Конспект урока. Тема: «Экологическая безопасность» 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Горнеева Дарья Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Выполнила студентка 41 гр. Горнеева Дарья

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: 13.03.2018

Челябинск, 2018

Предмет:  окружающий мир

Класс: 3Г

Тема урока: «Экологическая безопасность»

Цель урока:  

- познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»

Планируемые результаты:

  • личностные: 

- углубление и расширение знаний детей, и приведение их в систему;

-развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;

-воспитания ответственности за собственное здоровье.

  • предметные:

- узнать, что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;

- изучить, как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;

- познакомиться с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения»

Тип урока: закрепления

Оборудование урока:  учебник :математика  3 кл. 2 ч. «Школа России».

                                                                     

Этапы

Время

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг.момент

1мин

-Доброе утро. Сегодня мы побываем в нескольких опасных местах: в своей квартире, в доме и в ближайших окрестностях.

-Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать — решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь.

Приветствовать учителя

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

2. Мотивационный

1 мин.

  • -Повернулись, улыбнулись  друг другу.

- Сядьте удобно, расслабьте плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

- А теперь представьте, что вы - цветок, а ваши ладошки- бутоны. Откройте глазки…Мы на поляне цветов.

 Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

- Какое настроение вызывает у вас это цветок?

- Давайте постараемся его сохранить на весь урок.

Настраиваться на урок

3. Актуализация знаний

Слов.: беседа

Слов.: рассказ о молнии

Слов.: рассказ о молнии

Слов.: беседа

Слов.: работа над правилами поведения во время грозы

5мин.

-На прошлых уроках мы с вами говорили об опасности для жизни, которые несёт в себе молния, гроза?  Какие правила  вы должны соблюдать при езде на велосипеде? Какие правила нужно соблюдать, если ты пассажир?   Какие правила при обращении с собакой?                                                                                                  -Что нельзя делать во время грозы, молнии?

-Как уберечься от удара молнии?

-Чем опасна гроза? 

-Прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек. Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
И, наконец, сильный ливень с градом. Если от него вовремя не укрыться, он также может быть опасен для человека.

-Что притягивает молнию?

Вода. Если гроза застала вас купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.

Одиночные деревья на равнинах и открытых местах также притягивают молнию. Поэтому нахождение под высокими деревьями во время грозы опасно. Молния, ударяя в высокие

растения, чаще поражает лиственные деревья – дуб, тополь, вербу, ясень, Липа, грецкий орех, бук, хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже.

-Опасна ли шаровая молния?

Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях.

-Что делать, если все же в ваш дом влетела такая молния?

Прежде всего нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.

-Как вести себя во время грозы?

Правила поведения во время грозы.

1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

- Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой?

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Анализировать рассказ о молнии

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Составлять правила поведения во время грозы

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

4. Постановка учебной задачи

Слов.: подготовка к определению темы урока

Слов.: сценка

Слов.: формулирование темы и целей урока

Практич.: работа со слайдом

Слов.: рассказ о промышленных предприятиях

Слов.: диалог

Слов.: рассказ о ядовитом дожде

Слов.: знакомство с понятием «Цепь загрязнения»

Слов.: диалог

Практич.: работа с учебником

Слов.: формулирование правил экологической безопасности

Слов.: составление правил защиты от грязного воздуха

Слов.: составление правил защиты от загрязненной воды

Слов.: рассказ о загрязненной воде

Слов.: беседа

Слов.: диалог

Слов.: составление правил защиты от некачественной продукции

15мин

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза , то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля.

- Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

 Люди, к сожалению, сами  загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания.

Ученица:

-Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.

Мама:

-Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!

Папа:

-Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.

Ученица:

-Кто такая экология?

-Что она сделала?

-Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность».

- Запишите в свои рабочие листы.

- А кто знает что такое «экология»?

(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

- А что мы называем «окружающей средой»?

(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

- Мы узнаем,  что такое «цепь загрязнения»,  «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и  в каком будущем вы хотите жить.

   Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём.

 Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

- Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек  может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её .   К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы.

Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки. На доске нарисуйте, какая жизнь вам нравится?

      Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье?

Дети высказывают своё мнение.

 -  Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды.

Как происходит загрязнение окружающей среды?

   Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.

Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает  в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

Цепь загрязнения -  загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений-  загрязнённые продукты питания- болезни человека

 - Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

- А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)

- Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

- А что же дальше? ()

(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).

- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

- Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах.

- Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке)

- Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения.

- В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке?

Вывод:

- Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну,  а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

-  От чего? (От воздействия окружающей среды).

Экологическая безопасность.

- Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

- Что означает этот термин?

- Прочитайте определение в учебнике на с. 32.

- Запишите в свой рабочий лист.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы) 

-    -Как происходит загрязнение воздуха?

- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому  мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

 - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

  •  Как же защититься от грязного воздуха?

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

(работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух)

  • Как же защититься от загрязненной воды?

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода.

 - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. 

В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться  очищать воду с помощью бытового фильтра.

       В крупных городах  уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день.

- Кто из вас умеет очищать  воду?

- У меня на столе есть различные предметы.

 Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно  

очистил воду. Можно ещё так:

1)  Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля.

2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку.

3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода.

- Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? 

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

Прочитайте правила (с.35).

-Приклейте  памятку в документ.

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Рассуждать

Слушать сценку

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

Работать со слайдом

Анализировать рассказ о промышленных предприятиях

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ о ядовитом дожде

Рассуждать

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Работать с учебником

Составлять правил экологической безопасности

Формулировать правила защиты от грязного воздуха

Формулировать правила защиты от загрязненной воды

Анализировать рассказ о загрязненной воде

Рассуждать

Рассуждать

Формулировать правила защиты от некачественной продукции

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний;

К: целеполагать;

Л: мотивировать

П: дополнять и расширять

знания;

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5. Динамическая минутка

1мин

- Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали.

-Великанами мы стали.

Выполнять упражнения

6. Первичная проверка понимания

Слов.: игра «Живи, Земля»

Слов.: диалог

5мин

- Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания? По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают кислотные дожди.

- Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать и соблюдать  правила поведения в природе.

Игра «Живи, Земля»

Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Подумайте к чему может привести моё утверждение, если вы согласны - поднимаете живую цветущую планету, если нет -  умирающую нашу Землю.

  • Ломайте ветки деревьев .
  • Убирайте за собой мусор в лесу.
  • Берегите родную землю.
  • Собирайте  букеты из полевых цветов.
  • Ловите птенчиков и детенышей зверей.
  • Подкармливайте  птиц.
  • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.
  • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

- Эти знания важны лично для каждого из вас.

- Как вы думаете  почему?

(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

- Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли. А кто-то может посмотреть в учебник на с. 34.

Рассуждать

Поднимать карточки

Отвечать на вопросы

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

7. Домашнее задание

1мин

Домашнее задание.. Страница 20-23 читать. Страница 24 отвечать на вопросы.

Записывать домашнее задание

8. Рефлексия. Итог урока

3мин

- Вспомним, какой теме был посвящён урок?

- С какими новыми терминами и понятиями

познакомились на уроке?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Поднимите руку те, кто считает, что урок цели

достиг?

 

- Каждый ученик снимает с доски кружок нужного

цвета.  

Зелёный – Я справился со всеми заданиями. Я доволен

собой.

Жёлтый -  Настроение хорошее. Мне было трудно, но я

справился.

Красный – Задания на уроке оказались слишком

трудными. Мне нужна помощь.

Домашнее задание: Прочитать с.31- 36. Сделать задания № 1- 4 на с. 17-19.

 

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность",  доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. Используемые образов...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...