Окружающий мир. Исследовательская работа. Комнатные растения.
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Федорова Светлана Михайловна

Учебно -  исследовательская работа по экологии. Роль комнатных растений в экосистеме класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.odt423.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЭКОСИСТЕМЕ КЛАССА


Учебно-исследовательская работа по экологии.

Аннотация

Целью данного проекта было изучение  роли комнатных растений в экосистеме класса для проведения учебных занятий. В процессе работы мы изучили роль растений в экосистеме класса, выяснили их положительное влияние  на психологическое здоровье школьников, результатом чего явились хорошие эмоции, и как следствие, хорошая успеваемость и  поведение во время учебного процесса. В процентном соотношении средний уровень успеваемости учеников начальных классов выглядит следующим образом: высокая успеваемость 7%, выше среднего 27 %, средняя 39 % и ниже среднего 27%, и поведения: отличное 29%, хорошее 41 %, удовлетворительное 30 %. Узнали о пяти основных видах комнатных растений (растения -фильтры, растения -пылесборники, растения — борцы, растения -увлажнители, растения -шумопоглотители), дали им краткую характеристику. Определили, нужное количество растений  в зависимости от площади классной комнаты (от 10 до 20 штук на 50 м2). Выяснили, что хоть в классах и есть растения-шумопоглотители (Фикус Бенджамина) этого не достаточно для полного поглащения шума на переменах, о чем свидетельствует  проведенный опрос среди учеников, большинство из них (80 %) считают, что на переменах слишком шумно. С помощью опроса выявили, что благодаря озеленению классных комнат и стараниям школьного персонала большинству учеников (71%) нравится цветочный интерьер своих классных комнатах, а часть  учеников (29 %) хотели бы изменений.


Содержание

Наименование

Стр.

Введение

4

I

Теоретическая часть.

5

1

Влияние комнатных растений на психологическое здоровье учеников.

5

1 1

Характеристика  растения для школьного помещения.

5

II.

 Аналитическая часть.

12

2

Влияние комнатных растений на психологическое здоровье учеников.

12

2 1

 Площадь помещений и количество комнатных растений.

17

2 2

Комнатные растения и интерьер

19

Заключение

21


Введение

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

 

Введение.

Комнатные растения выполняют свою главную функцию: дарят людям радость, помогают им быть здоровее, а значит, лучше трудиться, большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствие растений долго жить не способны.

Интересно знать, что каждый цвет обладает определенными свойствами: красный — создает впечатление тепла, желтый — бодрит, зеленый — придает свежесть, тишину, белый — успокаивает. Растения – это живой организм, обладающий определенной энергией. У каждого растения есть свой индивидуальный набор свойств и качеств, благодаря которому оно может оказывать влияние на жизнь человека тем или иным способом.

Ученики большую часть времени находятся в закрытом помещении,  где испытывают недостаток кислорода. В воздухе находится огромное количество бактерий, вирусов. Это вызывает различные нарушения в работе внутренних органов учащихся, а правильно подобранные растения для кабинетов помогают сохранить, и физическое, и психическое здоровье.  Поэтому и возникает необходимость  изучения роли  комнатных растений в экосистеме класса.

Цели и задачи работы:

  •  Изучить роль комнатных растений в экосистеме класса.
  • Рассказать о  видах комнатных растений .
  • Познакомить с характеристиками комнатных растений .
  • Провести анализ влияния комнатных растении на успеваемость и поведение учеников.

I. Теоретическая часть.

1. Влияние комнатных растений на психологическое здоровье учеников.

Цветы украшают кабинеты, делают их уютными. Растения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли и положительно влияют на человека. Проведем исследование  какие растения нужны в классе для создания благоприятной для нашего здоровья экологической обстановки, как они влияют на здоровье школьников, и как следствие на их успеваемость и поведение. Экологически неблагоприятная обстановка помещений может вызвать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться утомляемость и раздражительность.

Комнатные растения выращивают в целях декоративного оформления и улучшения санитарного состояния. Они улучшают среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль, смягчая прямое солнечное освещение и снижая тем самым температуру.

Комнатные растения для школьного помещения можно разделить на следующие виды:

  • растения -фильтры;
  •  растения -пылесборники;
  •  растения — борцы;
  • растения-увлажнители;
  •  растения -шумопоглотители, дадим им краткую характеристику.

1.1. Характеристика растения для школьного помещения.

Растения — фильтры (Таблица 1.1).

Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении[1]. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях (в скобочках процент способности улучшения воздуха): алоэ (90%); хлорофитум (86%); филодендрон(76%); драцена (79%); фикус, шеффлера, диффенбахи, лилия – (40-60%).

  Конечно, растения не превратят перенасыщенный вредными веществами воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество этих вредных веществ в воздухе во много раз.

Таблица 1.1


Растения-фильтры.

Алое (90%)

Хлорофитум (86%)

Филодендрон(76%)

Драцена (79%)

Шеффлера (60%)

Лилия (60%)

Если дети часто болеют или плохо успевают в школе, необходимо проверить уровень СО2 (углекислого газа) в классе, где они учатся. Исследования ученых показали, что углекислый газ в помещении является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека.

Как показали подсчеты, для одной комнаты необходимо 30 экземпляров шеффлеры древовидной высотой 1,5 м, чтобы поглотить углекислый газ, который выделяет один ученик. Это значит, что растения лишь незначительно уменьшают концентрацию углекислого газа в помещении, то есть улучшают качество воздуха, но не могут полностью заменить проветривания помещений.

Растения — пылесборники (Таблица 1.2).

Растения могут абсорбировать (поглощать) пыль [2] О влиянии растений на уменьшение содержащихся в воздухе помещения вредных веществ учёные говорят с 80-х годов, и они уже давно доказали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качества. Множество летучих органических вещества таких, как формальдегид, ацетон, толуол и др., из мебели и строительных материалов попадают в воздух помещения, и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную сыпь.

Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как: драцена; финик; шеффлера; рапис; хлорофитум; фикус; плющ; традесканция. А частицы тяжёлых металлов, которые тоже есть в наших школах, поглощают аспарагусы.

Конечно, растения не превратят перенасыщенный вредными веществами воздух помещения в полностью здоровый, но они способны уменьшить количество этих вредных веществ в воздухе во много раз.

Таблица 1.2

Растения -пылесборники.

Финик

Драцена

Продолжение таблицы 1.2.

Рапис

Фикус

Плющ

Традесканция

Хлорофитум

Шефлера

Аспарагус

Растения -борцы (Таблица 1.3).

Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами и оказывают целительное воздействие на дыхательные пути [3]. Это такие растения, как: мирт, пеларгония, бегония, (до 80%), диффенбахия, сансивьера, толстянка, традесканция (до 70%), циссус (до 60%), плющ (30%).

Таблица 1.3

Растения -борцы.

Толстянка

Мирт

Бегония

Сансивьера

В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Когда ученые изучили антибактериальные свойства амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма и др., оказалось, что от их летучих фитонцидов некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока.

Растения — увлажнители (Таблица 1.4).

Добиться повышения влажности в школьном кабинете [4 ]( растения возвращают её через листья) можно с помощью растений: фиалка, традесканция, диффенбахия, пальма.

Именно в зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем как у учеников, так и у учителей. Как показали измерения, влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. В учебных классах, где приходится много говорить, особенно сильно сказывается на самочувствии детей именно влияние сухого воздуха. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла пересыхает, и перестает задерживать вирусы и бактерии. Вследствие этого, повышается подверженность заболеваниям, а у некоторых проявляются симптомы аллергии и астмы.

Таблица 1.4

Растения- увлажнители.

Фиалка

Пальма

Растения -шумопоглотители (Таблица 1.5)

Оформление классных комнат растениями играет не только эстетическую, но и менее известную шумопоглощающую роль. Высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения. Для улучшения самочувствия большое значение имеет звукопоглощение. Учёные из учебно-экспериментального института садоводства г. Эссен доказали, что в комнате площадью 30 м2 десять экземпляров фикуса Бенджамина высотой  1м 80 см способны поглощать до 25% шума[6]. Если сравнивать звукоизоляционные свойства фикуса и штор, то три фикуса поглощают шум , как 5 м2 штор.

Растения -шумопоглотители.

Таблица 1.5

Кипарис

Фикус Бенджамина

II. Аналитическая часть.

2. Влияние комнатных растений на психологическое здоровье учеников.

Проанализируем наличие и количество комнатных растений в  начальных классах нашей школы, а так же определим сколько комнатных растений должно быть в классе в   зависимости от его площади.

Проведя визуальное исследование кабинетов, определили наиболее распространенные комнатные растения это: сансивьера, шеффлера, хлорофитум, бегония, драцена, фиалка, толстянка, фикус Бенджамина и различные папоротники (Рис.2.1).

Рис.2.1

Разнообразие и ухоженный внешний вид комнатных растений в начальных классах не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на психологическое состояние школьников, вызывая положительные эмоции, и как следствие  хорошую успеваемость и поведение учеников, о чем свидетельствуют ниже приведенные данные.

Данные по успеваемости в начальных классах приведены на рисунках 2.2-2.4.,  и поведению учеников на рисунках 2.5.-2.7

Рис. 2.2.

Рис.2.3.

Рис. 2.4

В процентном соотношении средний уровень успеваемости учеников  начальных классов выглядит следующим образом: высокая успеваемость 7%, выше среднего 27 %, средняя 39 % и ниже среднего 27%.


Рис. 2.5.

Рис. 2.6.

Рис. 2.7.

В среднем в процентном соотношении поведение учеников начальных классов выглядит следующим образом: отличное 29%, хорошее 41 %, удовлетворительное 30 %.


2.1. Площадь помещений и количество комнатных растений.

Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25 м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений.

Данные по количеству растений в начальных классах нашей школы, а так же площади кабинетов  приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1

 Комнатные растения в классах, площадь кабинетов.

Класс

Количество цветов, (шт.)

Площадь классов,(м2)

Рекомендованное кол-во комнатных растений, (шт.)

1

2 "А"

30

~ 50

От 10 до 20

2

2 "Б"

28

3

2 "В"

30

Исходя из таблицы 2.1 можно сделать вывод, что количество комнатных цветов во всех   классах  более, чем достаточно для создания  комфорта во  время учебного процесса.

Во всех  классах присутствуют растения-шумопоглотители, такие как фикус Бенджамина, проведя опрос самих учеников, мы выяснили, что для полного подавления шума на переменах одних растений не достаточно. Результаты опроса приведены на рисунках 2.8-2.10.

Рис.2.8

Рис.2.9

Рис.2.10

Подавляющее число учеников (80 %) считают, что на переменах слишком шумно.

  1. Комнатные растения и интерьер

    Растения – наши молчаливые друзья и помощники . Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль. В помещении растения создают необходимый комфорт, поэтому и в интерьере класса они занимают важное место.

Мы решили выяснить у самих учеников на сколько им нравится  цветочный интерьер  своих классов. Результаты  приведены ниже на рисунках 2.11. - 2.13.

Рис. 2.11.

Рис. 2.12.

Рис. 2.13

Опрос показал, что благодаря озеленению классных комнат и стараниям школьного персонала большинству учеников (71%) нравится цветочный интерьер своих классных комнатах, а часть  учеников (29 %) хотели бы изменений.


Заключение

Заключение

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом. В ходе работы мы изучили роль комнатных растений в экосистеме класса: рассказали о пяти основных видах комнатных растений (растения -фильтры, растения -пылесборники, растения — борцы, растения -увлажнители, растения -шумопоглотители), дали им краткую характеристику,  определили, что их достаточное  количество (от 10 до 20 штук на 50 м2 площади класса), разнообразие и ухоженный внешний вид комнатных растений в начальных классах не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на психологическое состояние учеников, вызывая положительные эмоции, и как следствие хорошую успеваемость и поведение школьников. Построили графики успеваемости и поведения. В процентном соотношении средний уровень успеваемости учеников начальных классов выглядит следующим образом: высокая успеваемость 7%, выше среднего 27 %, средняя 39 % и ниже среднего 27%. И в среднем в процентном соотношении поведение учеников начальных классов: отличное 29%, хорошее 41 %, удовлетворительное 30 %. и поведение: отличное 29%, хорошее 41 %, удовлетворительное 30 %.  Выяснили, что хоть в классах и есть растения-шумопоглотители (фикус Бенджамина) этого не достаточно для полного поглащения шума на переменах, о чем свидетельствует  проведенный опрос среди учеников, большинство из них (8 из 10) считают, что на переменах слишком шумно. С помощью опроса выявили, что благодаря озеленению классных комнат и стараниям школьного персонала большинству учеников (71%) нравится цветочный интерьер своих классных комнатах, а часть  учеников (29 %) хотели бы изменений.


Список литературы

Опубликованная литература.

1.  Большая Российская энциклопедия : в 12 т. Т. 11 (1) : Мистраль-Нагоя / редкол.: А. Д. Некипелов (гл. ред.) [и др.]. – М. : Энциклопедия : ИНФРА-М, 2013. – 479 с.

2. Газета «Айболит» / Ермакова Е.В., 93 номера — Москва: ООО «Агентство «Кавказинтерпресс», 2012.

3. Журнал «Воспитание школьников» №7, 2010г.

4. Ядовитые комнатные растения.

6. Нестерова, О.В. Санитарные правила и нормы в организации  деятельности образовательных учреждений – М.:Учитель,2006г.

Интернет-ресурсы

5. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/фикусбенджамина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Уход за комнатными растениями" 1 класс

презентация к уроку окружающего мира "Уход за комнатными растениями" 1 класс...

конспект урока по окружающему миру "Уход за комнатными растениями"

Конспект урока по окружающему миру "Уход за комнатными растениями",  1 класс, УМК "Перспектива" автор: А.А.Плешаков....

Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Комнатные растения».

Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Комнатные растения». ...

Доклад по окружающему миру на тему "Комнатные растения. Сансевиерия". Работа ученицы 2 класса Голаковой Ксении.

Доклад по окружающему миру на тему "Комнатные растения. Сансевиерия". Работа ученицы 2 класса Голаковой Ксении.Основные разделы:-название-описание-размножение-уход-полезные свойсва-применениеДоклад со...

: Исследовательский проект «Комнатные растения».

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся, через их включение в  исследовательский проект по теме «Комнатные растения»....

Исследовательская работа «Комнатные растения моего класса»

Исследовательская работа «Комнатные растения  моего класса»...