Конспект урока на тему: «Москва — столица нашего государства» (УМК "ПНШ" 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Красникова Арина Игоревна

Создать условия для ознакомления с историей нашей родины; основными достопримечательностями Москвы, гербом Москвы; способствовать развитию речевых умений, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Москва — столица нашего государства»



Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с историей нашей родины; основными достопримечательностями Москвы, гербом Москвы; способствовать развитию речевых умений, внимания.

Планируемые результаты:


Предметные:  научатся воспроизводить следующие знания: столица — главный город государства, столица России — Москва, Сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь.

Личностные: испытывают чувство гордости за свою страну в ходе анализе слов «Родина», «Москва».


Тип урока:
открытия нового знания.

Оборудование:
О.Н. Федотова  1 класс, М.:Академкнига-учебник, 2011г., презентация, файлы с заданием, тест, клей карандаш, картон.


Этапы урока
Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Игоревна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

А сейчас сядут мальчики, а теперь сядут девочки. Девочки покажите мальчикам, как нужно тихо садиться.

Приветствовать учителя.

Р: Настраиваться на работу.

II. Актуализация знаний и мотивация


Словесный: слово учителя




Практический: решение викторины
Наглядный: работа с презентацией






Словесный: беседа

Практический: решение ребусов

Словесный: слово учителя

5 мин.

- Ребята, на прошлых уроках вы говорили о Нашей Родине — России, а так же вы говорили о человеческом труде, и профессиях. И сейчас мы с вами проверим, как  вы усвоили эти темы. Готовы?

Викторина

1. Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн.)

2. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

3. Как называется наша область?  (Челябинская область.)

3. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

4. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)

5. Кто является главой нашего государства? (Президент)

6. Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея. )

6. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)

7. Вспомните, О чем можно рассказать по цветам флага? что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

-Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

-Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

8. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)

9. Человек, любящий свою родину? (Патриот)

Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал про Нашу Родину!

- Ребята, а кто мне скажет что такое труд людей?(Ответы детей.)

-  Как вы думаете профессии, каких людей нам нужны? (Ответы детей.)

- Молодцы! Ну, я вижу, вы хорошо усвоили прошлый материал, и думаю можно двигаться дальше.

 Ребята - посмотрите на доску, что вы видите? (Ребусы.)

- А вы все знаете, как разгадывать ребусы? (Ответы детей.)

- Тогда я вас попрошу прочитать эти ребусы. Что у вас получилось? (Столица, Москва.)

- Молодцы! Правильно!

- Ребята, а какой город называют столицей? ( Столица — главный город государства.)

- Ребята, а что вы знаете о Москве? (Москва — столица нашей родины. Большой город, есть метро, зоопарк…)

Слушать учителя.

Устно отвечать на вопросы викторины.












Рассуждать на заданный вопрос.

Отвечать на вопрос учителя.

Прочитывать ребусы.

Участвовать в учебном диалоге с учителем

Принимать и сохранять учебную задачу.




Формулируют ответы;  строят речевые высказывания.







.

Строят речевые высказывания.

Строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи




Словесный: рассказ учителя

5 мин.

Ребята, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?  (Москва — столица нашего государства.)

- Какую мы поставим с вами цель? (Познакомиться с историей столицы нашего государства.)

Москва очень древний город. Может быть, кто-нибудь знает, в каком году был основан этот город? (Ответы детей. )

- Ребята, Москва была основана 4 апреля в 1147 году. Москве 870 лет. Представляете как это много! Основателем города Москвы был Юрий Владимирович Долгорукий.

Рассуждать, выявлять тему урока.

Ставить цель.

Отвечать на вопросы.

Воспринимать на слух рассказ учителя

Принимать и сохранять учебную задачу.


Участвовать в учебном диалоге с учителем.

IV. Открытие нового знания

Словесный: рассказ учителя


Словесный: беседа


Словесный: рассказ учителя

Наглядный:

Словесный: учебный диалог

8 мин.

- Что означает слово Москва? (Предположения уч-ся.)

- Существует не мало, гипотез происхождения этого слова. Очевидно, город был назван по имени реки, текущей в этом месте.  В различных древних памятников письменности он нередко упоминается при помощи описательного выражения «На Москве» , т. е. «город на Моске-реке».

Значение названия «Москва»- топкая, болотистая, мокрая местность». Именно такой ее увидели наши далекие предки. А элемент «-ва» очень часто употребляется в названиях рек, например Протва , Хотва, Измоства и др.

- Давайте посетим главную площадь нашей страны — Красную. Почему площадь называется красной? (Ответы детей.)

- Красная площадь получила свое название после постройки на ней в конце 17 в. красивых, каменных зданий. Красная значит «красивая».  Раньше «Красная площадь» имела другой смысл: слово красная означало «революционная».

- До середины 17 в. Красная Площадь называлась «Пожар»,  т. к. здесь были деревянные торговые ряды (лавки, шалаши, скамьи и пр.) , которые часто горели. Случалось, что площадь выгорала дотла. Но проходило время, и она отстраивалась вновь.

Здесь можно было не только что-то купить, но и узнать последние новости. Но потом по приказу Петра 1 все торговые ряды на Красной Площади были снесены в течение трех дней.

Кремлевская стена ограничивает Красную площадь с запада.

- А как вы думаете, для чего нужна кремлевская стена? (Ответы детей.)

- Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Это самая главная часть города. С Кремля и началась Москва. «Кремль – крепость внутри».

- Давайте рассмотрим герб и флаг Москвы.

 Герб города Москвы представлен в виде щита темно-красного цвета с изображением Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьем черного змея. Цветовая гамма герба означает:  красный цвет значит, что мы чтим память воинов, оставшихся на поле битвы. Черный дракон – силы зла. Серебряный и золотой цвет амуниции и оружия Георгия — успех, превосходство над противником.

ФЛААГ

- Ребята, давайте обратимся к нашему учебнику и посмотрим, что он нам хочет рассказать, открываем стр. 68.

- Кого мы видим на развороте в учебнике?

(Это Миша и его мама, собачка Жучка. Миша изучает карту Москвы.)

- Ребята, как вы думаете, о  чем он мечтает? (Побывать в Москве.)

- Ребята, а вы знали что, пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти, куда вам захочется.

- А вы умеете пользоваться планом города? (Ответы детей.)

- А вот сейчас я это и проверю.

Размышлять, предполагать различные варианты ответов.

Слушать рассказ учителя.


Размышлять над вопросом.

Слушать рассказ учителя о Красной площади

Предполагать различные ответы.

Рассматривать герб и флаг Москвы.

Работать по учебнику.

Отвечать на вопросы по иллюстрации.

Участвовать в учебном диалоге с учителем.


Участвовать в учебном диалоге с учителем.

Строят речевые высказывания.

Строят речевые высказывания.

Осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания

Строят речевые высказывания.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя.

Практический

Наглядный:

выполнения упражнения с помощью план карты

5 мин.

- Рассмотрите план Москвы, сейчас мы с вами будем искать  достопримечательности, которые отмечены на карте.

- Что находится под номером 1, скажите мне. (Кремль.)

- Ребята, а что находится под цифрой 2? (Дом Правительства Российской Федерации.)

- А что находится под цифрой 3? ( Храм Василия Блаженного)

А что находится под цифрой 4? (Третьяковская галерея)

А что находится под цифрой 5? (Большой театр.)

А что находится под цифрой 6? (Зоопарк.)

А что находится под цифрой 7? (Театр кукол.)

И т.д. по всем номерам.

Ребята,  Что обозначено на плане буквой М? (Станции метро.)

- Молодцы, вы хорошо ориентируетесь на карте!

Рассматривать план Москвы.

 

Работать по учебнику.

Ориентироваться на карте.

Осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации;

Участвовать в учебном диалоге с учителем.

Высказывать своё мнение.

Физкультминутка

0,5 мин

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть!

Выполнять физические упражнения

VI. Самостоятельная работа

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания в группе по плану учителя




- Ребята, сейчас мы будем работать в командах.

- Послушайте задание: После того, как мы с вами разделимся на команды, вы в команде выберите лидера (лидер это тот человек, который у вас будет главным и пойдет представлять работу.) ко мне выходят все лидеры и по очереди выбираете файл с информацией, в котором есть общая информация о данной достопримечательности, а так же есть мозаика, которую вам нужно собрать и приклеить на картон. После того как это будет сделано, вы должны будете догадаться как называется ваша достопримечательность. И подготовить рассказ.

- Давайте повторим правила работы в команде.

- А сейчас делимся на команды по 4 чел., вы уже знаете свой постоянный состав.

- Выберите, кто у вас будет лидером.

- Лидеры подойдите ко мне и выберите файл.

- Кому не понятно задание? Начинайте работать.

- Ребята, время вышло! Начинаем слушать сообщения.

Слушать задание учителя.


Повторять правила работы в группе.

Работать над проектом.

Принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполнение итогового теста
















Ребята, а сейчас я проверю, как вы усвоили новую тему, проведу небольшой легкий тест.

  1. Столица России?
  2. В каком году была основана Москва?
  3. На какой картинке изображен флаг Москвы?
  4. Главная площадь столицы?
  5. Как называли Красную площадь в 17 веке?
  6. Сердце Москвы…
  7. Кто основал Кремль?
  8. Закончите поговорку: «Кто в Москве не бывал

А) Не верит                          Б) Тот нигде не бывал

В) Тот красоты не видел     Г) Много потерял

А сейчас поменяйтесь с соседом по парте листочками, возьмите красный карандаш, и начинаем проверять, если правильно «+», не правильно «-».

- Поменяйтесь листочками обратно. Ребята у кого ни одной ошибки встаньте.

- У кого 1-2 ошибки встаньте

- У кого 3 и более ошибок встаньте.

- Ребята, у кого ни одной ошибки вы заработали сегодня оценку «5», у кого 1-2 ошибки, вы заработали оценку «4».

Можете поставить себе оценки на листочке. Передайте листочки на первую парту.

Ребята, открываем дневник и записываем дз

Выполнять контрольный тест.











Взаимопроверка с соседом по парте.

Анализировать наличие ошибок.


 Выполнять тестирование в соответствии с поставленной задачей.







Осуществлять  взаимоконтроль контроль.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

5 мин.

- Ребята, какая тема у нас была на уроке?

- Какую мы ставили цель?

- Мы достигли этой цели?

- Поднимите зеленый карандаш те дети, кто сегодня все понял и сможет прийти домой и рассказать родителям, что он сегодня узнал. -

- Поднимите желтый карандаш, кто понял, но в чем то не уверен.

- Поднимите, красный карандаш кто ничего вообще не понял.

Подводить итоги урока.

Анализировать достижение цели.

Самостоятельно оценивать свои достижения.

П: строить речевое высказывание.
Р: осуществлять итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".

Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...

Урок истории "Москва - столица российского государства" 4 класс

Конспект урока истории по теме "Москва - столица российского государства" (4 класс), презентация, самоанализ урока...

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Москва - столица нашего государства

Технологическая карта урока  по окружающему миру для 1 класса (ПНШ)....

Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России, о столице нашего государства – городе Москва, о достопримечательностях Москвы.Планируемые результаты:Предметные:- зна...

Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. История создания Царь - пушки, Московского Кремля" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: углубление знаний об истории Московского Кремля и создании Царь-пушки. Формирование знаний о символике города Москвы и устойчивого, уважительного отношения к родной стране....