Конспект урока. Тема "Иван 3" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tema_ivan_3_4_klass_umk_shkola_rossii.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 14.03.18

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Д»

Тема урока: «Иван 3»

Цель урока: создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках

Планируемые результаты:

• Предметные

- сравнивать времена правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского

Пожарского.

• Личностные

- строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

- воспитывать любовь к истории

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие

2 мин

Урок я хочу начать с выражения.

Честная смерть лучше позорной жизни”

Как вы думаете, кому принадлежит эта фраза? (Дмитрий Иванович, Донской)

Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским?

В каком великом сражении участвовал Дмитрий Донской?

Приветствовать учителя

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: тестирование

5 мин.

Ребята, вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Мы с вами их рассматривали на прошлом уроке, и выполнить тестовую работу.

Тест:

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дону

Б) Волге

В) Днепре

3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая

4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем

5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380

проверка:

1-А, 2- А, 3- В, 4- Б, 5- В.

Отвечать на вопросы.

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

5 мин

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

по окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.

Прошло 100 лет. На престол взошел Иван 3, правнук Дмитрия Донского, прозванный Великим. Почему его так назвали, и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления мы сегодня узнаем.

Внимательно слушать

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Словесный: учебный диалог

10 мин

Рассказ учителя об Иване III.

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

Наталья Кончаловская написала такие строки:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.

Пусть отныне снова вольной будет наша сторона»

Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:

«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»

Летописцы в толстых книгах записали в этот год:

«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»

Опираясь на строки:«Мы платили двести лет, Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.».

Какой мы можем предположить был решительный шаг Ивана III? (освободиться от гнета золотой орды).

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.

Тогда Ордынский хан- Ахмат, правивший в тот период, собрал огромное войско и двинулся в русские пределы. Навстречу неприятелю выступила русская рать во главе с Иваном III. Противники встретились на реке Угре в 1480 г. Обе рати встали друг против друга на противоположных берегах реки. Несколько раз пытались ордынцы переправиться через Угру, но всякий раз безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Время шло. Ударили морозы, и река покрылась льдом. Неожиданно хан Ахмат увел свое войско. Так закончилась зависимость Руси от Орды.

Обобщение:

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.

За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

В 1478 г. к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

Обобщение:

Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

В 1480 г Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.

С 1478 Присоединение городов и земель

Появление огромной империи, именованной Россией.

Жена Ивана III умерла и великий князь женился на племяннице императора Византии. Иван III сделал гербом России -византийский герб, а себе взял титул – Государь всея Руси.

Участвовать в диалоге

Внимательно слушать

Осознавать новый материал темы урока

Выдвигать свое мнение

Внимательно слушать

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

П: дополнять и расширять

знания;

V. Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

10 мин

Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Кто прочтет про кремль при Калите, при Донском, при иване 3

- Как вы думаете, для чего возводили Кремль? (для защиты центра города от неприятеля)

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?(20 башен)

- Для чего они возводились?(каждая башня имела определенную функцию)

Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.

Давайте мы с вами совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и познакомимся с памятниками архитектуры Московского Кремля.

Раздается материал диалог о башнях, 8 желающих

А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата.

Успенский собор был главным русским православным храмом, где в торжественной обстановке короновались московские князья, цари, а позже императоры. Русские воины, уходя в бой клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

Напротив Успенского – Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он необычен по своему внешнему виду и больше напоминает венецианский дворец. Его строил Алевиз Новый. Этот собор стал усыпальницей русских князе и царей. В нём покоится прах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Михаила и Алексея Романовых.

Высок и строен Иван Великий. В старинные времена путники видели Ивана Великого за десять вёрст от Москвы. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. При царе Борисе Годунове башню надстроили на два яруса и позолотили макушку. Сооружение поднялось над землёю более чем на восемьдесят метров. На первом ярусе не собьёшься, восемьдесят три раза ступив на каменные ступени. На втором ярусе не устань и не споткнись – ведь здесь сто сорок девять ступеней. Прежде чем доберёшься до макушки, сделаешь 329 шагов по каменным выступам.

По соседству с Успенским собором стоит нарядный Благовещенский собор. Он служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом царским дворцом. Строили его русские мастера, работали великие художники, и среди них художник первой руки – Андрей Рублев.

Грановитая палата – часть резиденции царя. Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды; здесь проходили приёмы послов, заседали Земские соборы – собрания представителей разных сословий для решения важных государственных дел.

Вот уже пять столетий стоит в самом центре Москвы прекрасная крепость с высокими стенами, нарядными островерхими башнями, многоглавыми храмами, богатыми палатами. Кремль – удивительный памятник истории и культуры, пленяющий вечной красотой и хранящий память о далеком прошлом.

Внимательно слушать монолог учителя

Выделять важную информацию

П: дополнять и расширять

знания;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Работа в рабочей тетради

Выполните задания № 1-4

Работать по заданию

П: построить усн. высказываний;

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

  • Что Иван III сделал для Руси?
  • Какие изменения при нём произошли в Москве?
  • Откуда в нашей стране появился новый герб?

Выводы:

  • При Иване III произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига
  • Иван III практически завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы
  • Расширились торговые связи и появилось новое независимое государство – Россия
  • Страна сделала огромный скачок в своем развитии и поэтому народ дал Ивану III прозвище «Великий»

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....