Конспект урока. Тема "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 02.03.18

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 Д

Тема урока: «Страна городов»

Цель урока: сформулировать у учащихся представление о городах X – Xl вв. Киеве и Новгороде.

Планируемые результаты:

Предметные

- описывать облик и жизнь древнерусских городов

- развивать умения и навыки работы с исторической картой, картосхемой

- понимать значение открытия берестяных грамот для осознания высокого уровня развития культуры в Древней Руси

- осознавать важность труда археологов для реконструкции жизни в Древней Руси.

- уметь донести изученную информацию опираясь на наглядные картосхемы

 Личностные

- понимать значение изучения истории своей страны для приобщения к историко-культурному наследию предков, осознания себя гражданином России

- гордиться достижениями и открытиями предков

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал: карты городов древнего Киева и древнего Новгорода.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие, работа с девизом

2 мин

Доброе утро.

Прочитайте девиз урока.

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять

Исходя из нашего девиза, чего бы вы хотели от сегодняшнего урока?

Тогда скорее приступим.

Приветствовать учителя

Читать девиз

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

Словесный: беседа

5 мин.

Давайте с вами вспомним:

Как было организовано управление в Древней Руси?

Какова заслуга князя Владимира?

В чём состоит значение принятия христианства?

Проверить выполнение заданий в тетради.

Давайте вспомним,  как жили древние славяне. Почему они жили племенами? Где они строили свои крепости? Такие крепости врагам взять было очень трудно. Такие посёлки-крепости стали называться городами, от слова «огораживать». В городах жили князья со своими дружинами, купцы и ремесленники.

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока

5 мин

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси. Мы с вами узнаем о таких древних города, как Киев и Новгород.

Работа с учебником.

Почему иноземцы назвали Русь страной городов?

Какие древне-русские города вам известны? Были ли города у древних славян? Где селились славяне? Как выглядели поселения древних славян?

Рассмотри карту Древней Руси.

Так как же возникли города на Руси?

Найди на карте  (с. 41) города Киев и Новгород.

Что ты можешь рассказать о них по карте? (На каких реках стояли, какие торговые пути проходили, около каких морей находились?)

Рассмотри схемы Древнего Киева и Древнего Новгорода.  Что объединяет эти города?

Знакомо ли вам слово Кремль? Какой образ в вашей памяти связан с этим словом?

Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагали княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города.

Формулировать тему

Отвечать на вопросы.

Обсуждать города на примере карты

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний;

К: целеполагать;

Л: мотивировать

П: дополнять и расширять

знания;

Л: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

IV. Открытие нового знания

Практический: задание в рабочей тетради

Работа в группах

10 мин

Работа в рабочей тетради.

№ 1, стр. 17

Давайте с вами отметим город, который являлся столицей Древней Руси в 1020 году. Это Киев, верно.

Сейчас я попрошу вас разделиться на 2 группы. Учебники закрыты. Каждая из групп получает карта-схемы, первая группа - древнего Киева, вторая древнего Новгорода.

Вам необходимо рассказать об этих городах по примерному плану.

Примерный план

1. Географическое место расположения города (приблизительно). Например, Новгород расположен на севере

Восточно-Европейской равнины, на реке Волхов; Киев — на Восточно-Европейской равнине, на реке Днепр, ближе

к югу.

2. Из каких частей состоит город, есть ли кремль, как защищён город.

3. Важнейшие сооружения (уточнить какие: церкви, дворцы, монастыри).

4. Что ещё можно узнать по схеме (например, в Новгороде обозначен торг).

Проверяем, что удалось выяснить.

Формулировать мысли

Работать в группах

Работать по плану

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

V. Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

10 мин

Попасть в Киев можно было через городские Золотые ворота.

Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.

Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию , группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого.

Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.

Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким.

С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»

И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой? (Москва) «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвой, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А.Ишимова в своей книге.

Давайте с вами узнаем немного о берестяных грамотах.

Берестяные грамоты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них, маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на бересте смешные рисунки.

 

Внимательно слушать монолог учительно

Выделять важную информацию

П: дополнять и расширять

знания;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Работа в рабочей тетради

Самостоятельно выполните задания № 3 и 4, на странице 18

Работать по заданию

Работать по рабочей тетради
выполнять самопроверку

П: построить усн. высказываний;

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

Давайте подведем итоги урока.

Что такое кремль?

Какие великолепные сооружения украшали Древний Киев?

Какие занятия были в почете у новгородцев?

В чем важность находок берестяных грамот?

Древняя Русь славилась своими городами. Их украшали великолепные постройки, созданные талантом древних мастеров. При раскопках многих старинных городов найдены берестяные грамоты.

Посмотрите на слайд и продолжите фразы:

Я сегодня узнал…

Мне понравилось…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

Я не доволен своей работой на уроке, потому что…

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока чтения. 2 класс "Школа России"

Конспект урока Е.Благинина "Посидим в тишине"  по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....