Технологическая карта урока по окружающему миру "Удивительное рядом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Новоженина Наталья Михайловна

 

 

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о царстве грибов;

- познакомить с отличительными особенностями, строением и размножением дрожжевого гриба;

воспитательные:

- раскрыть значение дрожжей в жизни и хозяйственной деятельности человека;

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

узнать, что собой представляют дрожжи, их строение и размножение;

- ознакомиться с видами дрожжей и их применением;

- научиться пользоваться микроскопом.

Метапредметные:

ü  регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;

ü  познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки и символы, приведенные в слайдах.

ü  коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

Личностные:

осознавать значение учебной деятельности; отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока 31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о царстве грибов;

- познакомить с отличительными особенностями, строением и размножением дрожжевого гриба;

воспитательные:

- раскрыть значение дрожжей в жизни и хозяйственной деятельности человека;

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.

Тип урока: решение частных задач.

Методы:

- частично-поисковый;

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, микроскоп (один на ряд), готовые микропрепараты (дрожжи), разные виды дрожжей (сухие, прессованные), баночки с опарой (тестом), стаканчики с теплой и холодной водой (по 1 на каждую парту), сахар, соль, мука, подсолнечное масло, хлебопечь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнать, что собой представляют дрожжи, их строение и размножение;

- ознакомиться с видами дрожжей и их применением;

- научиться пользоваться микроскопом.

Метапредметные:

  • регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;
  • познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки и символы, приведенные в слайдах.
  • коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

Личностные:

- осознавать значение учебной деятельности; отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

Организационная структура урока:»Удивительное рядом»

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

- Посмотрите в окно:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Урок окружающего мира начинается у нас.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Регулятивные: организация  своего рабочего  места.

1 минута

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Ребята, вспомните, какие царства живой природы мы с вами выделили на прошлом уроке. (Слайд1)

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят (Слайд 2).

- Верно.

Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм (Слайд 3 «Разнообразие форм грибов»). Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе жильё на деревьях.  

Дети отвечают, заполняют таблицу на доске и сверяют с информацией на слайде 1 «Царства живой природы».

- Грибы.

- Царство грибов.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3 минуты.

На  данном этапе уточняются первичные знания детей.

III. Постановка учебной задачи.

 Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

- Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия (Слайд 4). А вы когда-нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство?

- Сегодня мы отправимся в гости к грибу-Хлебопёку – синьору Дрожжевому грибку.

Тема нашего урока «Удивительное рядом» (Слайд 5).

- Что бы вы хотели узнать о дрожжах?

Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу:

- Для выпечки хлеба необходимы дрожжи.

Свободные высказывания детей.

 Задачи:

- узнать, что собой представляют дрожжи;

- какого вида бывают дрожжи;

- ознакомиться с применением дрожжей.

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

3-4 минуты.

Формулируются тема и задачи урока.

IV. Усвоение новых знаний.

Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.

- Кто из вас видел дрожжи? Поднимите руки.

Взгляните на этот гриб (Демонстрация прессованных и сухих дрожжей). Всего существует более 100 видов дрожжевых грибков, но мы с вами сегодня знакомимся только с пекарскими дрожжами.

- Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются?

- Можем мы зарисовать строение дрожжевого грибка?

- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники микроскоп. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) (Слайд 6).

Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат дрожжей при помощи микроскопа и зарисовывать строение дрожжевого гриба на листах, лежащих у вас на партах.

- Сравните вашу работу с рисунком на слайде (Слайд 7) «Строение дрожжевого грибка»» и запишите названия частей гриба (материнская и дочерняя клетки).

Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.

- Нет.

Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

10 минут

Формирование у учащихся конкретных представлений о дрожжевых грибах и их строении.

V.Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

По тропинке леший шёл.

На полянке гриб нашёл

(ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок

(приседания).

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

(потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку

(присаживаемся за парты).

Дети выполняют движения.

1-2 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

VI. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

Организует практическую работу.

- Ребята, как вы думаете, в пачках продают живые дрожжи или нет?

Находясь в спрессованном виде и на холоде, дрожжи не размножаются. Они могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и в высушенном виде.

- Как заставить дрожжи работать?

Давайте проведем опыт. У вас на партах стоят два стакана – один с теплой водой, а другой с холодной. Добавьте в стакан с теплой водой чайную ложку сахара и размешайте его. Теперь в оба стакана насыпьте сухие дрожжи, которые лежат на тарелке. Помешайте и оставьте на время.

Пока наши дрожжи просыпаются, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто быстрее и правильнее поставит тесто». Работаем в парах. Перед вами лежит конверт с карточками, возьмите его и выберите те карточки со словами, которые необходимы для приготовления теста (1 мин).

Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду (Слайд 9): дрожжи, сахар, вода или молоко, соль, мука.

- Какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось?

- Давайте проверим ваши мнения - проведем простой опыт. Перед занятием я замесила тесто и поместила его в две баночки. Делаем отметки об уровне теста и размещаем одну баночку в тепле - у батареи, а другую на холоде и сквозняке – между рамами окна. В конце урока проверим, что из этого получится.

- А сейчас посмотрите, что происходит у вас в стаканчиках?

Предположительные ответы детей.

Свободные ответы детей. Вывод: нужно поместить их в  воду.

Дети работают в парах.

Дети работают в парах.

(Слайд 8) «Правила работы в парах».

Свободные высказывания детей.

- В стакане с холодной водой без сахара дрожжи выпали в осадок, а в стакане с тёплой водой и сахаром образовалась пена.

Вывод: чтобы заставить дрожжи работать, нужна тёплая вода и сахар.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

13 минут.

 На этом этапе проводится первичное закрепление  умения использовать на практике полученные знания о свойствах дрожжевых грибов.

VII. Включение в систему знаний.

- Как вы думаете, в чем причина образования «дырочек» в хлебе?

Хлеб, который приготовили с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. А секрет прост. При благоприятных условиях дрожжи начинают быстро размножаться, благодаря чему тесто увеличивается в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки поднимаются кверху и делают тесто рыхлым и пористым. Готовое тесто помещают в печку. Жар убивает дрожжевые грибы, а от пузырьков в хлебе остаются пустоты.

- Настало время проверить наши баночки с тестом и сделать вывод, какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось?

Свободные высказывания детей.

Свободные высказывания детей. Вывод: тепло, исключение сквозняков, накрыть крышкой.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

3 минуты.  

На этом этапе закрепляли полученные знания о свойствах дрожжевого гриба.

VIII. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (слайд 10)

- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

 - Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

А чтобы урок вам запомнился, мы сейчас поставим тесто, и к концу учебного дня хлебопечь испечёт нам ароматный хлеб с хрустящей корочкой.

- Спасибо за урок! (слайд 11)

Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.

Дети вместе с учителем добавляют необходимые компоненты в форму для выпечки хлеба  и ставят в хлебопечь.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

4 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

Литература и электронные ресурсы

  1. ФГОС: Начальное общее образование  (Минобрнауки России)  22.12.2009,
  2. Большая энциклопедия природы. Грибы. Т.8, М.: ООО «Мир книги», 2005.
  3. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии /авт.-сост. В.А. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Приложение 1 (Презентация)
  5. Презентация слайды 12 и 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Сравнение по признакам. Ряды. Классификации" 1 класс

Тема: «Сравнение по признакам. Ряды. Классификации.»         Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо пр...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...