Зимняя жизнь птиц и зверей
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Сырвачева Дарья Евгеньевна

конспекты уроков по окружающему миру 2 класс, УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

0,1 мин

- Здравствуйте ребята!

-Приготовили всё необходимое для урока окружающего мира.

Приветствие учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы, делают предположения, слово учителя.

2 мин

Минутка календаря - коллективная работа с карточками у доски.

-Какое сегодня число и день недели? (сегодня 28 февраля, среда)

- Охарактеризуйте, пожалуйста, погоду сегодняшнего дня. (Сегодня пасмурно, температура воздуха 13 градусов ниже нуля, осадков нет)

Отвечать на вопросы. Делать предположения, обмениваются мнениями.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

5 мин

Фронтальный опрос по вопросам учебника (стр.31)

-Когда зародилось лечение с помощью растений? (зародилось в глубокой древности)

-Назови несколько лекарственных растений. (Липа, Валериана, Тысячелистник, Подорожник, Шиповник).

-Для чего используют те или иные лекарственные растения? Приведи пример. (Плоды шиповника употребляют для общего укрепления организма. Соцветия календулы для полоскания горла при ангине. Лист подорожника может остановить кровотечение.)

Проверка домашнего задания. Р.т. стр 16-17

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды

зверобой - цветки, листья, стебель

цикламен - клубни

ромашка аптечная - цветы

можжевельник - плоды

календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

2. Шиповник

3. Календула

4. Липа

5. Подорожник

6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Определить тему урока, поставить цель.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

4.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы.

Практич.: работа по учебнику; работа с презентацией;  самостоятельная работа; работа в парах, группах.

Физминутка

20 – 25 мин.

1 мин.

Вступительная беседа

- Какие птицы осенью не улетают на юг?

- Каких птиц мы видели на экскурсии в лесу (парке)?

- Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами? (зимующие)

- Почему они не улетают? (Они могут найти корм.)

- Каких птиц мы видим ежедневно за окном на деревьях и дорожках зимой?

-Давайте откроем учебник и ознакомимся с новым разделом.

-Какая же тема сегодняшнего урока?

Как вы думаете, почему я заговорила о зимующих птицах? (сегодня будем говорить о них)

-Какие цели мы перед собой поставим? (узнать о зимнем образе жизни птиц и зверей).

-Посмотрите на рисунки на странице 32 и 33.

-Какие птицы изображены? (Дятел, пищуха, поползень, королёк,клёсты(самка и самец), синицы)

Чтение по цепочке (стр.32-33)

- Выясним, что расскажет нам о зимующих птицах статья учебника.

Вместе легче

-Кто путешествует по лесу? (бойкая птичья стайка)

-Кто бегает по стволам снизу-вверх? (пищуха) Почему её так назвали? (всё время тихонько попискивает)

-Как ползает поползень? (не только снизу вверх, но и сверху вниз)

-Какие самые маленькие птички присоединяются к стайке? (корольки) Что за корона у корольков на голове? (яркие перья)

-Почему все перечисленные птички собираются в одну стайку? (легче прокормиться)

Видеозапись

Клёст

-На что похож у клеста клюв? (на изогнутые клещи)

-Для чего птице такой клюв? (с помощью клюва ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена)

-Когда у них появляются птенцы? (зимой) Почему? (у клестов зимой много корма)

-Чем питается птица? (семенами хвойных деревьев)

-А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами? Найдите их в атласе-определителе. (с. 174—183. (Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка (в Сибири), воробей.)

-А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи,

вороны и галки всеядны. Они часто питаются отходами на

помойках.)

- Снегирь — перелетная птица, которая гнездится на севере и прилетает к нам только на зиму. С наступлением весны снегири улетают на север. Грачи стали оставаться на зимовку в городах в связи с потеплением климата и приспособились питаться отходами в стаях с воронами и галками. И все же большинство грачей улетает в теплые края.

- Лесные курообразные, остающихся на зиму, — тетеревах, глухарях, рябчиках, куропатках.
В начале зимы эти птицы питаются ягодами брусники и клюквы, семенами растений, травами. Когда снег становится глубоким, то они переходят на древесный корм — почки и сережки берез и лещины, хвою, кончики веток. Тетерева охотно склевывают шишкоягоды можжевельника. Для того чтобы грубый корм перетирался в желудке, эти птицы осенью глотают камешки, которые остаются у них в желудках. Ночуют они обычно в снегу, в который ныряют с дерева и устраивают себе камеру. Рябчик в холодные зимы вообще почти весь день проводит в снежном «доме» (до 20 часов в день), вылетая только покормиться. Куропатки в снегу не ночуют. Они сбиваются в плотный комок, согревая друг друга.
*Работа в тетради на печатной основе (стр.18)

Задание №1. – в парах

-Помимо птиц, кто ещё зимует

Работа с учебником (стр.34-35)

*Чтение по абзацам, коллективное обсуждение текста учебника

Работа в тетради на печатной основе (стр.18-19)

Задание №2– с комментированием

1) Мышь, полёвка               3) Кабан

2) Ласка

-Чтобы закрепить полученные знания ответь на вопросы в учебнике на странице 35 «Обсудим»

Домашнее задание:

Учебник стр.32-35 (пересказ, ответы на вопросы), тетрадь с. 18-19 №3.

Дети обсуждают вопросы и задания из учебника. Делают выводы, обмениваются мнениями. Читают текст из учебника.

Обсуждают картину в учебнике

Читают текст учебника по цепочке

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение

Работают с атласом-определителем.

Слушают учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Чтение по абзацам.

Выполняют задание в тетради.

П.: ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

 

5 – 7 мин

Какую цель мы поставили в начале урока?

-Выполнили мы эту цель?

Чтение вывода учебника (стр.35)

Дети подводят итоги своей работы на уроке.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                           Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 28.02.2018                                                                                                                  

Тема: «Зимняя жизнь птиц и зверей».

Цель:  показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Планируемые результаты:

- личностные: 

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
  • развивать чувство доброжелательности к окружающему миру.

- предметные:

  • усвоить образ жизни и питания зимующих птиц;
  • узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Оборудование для учителя: учебник Окружающий мир УМК «Перспектива» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), 2 класс, рабочая тетрадь, презентация к уроку.

          Оборудование для учащихся: учебник Окружающий мир, 2 класс, рабочая тетрадь.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.Постановка учебной задачи

Итак, ребята, давайте вспомним, какое время года мы сейчас проходим? (зима)

Расскажите, какая зима у нас? (ответы детей)

Как долго длится зима в нашем крае? (ответы детей)

Что происходит с природой зимой?(ответы детей)

Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (зимняя жизнь птиц и зверей)

Фронтальный опрос по вопросам учебника (стр.35)

Проверка задания в рабочей тетради (стр.19, №3)

А какие птицы называются зимующими? (те, которые остаются на зиму)

Приведите примеры зимующих птиц (дятел, снегири, синицы и т.д.)

А как зимуют птицы? (стайками)

Чем питаются зимой разные звери? (охотятся на других животных, некоторые всем, что найдут)

Правильно, ребята, птицам и животным приходиться нелегко. Зимой очень мало пищи, которой хватает не на всех.

Сейчас я предлагаю вам послушать аудиозапись под названием «Расскажите, птицы» и если вы внимательно будете слушать ее, то догадаетесь, о чем мы сегодня с вами будем говорить

Звучит аудиозапись «Расскажите, птицы» (муз. И сл.  И. Николаева)

Догадались, какая тема урока у нас будет сегодня? (ответы детей)

Откройте учебник на странице 36. Давайте проверим наши догадки. Р1, прочитай тему урока (Невидимые нити в лесу)

Давайте поставим цели урока. Как вы думаете, какие цели исходя из нашей темы мы можем себе поставить? (ответы детей)

Давайте начнем достигать поставленных целей!

Вспоминают пройденный материал

Рассуждают вместе с учителем

Выдвигают предположения

Слушают учителя

Слушают аудиозапись

Формулирую тему  и цели  урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: целеполагание;

3. Решение частных задач

Итак, как вы думаете, что можно назвать невидимыми нитями в лесу? (связь между живой и неживой природой)

- Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой? (природоведение, окружающий мир)

Чтение по цепочке (стр.36)

*Работа с иллюстрацией учебника (стр.37)

- Посмотрите на рисунок.

- Какое дерево изображено на рисунке-схеме в учебнике?

- Какие животные изображены на ели и под ней?

- Почему изображены именно эти животные?

- Как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях?

- На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели.

- А как? (Мыши, делая запасы, разносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру.)

Как вы думаете, ель важна в зимнем лесу? (да, очень, она кормит и защищает животных)

У каждого из нас есть друзья, а с кем же дружит ель? (Ответы детей)

Итак, с кем же дружит ель? (со всеми животными леса)

Действительно, ель не только защитница, но и кормилица для лесных птиц и животных. Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.

-Почему белка оказалась у ели?(ответы детей)

Следующий друг нашей ели

-Почему дятел оказался у ели? (ответы детей)

Ведь он питается насекомыми и их личинками? (зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами)

Участвуют в учебном диалоге

Предполагают

Читают текст по цепочке

Рассматривают иллюстрацию на страницах учебника

Слушают рассказ учителя

Предполагают

Рассуждают

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Физминутка

А сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся. Физминутка!

 Выполняют физ. упражнения

Личностные: смена вида деятельности

3. Решение частных задач

-Следующий друг ели.

-Почему клёст оказался у ели? (ответы детей)

-Расскажите, что вы знаете о клесте? (ответы детей)

-Почему мышка оказалась у ели?

-Расскажите, что вы знаете про мышку.

-Почему заяц оказался у ели? (ответы детей)

-Расскажите, что знаете о зайце.

Итак, ребята, что ель дает животным? (Пищу и укрытие)

-Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы тогда случилось? (птицы и звери погибнут, так как останутся без корма)

Исчезли птицы. Что произойдет? (растения погибнут, потому что некому будет убивать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода)

Какой вывод мы можем сделать? (в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена цепочки разрушает всю цепь)

Откройте учебник на странице 38. Р1, прочитай как называется текст. Прочитайте его про себя.

Р1, начинай читать вслух.

Итак, расскажите как связаны между собой сойка и белка? Белка и клёст? Клест и полевка?

Что нового вы узнали о жизни птиц из этого текста? (ответы детей)

Отгадывают загадки

Опираясь на свой опыт, рассказывают о птице

Рассуждают

Делятся мнениями

Прогнозируют ситуацию

Делают вывод вместе с учителем

Читают про себя и вслух

Рассуждают

Познавательные: анализ

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

4.Итог урока. Рефлексия.

А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какая тема урока была сегодня?

Какие невидимые нити есть в лесу?

Как растения помогают животным?

Как животные помогают растениям?

Какой вывод мы можем сделать?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Учебник стр.36-39 (пересказ, ответы на вопросы), тетрадь с. 20-21.

Подводят итоги урока совместно с учителем

Записывают домашнее задание

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                            Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 2.03.2018                                                                                                                

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать речь, мышление, наблюдательность; уметь строить речевые высказывания; развивать интерес к различным видам деятельности
  • Предметные: познакомить детей с взаимосвязями между животными и растениями в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в лесу;
  • Метапредметные: развивать творческое мышление, внимание, память; формировать умение работать в парах и группах; учить устанавливать причинно - следственные связи; формировать интерес к самостоятельному поиску материала; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, учебная презентация, аудиозапись «Расскажите, птицы» (муз. и сл.  И. Николаева)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест с макросами "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Данный тест может использоваться на следующем уроке после прохождения темы "Зимняя жизнь птиц и зверей", во время проверки д/з фронтально или индивидуально....

Конспект урока с использованием ИД "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку....

Конспект урока" Зимняя жизнь птиц и зверей" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока "Зимняя жизнь зверей и птиц" УМК "Перспектива"...

Зимняя жизнь птиц и зверей

Презентация к уроку по окружающему миру...

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс

Открытый урок "Зимняя жизнь птиц и зверей" 2 класс...

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Конспект урока по окружающему миру....

Презентация тест по теме "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Цель презентации проверить умение классифицировать животных на группы по питанию, выявить особенности некоторых животных. УМК "Перспектива" 2 класс....