Удивительное рядом
план-конспект по окружающему миру на тему

Белых Татьяна Андреевна

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхи­щения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_ryadom.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя

  •  Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Загадки

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

Кто всю ночь по крыше бьет

 Да постукивает

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь.)

  •  Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
  •  Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)

(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)

  •  Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик - специалист по прогнозированию погоды».
  •  А как вы думаете, есть ли природные синоптики?

(Выслушиваются высказывания детей.)

  •  Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(Воспитатель показывает иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное - рядом».

Животные-синоптики

  •  Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

  •  Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)

Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

  •  О ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу - прикрепляется к по юлку сарая, свесив крылья.

           -         О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?

На поляне возле елок

 Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

  •  Еще одна загадка.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)

Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

  •  О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

Паук забился в угол - к ветру.

Лягушки расквакались - к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Ласточки летают низко - перед дождем.

На кустах акации много пчел - перед дождем.

Растения -синоптики

  •  Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой Фонарик золотистый.

Потом померк, потух И превратился в пух.

На нем платок пуховый.

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. Ктаким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.

- Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы

Выйди летом за село –

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

 И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг - и каждый раз

 Будешь знать, который час.

Время точное растения

Знают все без исключения.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Показать иллюстрации разных цветов.)

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединении!

Улыбнется ветерок

 И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

  •  Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван- да-марья, фиалки, герань лесная.)
  •  Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов - красавец-колокольчик.

(Воспитатель показывает названные растения на картинках.)

У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

 Свежие росинки.

Ветер тронет венчик –

 Зазвенит бубенчик!

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны И не будет красоты!

(Воспитатель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы детей.)

Игра «Спорим»

Воспитатель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:

Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)

Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)

Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)

Птицы с юга прилетели. (...)

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде - лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

- Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы.

       Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город. Удивительное рядом.

Презентация проекта "Город. Удивительное рядом".  В ходе проекта дети посещали городской и школьный краеведческий музеи, участвовали в экскурсии по городу на автобусе, собирали и с помощью родите...

Экологическая программа "Удивительное рядом""

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...

Классный час на тему "Удивительное рядом"

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...

Проект "Удивительное рядом"

Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Вода"...

Классный час "Удивительное рядом"

В классный час включены загадки и народные приметы и живых синоптиках - животных. Вы найдёте стихи, игру, викторину и письмо от цветов о растениях-синоптиках....

Презентация к классному часу "Удивительное рядом"

В презентацию к классному часу "Удивительное рядом" включён материал и живых  синоптиках - животных и растениях....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Удивительное рядом"

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.Задачи:образовательные:- расширить знания учащихся о ...