Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме" ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Окружающий мир, УМК "Гармония," 2 класс
Методическая разработка урока по теме "ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Зеркальная симметрия»
УМК « ГАРМОНИЯ»
2 «А» класс
Урок окружающего мира. УМК « ГАРМОНИЯ» 2 класс
Учитель: Криштапова Н. И.
Тема: «Зеркальная симметрия. Линия симметрии»
Цель:
- Закрепить понятие осевой симметрии, познакомить учащихся с чудесным свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение
- Продолжить развитие логического мышления, воображения, памяти, наглядно – образного мышления, воспитание чувства прекрасного
- Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжаем с вами путешествие по стране Симметрии. Наш знакомый гном Половинка уже ждет нас в своем необычном царстве.
II. Проверка домашнего задания
- В гости пришли не с пустыми руками. Дома вы готовили для гнома подарки.
- Какое главное условие было при выборе подарка?
(предмет должен быть симметричным)
- К своей работе каждый составил загадку.
Слушаем вас и попробуем определить, что же вы приготовили для гнома Половинки.
(ответы детей)
- Ни одна работа не останется без внимания. На следующем уроке мы продолжим дарить гному подарки.
Гном тоже приготовил вам задание:
- Название каких деревьев состоит из симметричных букв?
БЕРЕЗА
ЕЛЬ
КАШТАН
СОСНА
III.Работа над новым материалом
- Вступительное слово учителя
Продолжая путешествие по стране Симметрии, гном Половинка предлагает нам взять с собой волшебный предмет, который есть в каждом доме и который может творить чудеса. В стране Симметрии этот предмет пользуется большим почетом. Вот как о нем сказал К.И. Чуковский:
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого.
- Что это за предмет?
Зеркало!
Итак, сегодня в дальний путь мы берем с собою зеркало. Но сначала нам надо хорошенько с ним познакомиться, узнать, что оно умеет делать, и можно ли на него положиться в пути.
Помогут нам в этом литературные герои, которые встречались с зеркалом.
- Викторина
- Сейчас вы увидите несколько эпизодов из различных произведений. Ваша задача – определить название и автора произведения, по которому снят фильм.
Внимание на экран!
- Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал»
- Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
- Льюис Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
- А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
- Почему царица рассердилась на зеркальце?
- За какое качество она сначала полюбила, а потом возненавидела зеркало?
(За правдивость)
- Какую роль выполняет зеркало в других произведениях?
(ответы детей)
В таком случае зеркало в страну Симметрии можно брать смело.
Тема нашего урока (читают)
«Зеркальная симметрия»
- А почему симметрия так называется, чуть позже вы сможете объяснить сами.
3. Работа по учебнику
- Открываем учебники на стр. 57, задание № 1
- Попробуем для себя открыть чудесное свойство зеркала. Но сначала поставьте зеркало к себе боком. Проведите пальчиком по боковой стороне. Линия зеркала – это ось симметрии, такая же как и мы.
- Поставьте зеркало вдоль линии рисунка, не отступая от нее.
- Что увидели в зеркале?
(вторые половинки)
- Сравните изображение в зеркале и рисунок.
(они одинаковы)
- Какое чудесное свойство зеркала открыли для себя?
(изображение в зеркале и предмет, который рассматривали – симметричны)
- Почему же данный вид симметрии называется зеркальный?
Задание 2
Точно так же, используя зеркальную линию симметрии попробуем дописать буквы.
Начнем работу вместе, продолжите самостоятельно .
Физминутка с буквами на стене.
Задание 3
- А вот задание № 3 с хитринкой.
- Являются ли мордочка щенка симметричным предметом?
- Почему?
- А теперь поставьте зеркало, т.е. проведите линию симметрии только вдоль черной полоски
- Что интересного увидели?
- А теперь только по белой
(мордочка стала симметричной)
(Аналогично можно понаблюдать за рисунком чайника, стр. 54 – несимметричный предмет станет симметричным.)
Любой несимметричный предмет в зеркале можно увидеть симметричным.
- У зеркала много тайн.
Хотите узнать одну из них?
Работайте внимательно.
- Поставьте зеркало справа от щенка
- Какое ушко у щенка поднято на рисунке? Левое?
- А в зеркальном отражении? Правое?
- Сравните, какое ушко опущено на рисунке и какое в зеркале?
- Расскажите, каким глазиком подмигивает на рисунке и в зеркале?
- Поставьте зеркало справа от слона
- В какую сторону идет слон на рисунке?
- А в зеркальном отражении?
Можно понаблюдать за своим отражением в зеркале:
- Поставьте зеркало вертикально по отношению к своим глазкам
- Подмигните правым глазом. А отражением в зеркале какой глаз подмигивает?
- Потрогайте за левое ушко, а отражение в зеркале за какое ушко трогает?
- Какую большую тайну зеркала вы открыли для себя?
Что делает зеркало, если его поставить вертикально?
(если зеркало поставить вертикально, то левое в зеркале станет правым и наоборот)
- Хотите еще поэкспериментировать с зеркалом?
- Положите на стол ручку, выше – карандаш
- Что лежит сейчас к вам ближе? (ручка)
- Что дальше? (карандаш)
- Поставьте зеркало горизонтально. Посмотрите, а что в зеркале к вам лежит ближе, что дальше?
(верхнее стало нижним)
- Давайте это свойство проверим, выполнив задание № 4.
Задание № 4
Прочитайте поговорку с помощью зеркала
(Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
- Какая строчка в зеркале написана сверху?
- А где она написана в книге?
(внизу)
- Какое открытие вы сделали для себя?
Какие чудеса творит зеркало, если его поставить горизонтально?
(верхнее делает нижним и наоборот)
Физминутка (Включаю тренажер Базарного «Зевс»)
- А теперь внимание! Вопрос знатокам. Проверим, какие вы были внимательные.
Немецкий философ И. Кант так сказал о зеркальном отражении:
«Что может быть больше похоже на мою руку или мое ухо, чем их собственное отражение в зеркале?
И все же руку, которую я вижу в зеркале, нельзя поставить на место настоящей руки»
- Как вы думаете, почему он это сказал? В чем состоит особенность зеркального отражения?
( Левое станет правым, если зеркало поставить вертикально, и верхнее – нижним, если зеркало поставить горизонтально)
- А разобраться, почему так, вы сможете в старших классах, когда познакомитесь с законом отражения света. Это важная и серьезная тайна зеркала.
Где применяют зеркала?
Благодаря тому, что ученые раскрыли тайны зеркала, были созданы приборы, без которых наша жизнь просто невозможна.
- Какие вы знаете приборы, в которых применяют зеркала?
(перископ, бинокль, микроскоп, телескоп, калейдоскоп, прожектор, фотоаппарат)
- Люди каких профессий каждый день на работе сталкиваются с зеркалом?
(зубной врач, врач ухо-горло-нос, шофер, парикмахер, портной в ателье, часовщик)
Многие предметы человек изобрел, используя подсказки природы.
- Что у них общего?
- Что их объединяет?
Только очень наблюдательный и внимательный человек смог увидеть и донести до нас такое замечание. Сравните предметы с их отражением в воде.
Природное зеркало
Каждый день мы встречаемся с зеркалом, изготовленным руками человека. А где человек подсмотрел идею создания чудесного зеркала? Ваше мнение.
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И Луна глядится
В зеркале озер
(И. Никитин)
- Подлинным изобретателем чуда – зеркала является природа. Посмотрите на эти удивительной красоты фотографии.
В старину женщины смотрелись только в зеркала воды. Но модницам это было так неудобно!!! Не будешь же носить с собой ведро воды! Они попросили, чтобы мужчины придумали им какое-нибудь другое, более удобное зеркало. И мужчины придумали: на одну сторону отшлифованного (гладкого, как поверхность воды) стекла они нанесли тонкий слой серебра. Вот так и появились зеркала, которые так удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену. И, конечно, удобно с их помощью решать задачки по симметрии.
- Теперь попробуйте объяснить, откуда произошло выражение
«Как в воду смотрела» Когда так говорят?
I V. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку окружающего мира для обучающихся 2-3 классов
Методическая разработка к уроку...
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы" 4 класс
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Равнины и горы". 4 класс....
Методическая разработка к уроку окружающего мира на тему: "Животные" (кроссворд)
В данный кроссворд входят некоторые классы животных и представители разных классов....
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").
В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...
Методическая разработка по уроку окружающего мира для 3 класса на тему "Строение тела человека"
Данный конспект разработан на основе УМК "Перспектива" для учащихся 3 класса....