Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Урок по окружающему миру «Страна, открывшая путь в космос».4 класс УМК "Школа России

    Соболь Елена Витальевна

     

        Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.

         Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. На этапе изучения новых знаний, используется современная мультимедийная презентация, которую демонстрируют сами дети, заранее подготовленные. Презентацию создавали тоже дети под руководством учителя. Такая форма работы стимулирует мотивацию и интерес учащихся, повышает уровень активности и самостоятельности, способствует развитию интереса детей.

        В процессе урока охватывается обширный учебный материал.

    Урок состоит из следующих основных этапов: 

    1.Организационный момент

    2.Повторение

    3.Изучение нового материала

    4.Закрепление изученного материала

    5. Итог урока. Оценка работы учащихся. Рефлексия.

    В структуру урока включена оздоровительная пауза – электронная физминутка.


    Формы организации учебной деятельности:

    индивидуальная,

    фронтальная.


          Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащихся во время беседы.
        

     Методы обучения:

    • словесные (при формировании теоретических знаний);
    • наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
    • проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
    • методы контроля и самоконтроля.                                                             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_ikt.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                         

    Тема: «Страна, открывшая путь в космос».

    Образовательная программа: программа окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Цели.

    1.Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики

    в нашей стране.

    2. Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.

    3. Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий

    и прославляющий.

    Оборудование для учеников:

    учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,

    презентация «Космонавтика», подготовленная учениками,

    звездочки для эмоциональной оценки урока,

    воздушные шары.

     Оборудование для учителя:

    компьютер, мультимедийный проектор,

    презентация «Страна, открывшая путь в космос»,

    карточки для самостоятельной работы, тесты,

    иллюстративный материал, посвященный освоению космоса,

    выставка книг и журналов о Космосе

                                      Ход урока

    1. Организационный момент

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    -Ребята, а вам нравится урок окружающего мира?

     -А за что вы любите этот предмет

    -Зачем нам знания?

    -Я вновь вас приглашаю на урок окружающего мира, который дает возможность нам путешествовать во времени и по городам и странам. Мы можем заглянуть в недра Земли и отправиться в космос.

     (узнаем много нового интересного)

    стать успешными людьми)

    2.Повторение

    Какую тему мы изучали на прошлом уроке

    (В.О.война)

    Вспомним о чем мы узнали…

    Когда началась Вторая мировая война?

    Когда Германия напала на Советский Союз? Почему эту войну назвали Великой Отечественной?

    Каких пионеров-героев вы знаете?

    Почему они награждены высокими наградами и носят гордое звание героев?

    Может быть кто-то из вас запомнил какие подвиги совершили ребята, расскажите.

    Есть крепость-герой,  как она называется?

    В какие дни войны шли бои за Б.крепость?

    Какое время смогли продержаться пограничники в Б.крепости?

    Какие города-герои вы знаете?

    А почему они получили такое высокое звание?

    Какой генерал руководил битвой под Москвой?

    Что можете рассказать о городе – герое Москве?

    Какой генерал руководил битвой под Москвой?

    Какое испытание выпало на город Ленинград?

    Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

    Что вы можете рассказать о Сталинградской битве?

    В каком это было году? Каким событием это стало в истории?

    Когда начался штурм Берлина?

    Кто им руководил?

    Какой день стал Днём Победы?

    Сколько человек потеряла наша страна в этой войне?

    Какие еще беды принесла война нашей стране?

    Мы знаем, что война досталась нашему народу дорогой ценой, она коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила  узнать какой след оставила война в ваших семьях. Расскажите нам.

    В первом классе Богомолов Илья нам готовил презентацию к уроку мужества, мы ее повторно смотреть не будем, только вспомним прапрадедушек Ильи, участников В.О.Войны.

    Ответы детей

    1 сентября 1939 года

    22 июня 1941 года

    Перечисляют известных пионеров-героев

    совершили подвиг

    Рассказывают о подвигах

    шли ожесточенные бои, солдаты и жители городов отстояли свой город)

    900 дней

    в апреле 1945 года)

    Г. К. Жуков

    9 мая

    свыше 26 миллионов

    разрушены города, здания, памятники культуры

    Богомолов Илья демонстрирует фрагмент своей презентации

    (Суслов Павел Игнатьевич, он был ранен, но вернулся после госпиталя на фронт и воевал до Победы и Богомолов Иван Лазаревич, воевал с первого дня войны и вернулся домой)

    3.Изучение нового материала

    Отгадайте загадку

    Крыльев нет у этой птицы,

     Но нельзя не подивиться:

     Лишь распустит птица хвост –

     И поднимется до звёзд.

    – Правильно! Это ракета. О чем мы с вами будем разговаривать на уроке?

    А тема нашего урока “Страна, открывшая путь в космос”(записать на доске)

    А что вы уже знаете о космосе?

    Когда наша страна отмечает День космонавтики?

    Почему именно в этот день кто-нибудь помнит?

    Ребята нашего класса приготовили выступление, давайте их внимательно послушаем

    4. Физминутка

    Ракета.

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    На носочки поднимитесь

    И до солнца дотянитесь.

    Раз, два – улыбнись:

    Мы летим в ракете ввысь.

    Ракета

    О космосе

    Ответы детей

    Первый человек полетел в космос-Юрий Гагарин

    (Презентация)

    1 ученик

    КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.

    Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

    Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.

    Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

    Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.

    Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

    Слайд 4. Открываем первую страницу книги истории освоения космоса.

    Строительство космодрома.

    Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

    Слайд 5. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

    Запуск искусственного спутника Земли.

    В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.

    Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

    Слайд 6. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

    Первый полет в космос живого существа.

    Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

    Слайд 7. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

    Слайд-шоу

    Первый полет человека в космос.

    После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

    Физминутка

    2 ученик

    12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.

    Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили  «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

    Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.

    Умный, обаятельный человек, Гагарин покорил мир открытой улыбкой, врожденным чувством такта, став всеобщим любимцем. В 1961-1968 учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е Жуковского, которую окончил с отличием. В 1966 приступил к тренировкам для полета на новом космическом корабле «Союз». 27 марта 1968 года  погиб в авиационной катастрофе во время тренировочного полета.

    Слайд№15

    Выход человека в открытый космос.

    Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток-2». И опять наши летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

    Слайд№16

    Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова

    3 ученик

    Слайд№17

    НАШ ЗЕМЛЯК Герман Степанович Титов Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края

    Слайд№18

    Герман Степанович Титов — второй человек Земли совершивший свой полёт вокруг родной планеты 6-7 августа 1961 года. Его полёт продолжался более суток — 1 сутки 01 час 18 минут. Совершив 17 витков вокруг земного шара, пролетел более 700 000 км.

    Слайд№19

    Мемориальный музей Титова в Полковниково

    5.Закрепление изученного материала

    После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

    - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

    Конечно нет. Не для этого такой долгий и трудный путь прошла космонавтика. А для чего?

    На доске прикреплены перевернутые карточки.

    Работа у доски

    Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.

    Работа с учебником.

    Стр.147

    • Что изображено на первом снимке
    • Найдите в тексте и прочитайте о первом спутнике Земли
    • Кто изображен на втором  снимке
    • Найдите в тексте и прочитайте о первом космонавте Ю.А.Гагарине

    Стр.151

    Прочитаем текст

    1.Как называлась наша орбитальная станция?

    2.Когда она появилась на орбите Земли?

    3.Что и когда с ней случилось?

    6. Итог урокак

    Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока «Страна, открывшая путь в космос»

    Значит, наша страна занимает особое место на страницах истории освоения космоса. А это говорит о том, что мы были первыми …

    -На столах у вас ракеты, соберите их и прочитайте: в чем мы были первыми?

    Какое чувство вы испытывали, читая эти строки?

    7. Дом.задание

    Стр147-150, тетрадь стр 54 №4

    8.Рефлексия

    Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает?

    Украсьте небо звездами:

    Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

    Все понятно, но остались вопросы – желтую.

    Ничего не понятно – зеленую.

    Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

    Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст.

    • Слежение за погодой;

    • Управление полетами самолетов;

    • Управление курсом кораблей в океанах;

    • Передача телевизионного сигнала;

    • Организация телефонной связи;

    • Изобретение новых лекарств в космосе;

    • Открытие новых звёзд астрономами;

    • Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;

    • Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;

    • Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.

    • Изучение поверхности Земли и других планет.

    Мир

    20 февраля 1986 года

    22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане

    Дети собирают ракету и читают:

    • Первыми запустили искусственный спутник Земли;

    • Первыми совершили пилотируемый космический полет;

    • Первыми направили космическую станцию на Луну;

    • Первыми создали искусственный спутник Луны;

    • Первыми вышли в открытый космос;

    • Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

    Чувство гордости, благодарности

    Звезд

    Дети украшают звездное небо

    Приложение

    Слежение за погодой

     Управление полетами самолетов

     Управление курсом кораблей в океанах

     Передача телевизионного сигнала

    Организация телефонной связи

     Изобретение новых лекарств в космосе

     Открытие новых звёзд астрономами

    Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты

     Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых

     

    Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.

     Изучение поверхности Земли и других планет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

    Разработка урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос"

    Данная разработка  представлена в помощь учителю начальных классов для проведения урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова, учитывая современные требования и технологии. К уро...

    Конспект урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков...

    Урок окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос".

    Познакомить учащихся с этапами освоения космоса в СССР, показать основные направления развития СССР до 1961 года....

    Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Какая бывает промышленность" 3 класс "Школа России"

    Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «б»Тема урока: «Какая бывает промышленность»Цели урока:- создать условия для ознакомления с основными отраслями промышленности; показать учащимс...