Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Конспект урока по окружающему миру "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков

    Светлана Тиде

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Страна, открывшая путь в космос" 4 класс, Плешаков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx34.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир.

    Тема: Страна, открывшая путь в космос.

    Тип урока: Открытие нового знания.

    Цель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.

    Задачи:

    • Обучающие:

    - познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.

    • Развивающие:

    - развивать умение аргументировано высказываться;

    - развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

    • Воспитательные:

    - воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие нашей страны.

    Формировать УУД:

    • Личностные:

    - проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

    • Коммуникативные:

    - уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания.

    • Регулятивные:

    - понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

    - оценивать свои достижения на уроке;

    - ориентироваться в учебнике;

    - планировать свои действия на уроке.

    • Познавательные:

    - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

    Оборудование:

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Цель: Подготовить учащихся к работе на занятии.

    Метод: Словесный.

    Приём: Диалог.

    Время: 2 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    -Ребята, а вам нравится урок окружающего мира?

    -А за что вы любите этот предмет

    -Зачем нам знания?

    -Я вновь вас приглашаю на урок окружающего мира, который дает возможность нам путешествовать во времени и по городам и странам. Мы можем заглянуть в недра Земли и отправиться в космос.

    Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Подготовить учащихся к работе на занятии.

    - Узнаем много нового интересного.

    - Стать успешными людьми.

    1. Проверка усвоений предыдущих знаний.

    Цель: Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

    Метод: Словесный.

    Приём: Диалог.

    Время: 3 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

    - Один человек идет работать у доски. Запишите ответы на вопросы.

    - Вспомним о чем мы узнали на прошлом уроке…

    - Молодцы, вы хорошо подготовились дома, поэтому вопросы не вызывали затруднений.

    - Великая война и Великая победа.

    - 1 сентября 1939 года.

    - 22 июня 1941 года.

    - На борьбу поднялся весь народ.

    - В апреле 1945 года.

    - 9 мая.

    - Летом 1943 года.

    - 900 дней.

    - Маршал Жуков.

    Вопросы:

    - Когда началась Вторая мировая война?

    - Когда Германия напала на Советский Союз?

    - Почему война называется Великой Отечественной?

    - Когда начался штурм Берлина?

    - Какой день стал Днём Победы?

    - Когда разгорелось сражение под Курском?

    - Сколько длилась блокада Ленинграда?

    - Кто руководил штурмом Берлина?

    1. Проверка домашнего задания.

    Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.

          Метод: Словесный.

          Приём: Диалог.

          Время: 3 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - Мы знаем, что война досталась нашему народу дорогой ценой, она коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила узнать какой след оставила война в ваших семьях. Расскажите нам.

    Рассказывают у доски.

    1. Мотивационный.

    Цель: Создание мотивации к учебному исследованию.

    Метод: Словесный.

    Приём: Диалог.

    Время: 3 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - Отгадайте 2 загадки и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

    Крыльев нет у этой птицы,

    Но нельзя не подивиться:

    Лишь распустит птица хвост –

    И поднимется до звёзд.

    - Правильно! Это ракета. Вторая загадка.

    В умах учёных много лет

    Жила мечта заветная –

    Взлететь при помощи ракет

    В пространство межпланетное.

    - Ребята, а что такое космос?

    - Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

    - Верно. Что вам известно по этой теме?

    - Тема нашего сегодняшнего урока “Страна, открывшая путь в космос”.

    - Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему?

    - Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

    - Это ракета.

    - Космос.

    Ответы детей.

    - О космосе. Как человек первый раз полетел в космос.

    Ответы детей.

    На слайде: «Страна, открывшая путь в космос».

    1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

    Цель: Знакомство учащихся с жизнью страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта

    Метод: Словесный.

    Приём: Рассказ учителя.

    Время: 25 минут.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    Приложение № 1.

    - Откройте учебник на стр 147, прочитайте последний абзац.

    Кто впервые побывал в космосе?

    Приложение №2.

    - А сейчас проверим как вы меня слушали.

    Где прошло детство Ю. А. Гагарина?

    Каким человеком был первый космонавт?

    Где учился и работал Ю. Гагарин?

    Когда Гагарин совершил первый полёт в космос?

    Сколько минут продолжался полёт?

    Как Родина оценила подвиг космонавта?

    Слушают учителя.

    Читают.

    - Юрий Алексеевич Гагарин.

    Слушают учителя.

    - В селе Клушино.

    - Смелым, решительным, находчивым.

    - Ремесленное училище, техникуме, летной школе, работал литейщиком, летчиком, космонавтом.

    - 12 апреля 1961.

    - 108 мин.

    - Присвоили звание героя Советского Союза.

    -

    На слайде портрет Юрия Алексеевича Гагарина.

    Физ. минутка.

    Цель: Снятие эмоционального напряжение с целью переключения на другой вид деятельности.

    Метод: Практический. Словесный.

    Приём: Динамическая пауза.

    Время: 2 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    Раз, два – стоит ракета,

    Три, четыре – самолёт.

    Раз, два – хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счёт.

    Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

    Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    На носки поднялись,

    А потом руки вниз.

    Раз, два, три, четыре –

    Вот летит ракета ввысь!

    Выполнение физических упражнений.

    Продолжение урока по теме.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    Приложение № 3.

    Приложение № 4.

    - После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

    - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

    - Конечно нет. Не для этого такой долгий и трудный путь прошла космонавтика.

    - Но, несмотря на все достижения в космосе в 70-80-е годы Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других народов мира. Правительством прилагались попытки исправить сложившуюся ситуацию, но безуспешно. Советский Союз распался на суверенные государства, между ними возникли разногласия.

    В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование. Наша страна стала называться Российская Федерация. Она стала самой большой на территории бывшего Советского Союза.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы.

    На слайде портрет Германа Титова.

    1. Первичная проверка понимания изученного

    Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

          Метод: Словесный. Практический.

          Приём: Диалог.

          Время: 5 минут.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - А теперь я посмотрю, как внимательно вы меня слушали.

    - Кто из живых существ первым побывал в космосе?

    - Кто был первым космонавтом? Когда он полетел в космос?

    - Как назывался костюм космонавта? Сколько он весил?

    - Сколько времени Гагарин пробыл в космосе?

    - Как называлась орбитальная станция, которая дольше всех просуществовала на орбите?

    - Когда она появилась на орбите Земли?

    - Что и когда с ней случилось?

    - Молодцы ребята. Я вижу, что вы очень хорошо усвоили сегодняшний материал.

    - Белка и стрелка.

    - 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин.

    - 108 минут.

    - Мир.

    - 20 февраля 1986 года.

    - 22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане.

    1. Информация о домашнем задании.

    Цель: Пояснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

    Метод: Словесный.

    Приём: Объяснение. Разъяснение. Инструктаж.

    Время: 2 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - Обязательное задание: прочитать ещё раз текст учебника с.147-152, выполнить задания в рабочей тетради, стр 54 № 4.

    - Дополнительное задание: выполнить творческую работу по теме урока в свободной форме – кроссворд, презентация, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

    Записывают домашнее задание.

    На слайде домашнее задание: прочитать ещё раз текст учебника с.147-152, выполнить задания в рабочей тетради стр. 54, № 4.

    Дополнительное задание: выполнить творческую работу по теме урока в свободной форме – кроссворд, презентация, используя справочную литературу или информацию сети Интернет

    1. Рефлексия.

    Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

    Метод: Наглядный.

    Приём: Иллюстрация.

    Время: 2 минуты.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Примечание.

    - Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока «Страна, открывшая путь в космос»

    Значит, наша страна занимает особое место на страницах истории освоения космоса. А это говорит о том, что мы были первыми.

    - Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:

    Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

    Все понятно, но остались вопросы – желтую.

    Ничего не понятно – зеленую.

    - Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

    Проводят рефлексию.

    Ночное небо.

    Приложение № 1.

    Именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Одна6ко именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

    4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Вслед за первым спутником были запущены второй-с собакой лайкой, потом третий- с разными приборами для изучения атмосферы земли и солнечного излучения. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телепередач, спутники-разведчики.

    Приложение №2

    12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»

    Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

    Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

    После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

    Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

    В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали».

    Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.

    Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.

    Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием.

    К несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – на Земле и в космосе.

    Приложение № 3.

    Следом за Гагариным полетел Герман Титов.

    Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино ныне Косихинского района Алтайского края. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха.

    В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, 1957 году – Сталинградское военное авиационное училище лётчиков

    В 1960-1970 годах – в отряде космонавтов. Был дублёром у первого космонавта планеты Земля Ю.А.Гагарина.

    6-7 августа 1961 года совершил космический полёт на космическом корабле «Восток-2» продолжительностью 1 сутки 1 час, совершив 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полёт длительностью более суток.
    За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Титову Герману Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

    Приложение № 4.

    После полета человека в космос, ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий. А чтобы решить эту задачу, необходимо создать пригодный для жизни людей космический дом. Так на орбите появилась маленькая звездочка – космическая станция «Мир». Одна за другой отправлялись на станцию космические экспедиции.

    Опыты и наблюдения, проведенные на станции, расширили познания ученых во многих науках. Астрономы с помощью новейших научных приборов заглянули в глубины Вселенной. Ученые получили полное представление об экологическом состоянии нашей планеты.

    Космическая путешественница – станция «Мир» побила все рекорды по длительности пребывания на орбите. Всего станция «Мир» пролетела в космосе около 3,7 миллиардов километров. Станция находилась на орбите дольше, чем планировалось заранее. Стал вопрос о прекращении ее работы.

    22 марта 2001 года уникальный эксперимент подошел к концу. Станция «Мир» была затоплена в океане. Орбитальная станция «Мир» стала космической гордостью нашей страны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

    Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

    Конспект урока по окружающему миру: "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс ПНШ

    Урок по теме :Свойства воды в жидком состоянии". Обучающиеся более подробно знакомятся со  свойсвом воды в жидком состоянии, понимают всю значимость воды для всего живого на Земле, проводят ...

    Конспект урока по окружающему миру. "Мир вокруг нас" А. П. Плешаков

    2 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков  Тема урока: Здоровье и безопасностьДидактическая цель: Проверить и оценить знания по разделу «Здоровье и безопасность»Тип урока: Урок систематизации ...

    Конспект урока по окружающему миру "Весенние изменения в жизни животных" ( 3 класс УМК "Гармония")

    Конспект урока по окружающему миру: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)...

    Конспект урока по окружающему миру «Лес и человек». 4 класс. Плешаков А. А.

    Методическая разработкаКонспект урока  по окружающему миру «Лес и человек»4класс автор Плешаков А. А....