Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Конспект урока. Тема: «Экологическая безопасность» 3 класс УМК "Школа России"

    Горнеева Дарья Александровна

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

     

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    Окружающий мир

    Выполнила студентка 41 гр. Горнеева Дарья

    Проверил: ______________________

    Отметка: _______________________

    Дата: 13.03.2018

    Челябинск, 2018

    Предмет:  окружающий мир

    Класс: 3Г

    Тема урока: «Экологическая безопасность»

    Цель урока:  

    - познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»

    Планируемые результаты:

    • личностные: 

    - углубление и расширение знаний детей, и приведение их в систему;

    -развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;

    -воспитания ответственности за собственное здоровье.

    • предметные:

    - узнать, что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;

    - изучить, как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;

    - познакомиться с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения»

    Тип урока: закрепления

    Оборудование урока:  учебник :математика  3 кл. 2 ч. «Школа России».

                                                                         

    Этапы

    Время

    Содержание и деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Орг.момент

    1мин

    -Доброе утро. Сегодня мы побываем в нескольких опасных местах: в своей квартире, в доме и в ближайших окрестностях.

    -Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать — решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь.

    Приветствовать учителя

    Р: принимать и сохранять уч. задачу.

    2. Мотивационный

    1 мин.

    • -Повернулись, улыбнулись  друг другу.

    - Сядьте удобно, расслабьте плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

    - А теперь представьте, что вы - цветок, а ваши ладошки- бутоны. Откройте глазки…Мы на поляне цветов.

     Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

    - Какое настроение вызывает у вас это цветок?

    - Давайте постараемся его сохранить на весь урок.

    Настраиваться на урок

    3. Актуализация знаний

    Слов.: беседа

    Слов.: рассказ о молнии

    Слов.: рассказ о молнии

    Слов.: беседа

    Слов.: работа над правилами поведения во время грозы

    5мин.

    -На прошлых уроках мы с вами говорили об опасности для жизни, которые несёт в себе молния, гроза?  Какие правила  вы должны соблюдать при езде на велосипеде? Какие правила нужно соблюдать, если ты пассажир?   Какие правила при обращении с собакой?                                                                                                  -Что нельзя делать во время грозы, молнии?

    -Как уберечься от удара молнии?

    -Чем опасна гроза? 

    -Прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек. Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
    И, наконец, сильный ливень с градом. Если от него вовремя не укрыться, он также может быть опасен для человека.

    -Что притягивает молнию?

    Вода. Если гроза застала вас купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.

    Одиночные деревья на равнинах и открытых местах также притягивают молнию. Поэтому нахождение под высокими деревьями во время грозы опасно. Молния, ударяя в высокие

    растения, чаще поражает лиственные деревья – дуб, тополь, вербу, ясень, Липа, грецкий орех, бук, хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже.

    -Опасна ли шаровая молния?

    Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях.

    -Что делать, если все же в ваш дом влетела такая молния?

    Прежде всего нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

    Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.

    -Как вести себя во время грозы?

    Правила поведения во время грозы.

    1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
    2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
    3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
    4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
    5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

    - Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой?

    Отвечать на вопросы

    Рассуждать

    Анализировать рассказ о молнии

    Рассуждать

    Отвечать на вопросы

    Составлять правила поведения во время грозы

    Л:мотивировать к новому

    учебному материалу.

    4. Постановка учебной задачи

    Слов.: подготовка к определению темы урока

    Слов.: сценка

    Слов.: формулирование темы и целей урока

    Практич.: работа со слайдом

    Слов.: рассказ о промышленных предприятиях

    Слов.: диалог

    Слов.: рассказ о ядовитом дожде

    Слов.: знакомство с понятием «Цепь загрязнения»

    Слов.: диалог

    Практич.: работа с учебником

    Слов.: формулирование правил экологической безопасности

    Слов.: составление правил защиты от грязного воздуха

    Слов.: составление правил защиты от загрязненной воды

    Слов.: рассказ о загрязненной воде

    Слов.: беседа

    Слов.: диалог

    Слов.: составление правил защиты от некачественной продукции

    15мин

    - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза , то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля.

    - Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

     Люди, к сожалению, сами  загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания.

    Ученица:

    -Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.

    Мама:

    -Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!

    Папа:

    -Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.

    Ученица:

    -Кто такая экология?

    -Что она сделала?

    -Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность».

    - Запишите в свои рабочие листы.

    - А кто знает что такое «экология»?

    (Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)

    - А что мы называем «окружающей средой»?

    (То, что нас окружает: вода, почва, воздух)

    - Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.

    - Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

    - Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

    - Мы узнаем,  что такое «цепь загрязнения»,  «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и  в каком будущем вы хотите жить.

       Наша планета добра к нам . Она помогает нам жить. А как мы , люди, относимся к ней? Бережём ли мы её? Давайте посмотрим на фотографии Шарика, которые он сделал фоторужьём.

     Назовите номера тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.

    - Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора, несознательные люди бросают его куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек  может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её .   К сожалению, людям для развития науки, техники все больше требуется угля, нефти, древесины. Для выпуска качественной новой продукции новые - фабрики и заводы.

    Для улучшения жизни – зоны отдыха, санатории, аквапарки. На доске нарисуйте, какая жизнь вам нравится?

          Можно ли при этом оставаться здоровым? Что поможет сохранить здоровье?

    Дети высказывают своё мнение.

     -  Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  Послушайте рассказ и давайте создадим схему загрязнения окружающей среды.

    Как происходит загрязнение окружающей среды?

       Собрались на небе тучи , и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.

    Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик , опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера , которая попадает  в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.

    Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

    Цепь загрязнения -  загрязнение атмосферы – кислотные дожди- загрязнение почвы - загрязнение растений-  загрязнённые продукты питания- болезни человека

     - Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. В природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

    - А откуда поступают вредные вещества? (Заводы, сточные воды, химические удобрения на полях, выхлопные газы)

    - Куда же поступают вредные вещества? (В воду, воздух, почву)

    - А что же дальше? ()

    (Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).

    - И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)

    - Рассмотрим схему и восстановим её в рабочих листах.

    - Как же движутся загрязненные вещества в природе? (По цепочке)

    - Этот процесс мы будем называть цепью загрязнения.

    - В учебнике на с. 29 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке?

    Вывод:

    - Каким образом это отразиться на человеке? (Влияет на здоровье. Ну,  а если человеку грозит опасность, он вынужден защищаться.)

    -  От чего? (От воздействия окружающей среды).

    Экологическая безопасность.

    - Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

    - Что означает этот термин?

    - Прочитайте определение в учебнике на с. 32.

    - Запишите в свой рабочий лист.

    Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

    Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы) 

    -    -Как происходит загрязнение воздуха?

    - Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому  мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.

     - Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?

    •  Как же защититься от грязного воздуха?

    1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

    2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

    3. Не играй около места, где много машин.

    4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

    5. Разводи цветы, сажай деревья.

    6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

    7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

    (работа с интерактивной доской – подумайте и выберите из галереи представителей животного мира, кому нужен для жизни чистый воздух)

    • Как же защититься от загрязненной воды?

    1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

    2. Не пить в водоемах воду.

    3. Не пить воду из-под крана.

    4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

    5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает ,у тебя появится чистая и полезная вода.

     - Да, ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. 

    В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться  очищать воду с помощью бытового фильтра.

           В крупных городах  уже стали продавать в магазинах воду в бутылках, потому что из кранов в квартиры бежит не совсем чистая вода, некоторое количество вредных веществ в ней остаётся, и люди боятся её пить. Но стоит такая вода дорого. Не каждый может её покупать каждый день.

    - Кто из вас умеет очищать  воду?

    - У меня на столе есть различные предметы.

     Выбери из них самые необходимые для очищения воды и проведи эксперимент. - Молодец, ты почти правильно  

    очистил воду. Можно ещё так:

    1)  Возьмём воронку, чистую банку. В воронку положим марлю в 4 слоя. Можно между марлей положить вату. Сверху можно положить несколько таблеток активированного угля.

    2) Смешаем небольшое количество воды, например, с почвой и выльем в воронку.

    3) Мы видим, что в наш сосуд бежит чистая вода.

    - Ребята, а как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода? 

    Как же защититься от некачественных продуктов питания?

    Прочитайте правила (с.35).

    -Приклейте  памятку в документ.

    1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

    2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

    3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

    4. Ешь экологически чистые продукты.

    5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

    Рассуждать

    Слушать сценку

    Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

    Работать со слайдом

    Анализировать рассказ о промышленных предприятиях

    Рассуждать

    Отвечать на вопросы

    Анализировать рассказ о ядовитом дожде

    Рассуждать

    Отвечать на вопросы

    Рассуждать

    Работать с учебником

    Составлять правил экологической безопасности

    Формулировать правила защиты от грязного воздуха

    Формулировать правила защиты от загрязненной воды

    Анализировать рассказ о загрязненной воде

    Рассуждать

    Рассуждать

    Формулировать правила защиты от некачественной продукции

    К: формулировать ответы;

    П: построить реч. высказываний;

    К: целеполагать;

    Л: мотивировать

    П: дополнять и расширять

    знания;

    Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

    5. Динамическая минутка

    1мин

    - Мы немного отдохнём.

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Дети по лесу гуляли.

    За природой наблюдали

    Вверх на солнце посмотрели

    И их всех лучи согрели.

    Чудеса у нас на свете-

    Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали.

    -Великанами мы стали.

    Выполнять упражнения

    6. Первичная проверка понимания

    Слов.: игра «Живи, Земля»

    Слов.: диалог

    5мин

    - Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания? По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают кислотные дожди.

    - Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать и соблюдать  правила поведения в природе.

    Игра «Живи, Земля»

    Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Подумайте к чему может привести моё утверждение, если вы согласны - поднимаете живую цветущую планету, если нет -  умирающую нашу Землю.

    • Ломайте ветки деревьев .
    • Убирайте за собой мусор в лесу.
    • Берегите родную землю.
    • Собирайте  букеты из полевых цветов.
    • Ловите птенчиков и детенышей зверей.
    • Подкармливайте  птиц.
    • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.
    • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

    - Эти знания важны лично для каждого из вас.

    - Как вы думаете  почему?

    (Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

    - Давайте ответим на главный вопрос: что же такое экологическая безопасность? Кто-то может высказать свои мысли. А кто-то может посмотреть в учебник на с. 34.

    Рассуждать

    Поднимать карточки

    Отвечать на вопросы

    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

    7. Домашнее задание

    1мин

    Домашнее задание.. Страница 20-23 читать. Страница 24 отвечать на вопросы.

    Записывать домашнее задание

    8. Рефлексия. Итог урока

    3мин

    - Вспомним, какой теме был посвящён урок?

    - С какими новыми терминами и понятиями

    познакомились на уроке?

    - Какую цель ставили в начале урока?

    - Поднимите руку те, кто считает, что урок цели

    достиг?

     

    - Каждый ученик снимает с доски кружок нужного

    цвета.  

    Зелёный – Я справился со всеми заданиями. Я доволен

    собой.

    Жёлтый -  Настроение хорошее. Мне было трудно, но я

    справился.

    Красный – Задания на уроке оказались слишком

    трудными. Мне нужна помощь.

    Домашнее задание: Прочитать с.31- 36. Сделать задания № 1- 4 на с. 17-19.

     

    Отвечать на вопросы

    Рассуждать

    Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

    Урок окружающего мира по теме: "Экологическая безопасность" 3 класс

    Работа на уроке организованна по группам с использованием ноутбуков....

    Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

    Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

    Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

    Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...

    Презентация по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность", 3 класс

    Экология- это наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой и друг с другом.   «Экос»  по-гречески «дом», «логос» - «учение, наука». Экология- это наука о нашем общем доме....

    Презентация по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" 3 класс

    Презентация разделена на 2 части: красота и великолепие природы и пагубное влияние человека на окружающую среду...