Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру на тему:
    Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)

    Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос».

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели урока: 1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.

       2. Формировать познавательную активность.

       3. Расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость внимания.

            Планируемые результаты:

    -личностные: воспринимать новую информацию; расширять знания по заданной теме;

    активизировать внимание детей; вызвать интерес к предстоящей деятельности;

                        -предметные: формирование представления о полёте в космос и его истории;

    -метапредметные: выражают готовность слушать, отвечать на вопросы, умение пользоваться учебником; овладевают способностью понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнять.

            Понятия: Космонавтика.

    Оборудование:  учебник «Окружающий  мир» А.А. Плешаков 4 класс (2 часть), рабочая тетрадь, компьютер, презентация, проектор, дидактический материал, видеоматериал.

    Этапы урока

    Время

    Содержание

    Деят-ть учителя

    Деят-ть учащихся

    УУД

    Организация начала занятия

    15 сек.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Нас сегодня ждёт дорога,

    И узнать нам надо много.

    Проверяет готовность уч-ся к уроку.

    Настраиваются на плодотворную работу.

    Р.:самоорганизация

    Проверка выполнения домашнего задания

    3 мин.

    С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? (Великая война и Великая победа)

    Один человек идет работать у доски. Запишите ответы на вопросы.

    Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)

    Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)

    Сколько городов получили название “город-герой”? (7)

    Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

    Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)

    Когда разгорелось сражение под Курском? (летом 1943 года)

    Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)

    Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)

    Кто им руководил? (Г. К. Жуков)

    Какой день стал Днём Победы? (9 мая)

    Задает вопросы.

    Словесный метод: беседа.

    Отвечают на вопросы.

    К.: умение правильно строить речевое высказывание.

    Мотивацион-ный этап

    3 мин.

    Живем мы на нашей планете

    В такой замечательный век!

    И первый из первых в ракете

    Советский летит человек!

    Не с целью разведки военной

    На сверхскоростном корабле.

    Летел он один во Вселенной,

    Чтоб снова вернуться к Земле.

    Мы знаем, а стало быть, верим,

    Что сказкам сбываться дано,

    И нам побывать на Венере

    Быть может еще суждено!

    - ХХ век - это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос. Ребята, а что такое КОСМОС?

    - Отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

    Загадка. (слайд 1)

    Крыльев нет у этой птицы,

    Но нельзя не подивиться:

    Лишь распустит птица хвост -

    И поднимется до звёзд.

    - Правильно! Это ракета. А тема нашего урока “Страна, открывшая путь в космос”. (слайд 2)

    - Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

    Узнать, какие достижения принадлежат нашим ученым и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.

    Читает стихотворение

    Задает вопросы.

    Словесный метод: беседа.

    Подводит уч-ся к новой теме.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Л.:смыслообразова-ние

    К.: умение правильно строить речевое высказывание.

    - Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса.

    - Откройте учебники с. 147. Прочитайте тему урока. Какие вопросы она вызвала? Какую цель можно поставить?

    - Чтобы её достичь, надо решить задачи путешествия:

    Познакомиться с историей полёта в космос, узнать, какие достижения принадлежат нашим ученым и космонавтам,  определить значение изучения космоса для людей. (слайд 3)

    - А какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в путешествие?

    Задает вопросы.

    Метод словесный: беседа.

    Читают тему урока, отвечают на вопросы.

    Формулируют цель.

    Работают с учебником.

    Р.: умение формулировать тему и цели урока.

    Л.: смыслообразова-ние

    Усвоение новых знаний

    20 мин.

    Итак, путешествие начинается.

    КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский.(слайд 4) Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам.

    - А сейчас давайте посмотрим, какую информацию по данной теме нам дает учебник на странице 147.

    Назовите страну, которая первой вышла в космос.

    - В каком году был выведен первый спутник в космос.(1957)

    - назовите фамилию космонавта, который первый побывал в космосе. (Гагарин)

    - Когда был совершён первый полет в космос и сколько он длился?(12 апреля 1961 года, полет длился 108 минут)

    - Как назывался первый космический корабль? (Восток).

    Запуск искусственного спутника Земли.

    - Спустя всего 23 года после смерти великого ученого, Константина Эдуардовича Циолковского, 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.( слайд 5)

    Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.( слайд 6)

    Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.

    Первый полет в космос живого существа.

    Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак.

    Первого пассажира звали Лайка.( слайд 7) Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.( слайд 8)

    Первый полет человека в космос.

    Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:

    « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». (Ю.А. Гагарин). ( слайд 9)

    - Именно он 12 апреля 1961 года впервые  отправился в неизведанное космическое пространство.

    - Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области.

    Однажды около деревни приземлились два военных самолета: один был подбит, другой пришел ему на выручку. Мальчишки вмиг оказались рядом. Был среди них и Юра, которого поразила особая «сноровка» летчиков. Захотелось взлететь вместе с ними! Подняться высоко – высоко. Возможно, именно тогда зародилась мечта о небе.

    Началом дороги в космос стали тяжелейшие тренировки. Вот когда проявились во всей полноте черты характера, воспитанные с детства.

    В 1957 году окончил Чкаловское военное летное училище. До поступления в отряд космонавтов служил в ВВС Северного флота. Зачислен в отряд космонавтов 7 марта 1960 г.

    12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле "Восток". (слайд 10) Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

    Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».

    - После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт  - доклад) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (слайд 11)

    Физкультминутка

    Раз, два – стоит ракета,

    Три, четыре – самолёт.

    Раз, два – хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счёт.

    Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

    Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    На носки поднялись,

    А потом руки вниз.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот летит ракета ввысь!

    Выход человека в открытый космос.

    - Большим достижением в освоении космоса стал полет  Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». ( слайд 12) Летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

      - В настоящее время космонавты из разных стран подолгу находятся в космосе, проводя различные исследования. Для этого в космосе есть Международная Космическая Станция.

    Рассказывает новый материал, задает вопросы.

    Метод словесный: рассказ, беседа.

    Рассказывает новый материал.

    Метод словесный: рассказ.

    Рассказывает историю.

    Метод словесный: рассказ.

    Показывает видеофрагмент.

    Показывает движения.

    Наглядный метод.

    Рассказывает новый материал, задает вопросы.

    Метод словесный: рассказ.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Слушают учителя.

    Слушают учителя и отвечают на вопрос.

    Внимательно слушают учителя.

    Смотрят видеофрагмент.

    Слушают учителя.

    Смотрят и повторяют за учителем.

    Внимательно слушают.

    К.: слушать и отвечать на вопросы.

    П.: умение слушать и читать, извлекая нужную информацию, понимать информацию.

    К.: высказывать свое мнение.

    Л.: смыслообразова-ние

    Л.: смыслообразова-ние

    К.: высказывать свое мнение.

    Л.: смыслообразова-ние.

    П.: умение слушать и читать, извлекая нужную информацию, понимать информацию.

    К.: умение правильно строить речевое высказывание.

    П.: умение слушать и читать, извлекая нужную информацию, понимать информацию.

    Первичная проверка понимания

    7 мин.

    А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал  (вопросы на карточках – один ученик из команды вытаскивает 1 вопрос для группы и команда отвечает)

    Блиц-опрос:

    • Кто полетел в космос до человека?
    • Что произошло 12 апреля 1961 года?
    • Кто же был первым космонавтом нашей планеты?

    Молодцы, вы внимательно меня слушали и справились с заданием.

     Формулирует задание.

    Организует работу в группах.

    Групповая работа.

    Проводит блиц-опрос.

     Выполняют задание.

    Работают в группах.

    Отвечают на вопросы.

    Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Л.: смыслообразова-ние.

    К.: умение правильно строить речевое высказывание.

    Составьте как можно больше новых слов из слова КОСМОНАВТИКА: (Работа в группах)

    (Слово на слайде 13)

    Давайте проверим ваши ответы.

    Организует работу в группах.

    Групповая работа.

    Работают в группах.

    Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Закрепление знаний

    10 мин.

    Давайте теперь откроем рабочую тетрадь.

    Работаем в тетрадях с. 52.

    Задание 1, 3 –взаимопроверка.

    Задание 2 – обсуждаем все вместе.

    Достигли мы цели урока, получили новые знания об этом знаменательном событии?

    А теперь, оцените уровень свих знаний в тетрадях по шкале от 1 до 5.

    Дает задание в рабочей тетради.

    Организует взаимопро-верку.

    Метод словесный: беседа.

    Выполняют задание в рабочей тетради.

    Осуществляют взаимопро-верку.

    Анализируют песню.

    Оценивают себя.

    Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров, умение осуществлять взаимопроверку.

    Итог урока

    2 мин.

    - Что новое для себя открыли?

    - Какие этапы урока были самыми интересными? Почему?

    - Достигнуты ли цели нашего сегодняшнего урока?

    Задает вопросы.

    Отвечают на вопросы учителя.

    К.: умение правильно строить речевое высказывание.

    Рефлексия

    1 мин.

    Посмотрите на экран и продолжите фразу «на уроке я узнал(а)…» ( слайд 14)

    Проводит рефлексию.

    Определяют свою позицию.

    Л.: смыслообразова-ние.

    Информация о д/з

    30 сек.

    Записываем домашнее задание с 147-152. Прочитать и ответить на вопросы в конце темы.

    Рабочая тетрадь с 53 №4. ( слайд 15)

    Дает комментарий

    к домашнему заданию.

    Записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

    Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

    Конспект урока И. С. НИКИТИН «РУСЬ» Школа России 4 класс

    Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина,; создать условия для знакомства с понятием «риторический вопрос»; раскрыть красоту русской...

    Конспект урока Н. М. РУБЦОВ «СЕНТЯБРЬ» Школа России 4 класс

    Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с поэзией Николая Рубцова; научить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, р...

    Конспект урока "ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ" Школа России 4 класс

    Цель деятельности учителяСпособствовать ознакомлению со способами деления числа на произведение, развитию умения делить число на произведение, выбирая удобный способ, решать задачи разными способами, ...

    канспект урока "РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ"Школа России 4 класс

    Тип урокаОбобщение и систематизация знанийПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указыват...

    Конспект урока " Глагол - часть речи" (УМК "Школа России", 4 класс)

    Конспект урока  " Глагол - часть речи" (УМК "Школа России", 4 класс)...