Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему:«Страна городов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Тема урока: «Страна городов»

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий

Цели:  

-Сформировать у учащихся представление о городах 9 – 11 веков Киеве и Новгороде.

Планируемые результаты:

Предметные 

- Узнать, как появились города;

- Познакомиться с  сооружениями, которые были воздвигнуты в Киеве и Новгороде.

- Развивать историческое мышление, умение работать с картой, учебником.

Личностные:

Проявят интерес к изучению темы;

- Научатся осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.

Понятия: Посадники, вече, кремль.

Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; презентация;

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин.

- Ребята, прочитайте пословицу:

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

-Объясните пословицу

-Какой можно сделать вывод?

Словесный метод:

-работа с пословицей

 

-объяснять смысл пословицы

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II.Актуализация знаний

и умений

3 мин.

-Давайте с  вами проверим ваше домашнее задание и то, как вы усвоили тему прошлого урока.

- Как было организовано управление в Древней Руси?  (главой государства был великий князь Киевский, его помощниками и советниками. Были бояре, а опорой и поддержкой – дружинники)

- Что вы можете рассказать по родословному дереву русских князей? (На ней указанны все князья которые правили Киевом)

- Кто был самым первым князем на Руси? (Рюрик)

- Назовите столицу Древней Руси. (Столицей Древней Руси был город Киев)

-Чем прославился князь Владимир?  (Заслуга князя Владимира в том, что он является Крестителем Руси и основателем Христианства на русских землях. Русь приняла Христианство в 988 году. Еще одной немаловажной заслугой Владимира была просветительская деятельность, открытие школ для простого люда).

- В чем значение принятия Русью Христианства?  (Просвещение было жизненно необходимо для Руси, так как она имела очень молодую и неразвитую культуру. Ее удаленность от духовных и экономических центров мира создавала печальную перспективу замкнутости и одичания. Поэтому для налаживания связи со всеми странами необходимо было искать общность интересов, таким подспорьем и стало принятие Русью Христианства. Владимир тепло принимал послов, старался перенять все достижения христианских цивилизаций, особенно заботясь о распространении духовной литературы. Из южнославянских стран стали прибывать священники — греки, болгары, сербы. Они привозили с собой церковную утварь, древнюю религиозную литературу, богослужебные книги, которые начали переводить на славянский язык. Появились книжники, специализировавшиеся на переписывании книг. Одновременно народ начали обучать грамоте — христианская Церковь стала просветительницей Руси)

- Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского севера? (Поселения древних славян — городища располагались на высоких берегах рек и были ограждены насыпными валами, рвами и бревенчатыми частоколами. Славянские жилища обыкновенно представляли собой рубленые избы или полуземлянки. В центре поселений располагалась площадь. Основным занятием населения было земледелие (ячмень, рожь, просо, пшеница), животноводство (корова, лошадь, свинья, курица и собака) и ремесло. Сельхозинвентарь железный: сошники, топоры, долото, ножи, косы, серпы. Керамика лепная. Помимо хозяйственных объектов имелись и культовые — капища, со следами идолов и костров. Природа русского севера сурова, зимой морозы, летом прохладно и сыро, множество рек, болотистых мест, большие леса. Для пашни мест мало. Жили в основном за счет промысловой торговли)

- Ребята, вы хорошо освоили тему прошлого урока, подготовили дополнительный материал, и ваши знания по истории Отечества значительно пополнились.

Словесный метод: повторение пройденного материала

Практический метод:

Рубрика

«Проверь себя», отвечаем на вопросы.

Индивидуальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

-слушать

-вспоминать информацию прошлого урока

-отвечать на поставленный вопрос

-отвечать на поставленный вопрос

-отвечать на поставленный вопрос

-отвечать на поставленный вопрос

-подводить вывод

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

7 мин.

 - Кто из вас знает, что обозначает слово «Гардарик»?

- А хотите узнать?

- Так скандинавы называли Русь, а обозначало это слово «Страна городов».

Сегодня мы отправимся в путешествие по главным городам Древней Руси.

- О чем бы вы хотели сегодня узнать? – Как образовывались города, в каких местах они возникали, чем отличались от славянских поселений. И тема нашего урока – «Страна городов».

Словесный метод:

Подведение к теме урока

-слушать

-определять тему урока

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового

10 мин.

 -Ребята, а как появились на Руси города                          - У славян было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего нужно было выбрать подходящие место для крепости, где сама природа помогла бы защищаться от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищённой рекой выкапывали ров, заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случаи опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами- от слов «городить», «огораживать» Центр древнерусского города был укреплен и назывался кремлем. 

-Найдите на карте на с. 41 учебника города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? (Киев стоит на реке Днепр, расположен ближе к Черному морю, Новгород- ближе к балтийскому морю)

-А теперь рассмотрите схемы этих городов. На с. 47-древний Киев, на с.49- древний Новгород. Что теперь вы можете рассказать об этих городах? 

-Расцвел Киев при князе Ярославе, прозванным Мудрым. По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, Софийский собор. 

-Как вы думаете, кто жил в Новгороде? ( В Новгороде жили бояре, купцы, ремесленники)       - Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

-Как вы понимаете слово «Вече»? (Вече- собрание всех горожан)

-Выдающимися открытиями стали берестяные грамоты. 

-Ребята, а как писали на берестяных грамотах? (Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками-писалами)

Словесный метод:

- рассказ учителя

Практический метод: организация работы с картой

Практический метод: организация работы со схемой

 Словесный метод: беседа по прочитанному материалу

- слушать

-работать с картой учебника

-работать с элементами схемы

-отвечать на вопросы

Р.: контроль, коррекция, оценка.

V. Динамическая пауза

1 мин

- Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём.

Практический метод: показ видеоролика

-выполнять упражнения

VI. Первичное закрепление

7 мин.

Работа в парах.

- Самостоятельно узнайте новую информацию из текста на стр. 46 – 52 учебника и ответьте на вопросы.

-Как назывался центр древнего русского города?  (Кремль)

-Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд)

- Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе. (Золотые ворота, Софийский собор)

-Кто управлял Новгородом?  (Новгородом управляли посадники)                                                             - А кто может сказать кто такие «Посадники»? (Посадники- это наместник князя для управления городом).

- Давайте выполним задание № 3 на стр. 18.   (1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-да; 6-да)

- Выполните задание № 4 с.18 (На первом рисунке схема города Киева. На Днепре. Золотые ворота, Софийский собор, Львовские ворота, Софийские ворота)

-На какой реке стоит город Киев?

-Назовите главные архитектурные постройки в Киеве.

-Схем какого города изображена на втором рисунке?

-На какой реке стоит город Новгород?  (На реке Волхов )

-Назовите главные архитектурные постройки в Новгороде? (Кремль, Никольский монастырь, Духов монастырь, Зверин монастырь, Торг, Павлов монастырь)

Словесный метод:

Организация самостоятельного чтения

Практический метод: организация беседы по прочитанной информации

Практический метод: работа в рабочих тетрадях с взаимопроверкой

Словесный метод: беседа

-читать нужную информацию

-отвечать на вопросы

-выполнять задание

-осуществлять взаимопроверку

-отвечать на вопросы по прочитанному

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Рефлексия по деятельности (по продукту)

7 мин.

Давайте вспомним

-Что располагалась внутри кремля?  (Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь)

-Что стало известно благодаря работе археологов?  (Стало известно, что ходили новгородцы по аккуратным деревянным мостовым)

-Что такое береста и чем писали на ней? (Береста-это березовая кора. Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками-писалами)

Словесный метод:  

-беседа

Практический метод:

-организация

фронтальной работы

-слушать вопрос

 -отвечать на вопросы руководствуясь знаниями которые были на уроке

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Подведение итогов деятельности

2 мин.

- Наш урок подошёл к концу, я предлагаю вам продолжить предложения. 

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Мне захотелось…
  • Дома я хотел (а) бы рассказать…

Словесный метод:

-подведение итогов

-подводить итог урока

-проговаривать продолжение прдложениям

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.

IX. Информация о домашнем задании

1 мин.

-- Запишите домашнее задание: прочитать текст на стр. 46 – 54 учебника; устно ответить на вопросы «Проверь себя» на стр. 53 учебника; выполнить задания № 1, 2 на стр. 17 рабочей тетради.

- Урок окончен, спасибо.

Словесный метод:

-комментировать домашнее задание

-записывать домашнее задание

Л: усвоение нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира "По знаменитым местам мира" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «По знаменитым местам мира»  Цель деятельности учителя: ознакомление со знаменитыми местами мира, раскрытие разнообразных связей челове...