставят равнодушным. Картины и скульптуры завораживают каждого настолько, что хочется приходить снова и снова, чтобы охватить их все.

     1764 год. Именно этот год принято считать годом основания Эрмитажа. Первоначально музей представлял собой флигель Дворца, где была частная коллекция картин Екатерины 2. Все началось с Зимнего Дворца, а позже, когда картин становилось все больше и больше к нему пристроили еще одну часть, которую назвали Эрмитаж. До середины XIX века данный музей могли посещать только избранные, а с 1852 года он стал открыт для всех желающих и получил уже официальное название «Императорский Эрмитаж».

Уже в 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями.

    Одним из самых популярных архитекторов Эрмитажа является Б. Ф. Растрелли. Данный музей выполнен в стиле Барокко. Фасад Зимнего Дворца представляет собой наглядный образец эпохи классицизма и практически полностью сохранил свой первозданный вид. 

     Коты Эрмитажа – это самая настоящая городская легенда. На сегодняшний день на территории музея проживает около 70 животных, которые даже имеют документы (свои паспорта и ветеринарные карточки). Они даже числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе с крысами.

Также, если вы думаете, что Эрмитаж есть только в Санкт-Петербурге, то вы глубоко ошибаетесь. Данный музейный комплекс затронул еще несколько городов и даже стран, построив там свои филиалы. В России Эрмитаж так же есть в Казани, Выборге, Омске. Самым знаменитым иностранным филиалом является Эрмитаж в Амстердаме.

В Эрмитаже насчитывается около 3 миллионов экспонатов. Для того, чтобы обойти их все нужно пройти порядка 24 километров. Если задерживаться у каждого экспоната хотя бы по 1 минуте, то при ежедневном посещении музея по 8, а то и 10 часов вам понадобится около 11 лет для того, чтобы посмотреть все.

- приём предварительного осмотра

Репродукции, фотографии

13.Главный штаб

Генеральный штаб — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления вооружёнными силами во многих государствах.

     В начале XVIII века на месте Здания Главного штаба на дворцовой площади находился рынок.

     В 1819-1829 годах зодчий К. Росси построил на Дворцовой площади гранитное здание, состоящее из двух корпусов, которые соединены грандиозной триумфальной аркой. В восточном корпусе находились Министерства иностранных дел и финансов, в западном разместился Генеральный штаб и другие военные учреждения. Здание Главного (Генерального) штаба оформлено в строгом классическом стиле. Фасады корпусов украшены величественными портиками. Общая длина фасада составляет 530м.

     Арка Главного штаба  является частью ансамбля этой площади. Гениальность Росси видна в полукруглых сооружениях обрамляющих площадь. Росси понимал, что монотонность зданий надо чем-то прервать. Им была спроектирована арка, которая делит здание Главного штаба на два крыла. Он поставил её так, чтобы из окон Зимнего дворца был виден Невский проспект. Для оформления декора арки Росси пригласил Демут-Малиновского и Пименова. Со своей работой они прекрасно справились. Вершину арки венчает квадрига, запряженная тремя конями. Правит ею богиня победы Ника, а внизу по обеим сторонам арки доспехи римских воинов. 1829 год — арка была открыта. Каждый понимал, что это  главная Триумфальная арка города, которая была сооружена в честь победы русской армии над Наполеоном.

- приём зрительного анализа

- движение по маршруту экскурсии от одного объекта к другому

- движение относительно объекта

Фотографии, схемы проектов

14.Адмиралтейство

Высший орган военно-морского управления, в том числе военного судостроения, в некоторых странах в 17-20 веках.

Главное адмиралтейство находится на набережной Невы, между Зимним дворцом и Сенатом, и главным фасадом выходит на Александровский сад.

     Адмиралтейство — гениальное творение А. Захарова, одно из самых замечательных зданий Санкт-Петербурга.

     В целом всё здание, не смотря на свои огромные размеры, представляет стройную фигуру. Всё здание состоит из трёх корпусов. Общий жёлтый фон красиво выделяет белые колонны с барельефами, статуями, и группами по карнизам. Между прочим, красива группа, изображающая ангелов, приносящих в дар Неве Императорское знамя, и Петра Великого, принимающего трезубец из рук Нептуна. Главный вход составляет красивая арка, служащая воротами и украшенная по обеим сторонам барельефа и статуями, представляющими нимф, которые поддерживают небо. Над главным входом — башня с 28 колоннами, образующими галерею, над которыми 28 статуй изображают времена года, стороны света, стихии и пр. Выше башня представляет круглый столб с куполом, в котором с трёх сторон помещены часы, ещё выше-цилиндрический фонарь, окруженный ионическими колоннами и аллегорическими фигурами и представляющий собой галерею, с которой открывается чудный вид на город, Неву и окрестности. Вся башня увенчана высоким и острым шпилем, заканчивающимся короной, яблоком и флюгером, в виде корабля. Через двор Адмиралтейства проводится петербургский (Пулковский) меридиан.

     Начало Адмиралтейству положено Петром, который с окончанием Петропавловской крепости приступил к устройству Адмиралтейства. Были устроены магазины с деревянной башней в центре с земляным валом изгородью вокруг. В 1711 году было построено первое каменное здание, предназначенное для морской коллегии, а в 1827 году были снесены прочие деревянные постройки и заменены каменными. Башня построена в царствование Анны Иоанновны в 1734-1735 годах.

     Адмиралтейство, с которого началась застройка левого берега Невы, позднее сыграло главную роль в формировании парадного центра северной столицы. Оно объединяет вокруг себя три площади, причём Дворцовая и Сенатская площадь — самые большие и красивые в городе.

     От Адмиралтейства, расходясь тремя прямыми лучами, пролегли три главные магистрали города (Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект).

- приём зрительной реконструкции

- приём литературного монтажа

Материал в отдельном файле

15.Александровский сад

Назван в честь императора Александра Второго.

     Николай I написал на указе о создании нового парка: «Как для украшения сего места и дороги на Каменный остров, так и на пользу публики».

     Парк был создан в 1844-1845 годах. День открытия совпал с Днём Святого Александра Невского — отсюда и название (другая версия). Сегодняшний парк — шумное место для прогулок и развлечений. Вдоль широкой шумной аллеи, начиная от станции метро «Горьковская», расположены аттракционы, кафе и рестораны, театр «Балтийский дом», планетарий, Мюзик-холл, зоопарк. Если идти по парку в сторону Невы, выйдешь к Петропавловской крепости и музею артиллерии. Чем дальше от метро, тем аллеи пустыннее.

- приём локализации событий,

- приём экскурсионной справки

Интересные факты, фотографии

16.Медный всадник

Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остаётся неизменным на протяжении почти 200 лет. Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноимённой поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.

     “..И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне.. 

А.С. Пушкин «Медный всадник»

     Памятник основателю Петербурга на площади у здания Сената и Синода был заказан Екатериной II, пожелавшей укрепить своё спорное право на наследование императорского престола многозначительной надписью на постаменте: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Скульптор М. Фальконе, создавший его в 1787 году, был приглашен императрицей из Франции по рекомендации Вольтера и Дидро. Бронзовый конь, олицетворение смелых петровских начинаний, установлен на цельной гранитной глыбе и задними ногами попирает змею — символ косности, зависти и злобы. После появления в 1833 году поэты Пушкина памятник обрёл имя Медный всадник и статус одного из главных символов Петербурга.

- приём зрительного анализа,

- приём экскурсионной справки,

- приём объяснения,

- приём отступления от темы

- приём литературного монтажа

- движение относительно объекта

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», изображение гром камня, портреты скульпторов, фотографии с изображением, как доставлялся камень на набережную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс

Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"...

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы" 4 класс

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы". 4 класс....

Методическая разработка к уроку окружающего мира на тему: "Животные" (кроссворд)

В данный кроссворд входят некоторые классы животных и представители разных классов....

Методическая разработка по уроку окружающего мира для 3 класса на тему "Строение тела человека"

Данный конспект разработан на основе УМК "Перспектива" для учащихся 3 класса....