Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Рахматулина Адиля Руслановна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества.

Планируемые результаты

Предметные: знать, как определить по дате события век, в котором оно произошло.

Уметь ориентироваться по ленте времени.

Личностные: знать личностный смысл обучения;

Знать определение понятий: история, век.

Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: конспект урока; учебник 4 кл., II часть Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  (УМК «Перспектива»); учебная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proobnyy_urok_8.10.19_g_oruzhayka.doc91.5 КБ
Office presentation icon probnyy_urok_8.10.19_g_okruzhayka.ppt270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 8 октября 2019 год

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 4 «Б»

Кабинет: 210

    ФИО учителя: Нестерова Л.А.

    ФИ студента: Рахматулина А., 42 гр.

    ФИО методиста: Сачкова Т.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 ТЕМА: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества.

Планируемые результаты

Предметные: знать, как определить по дате события век, в котором оно произошло.

Уметь ориентироваться по ленте времени.

Личностные: знать личностный смысл обучения;

Знать определение понятий: история, век.

Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: конспект урока; учебник 4 кл., II часть Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  (УМК «Перспектива»); учебная презентация.

        


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности:

- словесный (слово учителя).

1 – 2 мин

- Подравнялись.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись

И ко мне все повернулись.

- Я знаю, что вы все ребята творческие. А творить это всегда интересно. Даже если что-то не сразу получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех!»

Я желаю сегодня быть успешными!

Приветствуют учителя

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

II. Актуализация знаний и мотивация:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа с учебником).

1 – 2  мин

- Сегодня перед вами впервые 2-я часть учебника «Окружающий мир».

- Откройте содержание учебника на с. 143, прочитайте про себя как называются темы уроков.

- Какие события вам знакомы?

- Что вас заинтересовало в предстоящих уроках?

- Итак, давайте начнем первое наше путешествие по …….

- Для этого надо отгадать загадку:

«Лентой вьется на просторе, а потом впадает в море. Широка и глубока как зовем ее? …» (река). Слайд 2

- Значит путешествие будет по реке.

Знакомятся со II частью учебника

Читают содержание учебника

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадку

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Постановка учебной задачи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация).

1 – 2 мин

- А как называется наша река мы узнаем из названия I раздела на с. 3 учебника

- Итак, тема нашего урока «В путь по Реке Времени». Слайд  3

- Как вы понимаете выражение «Река времени»?

- Это река особенная, волшебная. Приходилось ли вам читать слово или предложение не сначала, а с конца? А книгу? Что бы получилось из такого чтения?

- Скажите, помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими?

- А знаете ли вы, как учились в школе ваши родители, как они познакомились?

- А какое еще вы знаете событие в вашей семье, произошедшее до вашего рождения?

- Как вы о нем узнали?

- Из ваших слов получается, что история семьи каждого человека начинается задолго до его рождения: с рождения родителей, их знакомства, свадьбы и т.д.

- Но личный опыт, воспоминания, собственная история жизни каждого человека начинается с его рождения.

- Мы говорим «история». А как вы понимаете это слово? Правильность ваших ответов мы проверим чуть позже.

- Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня?

- Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждение каких-либо событий в истории?

- А как узнать о событиях тех времен, когда история мира только начиналась и люди еще не умели писать?

- Ребята, как вы думаете, какая цель нашего путешествия по Реке времени? (Ответы: Что такое история…)

Научиться ориентироваться по Реке времени.

Узнать, что такое История. Слайд 4

- А для начала проверим, готовы ли вы к такому путешествию. Что вы уже знаете о прошлом нашей страны? Для этого надо ответить на вопросы:

1. Кто из известных людей России вам запомнился своими делами?

2. Какие события из жизни нашего Отечества вам известны?

- Как вы о нем узнали?

Читают на странице 3

Отвечают на вопрос

- Из рассказов взрослых

- можно посмотреть фото, спросить у взрослых

- По фото, фильмам, из газет прошлых лет

- Из легенд, преданий, сказок

- Из книг, фильмов, рассказов взрослых

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

IV. Открытие нового знания:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа с учебником).

3 – 5   мин

- Сейчас будем читать текст учебника на с.4. (Вопросы по абзацам.)

Вопросы по 1 абзацу:

- Как люди передавали опыт и знания своим потомкам?

- Как они это делали до изобретения письменности?

Вопросы по 2 абзацу:

- Что такое история?

- Сейчас я расскажу вам о человеке, который связан с понятием «история». Вы внимательно меня послушаете и ответите на вопрос после.

Слайд 5  «Геродот»

Рассказ:

Отцом истории по праву называют древнегреческого историка и путешественника Геродота. Он создал первую дошедшую до нас историческую книгу. Труды Геродота – настоящая энциклопедия древности. Он мастерски рассказал о том, что слышал от других людей, и о том, что видел сам. Для нас память о Геродоте дорога,  потому что он совершил путешествие на земли вдоль берегов Дуная и описал народы, жившие там.

- Почему Геродота считают отцом истории?

Вопросы по 3 абзацу:

- О каком значении слова «история» говорится в 3-м абзаце?

- Можем ли мы утверждать, что история это и есть Река времени? Почему?

Отвечают на поставленные вопросы

- сохраняли память о прошлом в устной форме; слагали песни, предания и т.д.

- Она изучает, расследует события прошлого

- Река времени — это наглядное изображение истории. Где волны на реке – это события, происходящие одно за другим.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

V. Первичное закрепление во внешней речи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- практический (работа с рабочей тетрадью);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа с учебником).

4 – 5 мин

- То, что поможет нам наглядно увидеть маршрут путешествия, находится в рабочей тетради на с. 40. Это Река (лента) времени. Слайд 6

- На какие 2 части она разделена?

- Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества?

- Река времени разделена на малые промежутки – века.

- Из уроков математики вспомните, сколько лет в 1 веке?

- Рассмотрите ленту времени и скажите, как идет последовательность веков в нашей эре?

- А что вы заметили в веках до нашей эры?

Итак, век — это промежуток в 100 лет. Слайд 8

- Как определить век?

Чтобы узнать в каком веке произошло то или иное событие, нужно определить количество сотен в числе года и прибавить единицу. Например -… Слайд 9

- Есть ли у вас вопросы?

- А у меня к вам есть: как вы думаете, 1700 год – это какой век? Слайд 10

- Это исключение! И оно не одно. Давайте прочитаем в учебнике на с. 5 какие еще бывают исключения.

Работают с рабочей тетрадью

- В 1 веке 100 лет

- 1700 год это 17 в

Читают про исключения на стр.5

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, умение на основе анализа выражений делать выводы;

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой:

- словесный (слово учителя);
- практический (работа с рабочей тетрадью);

- наглядный (учебная презентация).

 

4 – 5 мин

- А теперь давайте немного подвигаемся, что не помешает для приятного путешествия.

Динамическая пауза:

Это правая рука,

Это левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Справа – роща протянулась,

Слева – чей-то огород…

А когда я обернулась,

(Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука? 

- А теперь для самостоятельной работы предлагаю вам поработать в ваших рабочих тетрадях.

- Откройте на с 40 ленту времени.

- А сейчас на слайде вы увидите некоторые даты. Вам нужно будет сначала века, к которым относится даты, а затем отметить их на ленте времени.

Слайд 11

Даты:

988 г (Крещение Руси)

1961 г (Первый полёт человека в космос)

484 г (Рождение Геродота)

1991 г (Образование Российской Федерации)

1380 г (Куликовская битва)

1861 г (Отмена крепостного права на Руси)

1564 г (Выход первой русской печатной книги)

* отметить свою дату рождения (примерно 2003 г)

- Все выполнили задание? А теперь проверим. Посмотрите на слайд.

Слад 12

Повторяют за учителем движения динамической паузы

Выполняют задание на с 40 в рабочей тетради

Проверяют задание по слайду

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

VII. Включение в систему знаний:

- словесный (слово учителя);
- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в рабочей тетради).

7 – 8 мин

Рабочая тетрадь с. 4, № 3 (соотнеси годы и века, работа в парах). Слайд 13

- Со всеми ли ответами вы согласны? Как вы рассуждали?

- О ком говорится в стихотворении Н.Кончаловской? (из книги «Наша древняя столица»):

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах. Слайд 14

- Где мы уже встречались с ним?

- Что вы о нем уже знаете?

- Кем он был?

Просмотрите самостоятельно рубрику «календарь памятных дат» (на с. 6)

- Что нового из текста вы узнали?

- В каком веке жил Нестор?

- Какой исторический памятник оставил потомкам святой Нестор?

- Как она называется?

- Что такое летопись?

- Так в чем заслуга Нестора?

 

1861 – 19 в

74 – 1 в

1492 – 15 в

2000 – 20 в

988 – 10 в

1945 – 20 в

2015 – 21 в

- О Несторе

- на уроках литературы

- летописец, писал летописи

- в 11-12 вв до н.э

- летопись – исторический памятник

- «Повесть временных лет»

- Это рукописные книги о событиях древней истории, сведения, которые изложены по годам (летам)

- с помощью его записей мы узнали историю нашего мира, мы узнали далекое прошлое, мы узнали много исторических сведений

П: строить объяснения в устной форме по предложенному плану.

VIII. Рефлексия деятельности:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа).

2 – 3 мин

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Достигнуты ли нами поставленные цели?

- Научились ли мы передвигаться (ориентироваться) по Реке времени?

- А теперь записываем домашнее задание, расположенное на слайде.

Слайд 15

Д/З: учебник – с. 4-7; вопросы на с. 7; рабочая тетрадь – с.5, задание 4, 5.

- Спасибо за урок. До свидания.

Подводят итоги урока

Отвечают на вопросы

Р: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Слайд 2

«Лентой вьётся на просторе, а потом впадает в море. Широка и глубока. Как зовём её? …» (Река)

Слайд 3

Тема урока: «В путь по Реке времени» Цели: Научиться ориентироваться по Реке времени; Узнать, что такое «история».

Слайд 4

Геродот – отец истории

Слайд 5

1 век – 100 лет

Слайд 6

Например: 2010 год – 21 век 74 год – 1 век 1741 год – 18 век 1700 год – 17 век ИСКЛЮЧЕНИЕ!

Слайд 7

Даты: 988 год н.э. – 484 год до н.э. – 1961 год н.э. – 1991 год н.э. – 1380 год н.э. – 1861 год н.э. – 1564 год н.э. – * Отметить год своего рождения 10 век 5 век 20 век 20 век 14 век 19 век 16 век

Слайд 8

484 г 988 г 1961 г 1991 г 1380 г 1861 г 1564 г

Слайд 9

Ответы к заданию № 3: 1861 год – 19 век 74 год – 1 век 1492 год – 15 век 2000 год – 20 век 988 год – 10 век 1945 год – 20 век 2015 год – 21 век

Слайд 10

«В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах, О земле о древнерусской Быль записывал монах». (Н.Кончаловский) Нестор

Слайд 11

Д/З: учебник – с. 4-7; вопросы на с.7; рабочая тетрадь – с.5, задание 4, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествие по Реке времени"

Формирование представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществеНаучить рассказывать о развитии промышленности и сети железных доро...

Конспект урока по окружающему "Какие бывают водоёмы? Реки и болото -пресные водоёмы" 2 класс. Начальная школа 21 века

Цели: 1. Образовательные-знакомство с понятием «водоём», знакомство с такими водоёмами как: болото, река. Познакомиться со строением реки.2.Развивающие:-развивать познавательную активность...

Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя:  формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...

Конспект урока по окружающему миру на тему "В путь по реке времени" (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;знакомство с понятиями «река времени», «история» наша эра, до...

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"...