Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс

Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Зеркальная симметрия»

УМК « ГАРМОНИЯ»

2 «А» класс  

Урок окружающего мира. УМК « ГАРМОНИЯ» 2 класс

 Учитель: Криштапова Н. И.

Тема: «Зеркальная симметрия. Линия симметрии»

Цель:

  1. Закрепить понятие осевой симметрии,   познакомить учащихся с чудесным свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение

  1. Продолжить развитие логического мышления, воображения, памяти, наглядно – образного мышления, воспитание чувства прекрасного
  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране Симметрии. Наш знакомый гном Половинка уже ждет нас в своем необычном царстве.

II. Проверка домашнего задания

- В гости пришли не с пустыми руками. Дома вы готовили для гнома подарки.

- Какое главное условие было при выборе подарка?

(предмет должен быть симметричным)

- К своей работе каждый составил загадку.

Слушаем вас и попробуем определить, что же вы приготовили для гнома Половинки.

(ответы детей)

- Ни одна работа не останется без внимания. На следующем уроке мы продолжим дарить гному подарки.

Гном тоже приготовил вам задание:

-  Название каких деревьев состоит из симметричных букв?  

БЕРЕЗА

ЕЛЬ

КАШТАН

СОСНА

III.Работа над новым материалом

  1. Вступительное слово учителя

Продолжая путешествие по стране Симметрии, гном Половинка предлагает нам взять с собой волшебный предмет,  который есть в каждом доме и который может творить чудеса. В стране Симметрии этот предмет пользуется большим почетом. Вот как о нем сказал К.И. Чуковский:

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца

И обезьяну обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя увидел неряху лохматого.

- Что это за предмет?

Зеркало!

Итак, сегодня в дальний путь мы берем с собою зеркало. Но сначала нам надо хорошенько с ним познакомиться, узнать, что оно умеет делать, и можно ли на него положиться в пути.

Помогут нам в этом литературные герои, которые встречались с зеркалом.

  1. Викторина

- Сейчас вы увидите несколько эпизодов из различных произведений. Ваша задача – определить название и автора произведения, по которому снят фильм.

Внимание на экран!

  1. Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»
  2. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  3. Льюис Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
  4. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

- Почему царица рассердилась на зеркальце?

- За какое качество она сначала полюбила, а потом возненавидела зеркало?

(За правдивость)

- Какую роль выполняет зеркало в других произведениях?

(ответы детей)

В таком случае зеркало в страну Симметрии можно брать смело.

Тема нашего урока  (читают)

«Зеркальная симметрия»

- А почему симметрия так называется, чуть позже вы сможете объяснить сами.

3. Работа по учебнику

- Открываем учебники на стр. 57, задание № 1

- Попробуем для себя открыть чудесное свойство зеркала. Но сначала поставьте зеркало к себе боком. Проведите пальчиком по боковой стороне. Линия зеркала – это ось симметрии, такая же как и мы.

- Поставьте зеркало вдоль линии рисунка, не отступая от нее.

- Что увидели в зеркале?

(вторые половинки)

- Сравните изображение в зеркале и рисунок.

(они одинаковы)

- Какое чудесное свойство зеркала открыли для себя?

(изображение в зеркале  и предмет, который рассматривали – симметричны)

- Почему же данный вид симметрии называется зеркальный?

Задание 2

Точно так же,  используя зеркальную линию симметрии попробуем дописать буквы.

Начнем работу вместе, продолжите самостоятельно .

Физминутка с буквами на стене.

Задание 3

- А вот задание № 3 с хитринкой.

- Являются ли мордочка щенка симметричным предметом?

- Почему?

- А теперь поставьте зеркало, т.е. проведите линию симметрии только вдоль черной полоски

- Что интересного увидели?

- А теперь только по белой

(мордочка стала симметричной)

(Аналогично    можно  понаблюдать за рисунком чайника, стр. 54 – несимметричный предмет станет симметричным.)

Любой несимметричный предмет в зеркале можно увидеть симметричным.

- У зеркала много тайн.

Хотите узнать одну из них?

Работайте внимательно.

- Поставьте зеркало справа от щенка

- Какое ушко у щенка поднято на рисунке? Левое?

- А в зеркальном отражении? Правое?

- Сравните, какое ушко опущено на рисунке и какое в зеркале?

- Расскажите, каким глазиком подмигивает на рисунке и в зеркале?

- Поставьте зеркало справа от слона

- В какую сторону идет слон на рисунке?

- А в зеркальном отражении?

Можно понаблюдать за своим отражением в зеркале:

- Поставьте зеркало вертикально по отношению к своим глазкам

- Подмигните правым глазом. А отражением в зеркале какой глаз подмигивает?

- Потрогайте за левое ушко, а отражение в зеркале за какое ушко трогает?

- Какую большую тайну зеркала вы открыли для себя?

Что делает зеркало, если его поставить вертикально?

(если зеркало поставить вертикально, то левое в зеркале станет правым и наоборот)

- Хотите еще поэкспериментировать с зеркалом?

- Положите на стол ручку, выше – карандаш

- Что лежит сейчас к вам ближе? (ручка)

- Что дальше? (карандаш)

- Поставьте зеркало горизонтально. Посмотрите, а что в зеркале к вам лежит ближе, что дальше?

(верхнее стало нижним)

- Давайте это свойство проверим, выполнив задание № 4.

Задание № 4

Прочитайте поговорку с помощью зеркала

(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

- Какая строчка в зеркале написана сверху?

- А где она написана в книге?

(внизу)

- Какое открытие вы сделали для себя?

Какие чудеса творит зеркало, если его поставить горизонтально?

(верхнее делает нижним и наоборот)

Физминутка  (Включаю тренажер  Базарного  «Зевс»)

- А теперь внимание! Вопрос знатокам. Проверим, какие вы были внимательные.

Немецкий философ И. Кант так сказал о зеркальном отражении:

«Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале?

И все же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки»

- Как вы думаете, почему он это сказал? В чем состоит особенность зеркального отражения?

( Левое станет правым, если зеркало поставить вертикально, и верхнее – нижним, если зеркало поставить горизонтально)

- А разобраться, почему так, вы сможете в старших классах, когда познакомитесь с законом отражения света. Это важная и серьезная тайна зеркала.

Где применяют зеркала?

Благодаря тому, что ученые раскрыли тайны зеркала, были созданы приборы, без которых наша жизнь просто невозможна.

- Какие вы знаете приборы, в которых применяют зеркала?

(перископ, бинокль, микроскоп, телескоп, калейдоскоп, прожектор, фотоаппарат)

- Люди каких профессий каждый день на работе сталкиваются с зеркалом?

(зубной врач, врач ухо-горло-нос, шофер, парикмахер, портной в ателье, часовщик)

Многие предметы человек изобрел, используя подсказки природы.

- Что у них общего?

- Что их объединяет?

Только очень наблюдательный и внимательный человек смог увидеть и донести до нас такое замечание. Сравните предметы с их отражением в воде.

Природное зеркало

Каждый день мы встречаемся с зеркалом, изготовленным руками человека. А где человек подсмотрел идею создания чудесного зеркала? Ваше мнение.

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И Луна глядится

В зеркале озер

(И. Никитин)

- Подлинным изобретателем чуда – зеркала является природа. Посмотрите на эти удивительной красоты фотографии.

В старину женщины смотрелись только в зеркала воды. Но модницам это было так неудобно!!! Не будешь же носить с собой ведро воды! Они попросили, чтобы мужчины придумали им какое-нибудь другое, более удобное зеркало. И мужчины придумали: на одну сторону отшлифованного (гладкого, как поверхность воды) стекла они нанесли тонкий слой серебра. Вот так и появились зеркала, которые так удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену. И, конечно, удобно с их помощью решать задачки по симметрии.

- Теперь попробуйте объяснить, откуда произошло выражение

«Как в воду смотрела» Когда так говорят?

I V. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы" 4 класс

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы". 4 класс....

Методическая разработка к уроку окружающего мира на тему: "Животные" (кроссворд)

В данный кроссворд входят некоторые классы животных и представители разных классов....

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...

Методическая разработка по уроку окружающего мира для 3 класса на тему "Строение тела человека"

Данный конспект разработан на основе УМК "Перспектива" для учащихся 3 класса....